2 класс. Русский язык. Родственные слова. Корень слова

2 класс. Русский язык. Родственные слова. Корень слова

Комментарии преподавателя

О неко­то­рых сло­вах го­во­рят, что они род­ствен­ные. Вспом­ним, что озна­ча­ет это на­зва­ние?

Род­ствен­ные – это слова, ко­то­рые можно объ­яс­нить с по­мо­щью од­но­го и того же слова. Часть этого слова живёт во всех сло­вах-род­ствен­ни­ках. По­это­му у род­ствен­ных слов естьобщая часть и общее зна­че­ние.

На­при­мер, са­хар­ни­ца, сахар, кон­фе­та – род­ствен­ные слова?

1. По­смот­рим, есть ли в сло­вах общая часть(У слов са­хар­ни­ца, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее зна­че­ние? (Можно ли объ­яс­нить слова с по­мо­щью од­но­го и того же слова?)

Са­хар­ни­ца – пред­мет чай­ной по­су­ды для са­ха­ра. Зна­чит, са­хар­ни­ца, сахар – род­ствен­ные слова. Кон­фе­та – не род­ствен­ное слово.

     

Даны слова: рыба, ры­ба­чить, ло­вить, рыбка, рыб­ный, окунь, рыбак.

Со­бе­рём семью род­ствен­ных слов.

Как их узнать? Во-пер­вых, в сло­вах есть общая часть (рыб), во-вто­рых,  есть общее зна­че­ние. Можно  объ­яс­нить слова с по­мо­щью од­но­го и того же слова. 

Ры­ба­чить – за­ни­мать­ся лов­лей рыбы. Рыбка – это  ма­лень­кая рыба. Рыб­ный – сва­рен­ный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.

Зна­чит, рыба, ры­ба­чить, рыбка, рыб­ный, рыбак – род­ствен­ные слова.

У нас оста­лись слова ло­вить и окунь.

Под­бе­рём к ним толь­ко те слова, ко­то­рые счи­та­ем род­ствен­ны­ми. Оку­нёк, оку­нул, улов, лов­кий – род­ствен­ные слова?

Есть ли в сло­вах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объ­яс­нить слова с по­мо­щью од­но­го и того же слова? Оку­нёк – это ма­лень­кий окунь. Зна­чит, оку­нёк и окунь - это род­ствен­ные  слова.

Оку­нул – по­гру­зил в жид­кость. Окунь, оку­нул - у этих слов нет об­ще­го зна­че­ния.

Улов – ко­ли­че­ство рыбы, ко­то­рую вы­ло­ви­ли. Зна­чит, ло­вить, улов - это род­ствен­ные слова.

Лов­кий – ис­кус­ный, об­ла­да­ю­щий фи­зи­че­ской сно­ров­кой. Ло­вить, лов­кий – у  этих слов нет об­ще­го зна­че­ния.

 

Как на­зы­ва­ет­ся общая часть род­ствен­ных слов?

Общая часть род­ствен­ных слов на­зы­ва­ет­ся кор­нем.             

Ко­рень хра­нит в себе общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние.

От­ме­тим ко­рень в род­ствен­ных сло­вах. В сло­вах окунь, оку­нёк ко­рень окун-. В сло­вах ло­вить, улов ко­рень лов-.

Род­ствен­ные слова на­зы­ва­ют од­но­ко­рен­ны­ми, по­то­му что в них один и тот же ко­рень.

Вывод: глас­ные и со­глас­ные звуки раз­ные.

А оди­на­ко­вые ли буквы? Буквы оди­на­ко­вые.

Помни сек­рет кор­ней! Корни род­ствен­ных слов пи­шут­ся оди­на­ко­во.

 

Чтобы найти в слове ко­рень, нужно:

1. По­до­брать род­ствен­ные слова. 2. Вы­де­лить оди­на­ко­вую часть.

Най­дём ко­рень в сло­вах  по­да­рок, вы­крик­нуть, се­реб­ри­стый.

По­да­рок – вещь, ко­то­рую дарят, при­но­сят в дар. Общая часть –дар.

Вы­крик­нуть – гром­ко крик­нуть, из­дать крик. Ко­рень – крик.

Се­реб­ри­стый – цвета се­реб­ра, с се­реб­ря­ным от­тен­ком. Ко­рень – се­ребр.

 

К слову снег под­бе­рём род­ствен­ные слова. Узна­ем их по опи­са­нию зна­че­ния.

1. Лас­ко­вое на­зва­ние снега (сне­жок).

2. Кри­стал­лик снега (сне­жин­ка).

3. Снеж­ная баба (сне­го­вик).

4. Обиль­ная сне­гом (снеж­ная).

5. Неболь­шие, плот­но ска­тан­ные комки снега (снеж­ки).

У этих слов есть общее зна­че­ние. По­на­блю­да­ем за кор­нем.

Пред­ставь­те, что во всех этих сло­вах ко­рень снег. Про­из­не­си­те каж­дое слово с таким кор­нем. Удоб­но ли вам было про­из­но­сить «сне­гный», «снегки»?

Вы на­блю­да­ли закон языка: в корне од­но­ко­рен­ных слов одни со­глас­ные звуки могут за­ме­нять­ся дру­ги­ми. Такая за­ме­на на­зы­ва­ет­ся че­ре­до­ва­ни­ем со­глас­ных.

В дан­ных сло­вах ко­рень снег-снеж, в корне – че­ре­до­ва­ние букв со­глас­ных г-ж

На­зо­вём  семью од­но­ко­рен­ных слов с кор­нем УЧ- : учи­тель, уче­ник, обу­че­ние, учё­ный, пе­ре­учи­вать, за­учи­вать, учи­тель­ни­ца, учеб­ный, учи­тель­ская, завуч, на­учить, учёба.

На уроке вы узна­ли, что общая часть род­ствен­ных слов на­зы­ва­ет­ся кор­нем. Корни род­ствен­ных слов пи­шут­ся оди­на­ко­во. Од­но­ко­рен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слова, ко­то­рые имеют оди­на­ко­вый ко­рень и общее зна­че­ние. Чтобы найти в слове ко­рень, нужно по­до­брать род­ствен­ные слова и вы­де­лить в них оди­на­ко­вую часть.

 ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/sostav-slova/koren-slova-odnokorennye-slova-napisanie-kornya-v-odnokorennyh-slovah?seconds=0&chapter_id=1960

http://www.youtube.com/watch?v=gv-y5tkfUjI

http://www.youtube.com/watch?v=cxRZR8HcaM8

http://www.youtube.com/channel/UCt0Jh95ADiXwABj2PJkbcAQ/videos

http://www.youtube.com/watch?v=v_lUoSQ3Nkc

http://www.youtube.com/watch?v=gh-wLpxOwmA

http://www.youtube.com/watch?v=x2fuguOOvJQ

http://www.youtube.com/watch?v=AuwC5Lca0t8

http://www.youtube.com/watch?v=efZP_fbkiCU

http://www.youtube.com/watch?v=JToGRW15KB4

http://www.youtube.com/watch?v=e0MeA5d4_PM

http://www.youtube.com/watch?v=4e5VdXf2t4I

http://www.youtube.com/watch?v=4Pd3kuto5Ig

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.