2 класс. Русский язык. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами

2 класс. Русский язык. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами

Комментарии преподавателя

 Предлоги. Их роль

Мы уже знаем, что слова в пред­ло­же­нии свя­за­ны по смыс­лу. Се­год­ня мы узна­ем о ма­лень­ких по­мощ­ни­ках, без ко­то­рых эта связь не была бы воз­мож­на.

Рас­смот­рим пер­вый при­мер. Со­ста­вим пред­ло­же­ние со сло­ва­ми кот и стол, опи­ра­ясь на ри­сун­ки.

Кот сидит на столе.

Кот сидит под сто­лом.

Кот сидит за сто­лом.

Кот сидит у стола.

Кот сидит на столе

Кот сидит под столом

Кот сидит за столом

Кот сидит у стола

Рис. 1. Кот сидит на столе (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Кот сидит под сто­лом (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Кот сидит за сто­лом (Ис­точ­ник)

Рис. 4. Кот сидит у стола (Ис­точ­ник)

На­зо­вём слова, ко­то­рые по­мог­ли ука­зать, где на­хо­дит­ся кот: на, под, за, у. Если убрать их из пред­ло­же­ний, они те­ря­ют свой смысл и связ­ность.

Пред­лог – это часть речи, ко­то­рая слу­жит для связи слов друг с дру­гом.

В рус­ском языке около 200 пред­ло­гов. По­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми из них. Рас­смот­рим кар­тин­ки и крат­ко от­ве­тим на во­про­сы.

Где рас­тут грибы? В лесу. Пред­лог В.

Грибы в лесу 

Рис. 5. Грибы в лесу (Ис­точ­ник)

Где сидит Ко­ло­бок? На пень­ке. Пред­лог НА.

Колобок на пеньке

Рис. 6. Ко­ло­бок на пень­ке (Ис­точ­ник

С кем дру­жит со­ба­ка? С кош­кой. Пред­лог С.

Собака с кошкой

Рис. 7. Со­ба­ка с кош­кой (Ис­точ­ник)

Ко­рабль плы­вёт по чему? По морю. Пред­лог ПО.

Корабль плывёт по морю

Рис. 8. Ко­рабль плы­вёт по морю (Ис­точ­ник)

Где сидит уче­ник? За пар­той. Пред­лог ЗА.

Ученик за партой

Рис. 9. Уче­ник за пар­той (Ис­точ­ник)

За­пом­ним пред­ло­ги: в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

 Написание предлогов с другими словами

В от­ли­чие от су­ще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов пред­ло­ги не от­ве­ча­ют на во­про­сы. Од­на­ко связь слов в пред­ло­же­нии без пред­ло­гов невоз­мож­на.

За­пом­ним:

Пред­ло­ги со сло­ва­ми пи­шут­ся раз­дель­но.

 Как отличить приставку от предлога

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть по­хо­жие при­став­ки. Но при­став­ки – это часть слова, по­это­му они пи­шут­ся со сло­ва­ми слит­но. А пред­ло­ги – это часть речи, по­это­му они пи­шут­ся со сло­ва­ми раз­дель­но.

Да­вай­те узна­ем, как от­ли­чить при­став­ку от пред­ло­га.

Опре­де­лим, где при­став­ка, а где пред­лог.

(На)писал (на)кон­вер­те.

Пер­вый спо­соб: можно от­бро­сить или по­ме­нять при­став­ку, а пред­лог – нет. По­про­бу­ем:

Писал (на) кон­вер­те. Слова свя­за­ны по смыс­лу. Зна­чит, пер­вое НА – при­став­ка.

На­пи­сал кон­вер­те. Связь на­ру­ши­лась. Зна­чит вто­рое НА – пред­лог.

На­пи­сал – НА при­став­ка – пишем слит­но. На кон­вер­те – НА пред­лог – пишем раз­дель­но.

За­пом­ним: пред­ло­ги с гла­го­ла­ми не упо­треб­ля­ют­ся!

Рас­смот­рим вто­рой спо­соб:

(Про)читал (про)жи­вот­ных.

Вто­рой спо­соб: между пред­ло­гом и сло­вом можно вста­вить дру­гое слово. По­про­бу­ем:

Про­чи­тал – что сде­лал? – это гла­гол, ПРО – при­став­ка, вста­вить дру­гое слово нель­зя.

Про­чи­тал про до­маш­них жи­вот­ных. ПРО – пред­лог, на­пи­шем раз­дель­но.

Про­чи­тал про жи­вот­ных.

 Предлог

Слово пред­лог в пе­ре­вод с гре­че­ско­го озна­ча­ет «перед сло­вом». По ча­сто­те упо­треб­ле­ния пред­ло­ги за­ни­ма­ют чет­вёр­тое место после имён су­ще­стви­тель­ных, гла­го­лом и имён при­ла­га­тель­ных.

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния на прак­ти­ке.

 Закрепление знаний на практике

Со­ста­вим и за­пи­шем сло­во­со­че­та­ния с пред­ло­га­ми В, НА.

Кон­фе­ты, ваза; 
Книги, полка;
Кар­ти­на, стена;
Ска­терть, стол;
Ка­ран­даш, пенал;
Ку­би­ки, ко­роб­ка.

Про­ве­рим:

Кон­фе­ты в вазе; 
Книги на полке;
Кар­ти­на на стене;
Ска­терть на столе;
Ка­ран­даш в пе­на­ле;
Ку­би­ки в ко­роб­ке.

Вста­вим под­хо­дя­щие по смыс­лу пред­ло­ги:

Птицы … клет­ке.

Ли­сти­ки … ветке.

Кошка … сто­лом.

Садик … углом.

Про­ве­рим:

Птицы в клет­ке.

Ли­сти­ки на ветке.

Кошка за сто­лом.

Садик за углом.

Пред­ло­ги со сло­ва­ми на­пи­са­ны раз­дель­но.

Спи­шем, рас­кры­вая скоб­ки:

Миша (в)бежал (в)класс.

Вова (до)ехал (до)школы (на)трам­вае.

Нина (по)шла (по)до­рож­ке (в)сад.

Тро­пин­ка (с)пус­ка­лась (с)горы.

Цветы (под)окном (под)ре­за­ли (под)ко­рень.

Про­ве­рим:

Миша вбе­жал в класс. Миша что сде­лал? вбе­жал. Вбе­жал – это гла­гол, зна­чит В – это при­став­ка, пишем слит­но. Вбе­жал в боль­шой класс. Можно вста­вить слово, зна­чит В – пред­лог, пишем раз­дель­но.

Вова до­е­хал до школы на трам­вае. Вова что сде­лал? до­е­хал. До­е­хал – это гла­гол, зна­чит ДО – это при­став­ка, пишем слит­но. До­е­хал до своей школы. Можно вста­вить слово, зна­чит ДО – пред­лог, пишем раз­дель­но. До­е­хал на крас­ном трам­вае. Можно вста­вить слово, зна­чит ДО – пред­лог, пишем раз­дель­но.

Нина пошла по до­рож­ке в сад. Нина что сде­ла­ла? пошла. Пошла – это гла­гол, зна­чит ПО – это при­став­ка, пишем слит­но. По ма­лень­кой до­рож­ке. Можно вста­вить слово, зна­чит ПО – пред­лог, пишем раз­дель­но. В го­род­ской сад. Можно вста­вить слово, зна­чит В – пред­лог, пишем раз­дель­но.

Тро­пин­ка спус­ка­лась с горы. Тро­пин­ка что де­ла­ла? спус­ка­лась. Спус­ка­лась – это гла­гол, зна­чит С – это при­став­ка, пишем слит­но. Спус­ка­лась с вы­со­кой горы. Можно вста­вить слово, зна­чит С – пред­лог, пишем раз­дель­но.

Цветы под окном под­ре­за­ли под ко­рень. Цветы под моим окном. Можно вста­вить слово, зна­чит ПОД – пред­лог, пишем раз­дель­но. что сде­ла­ли? Под­ре­за­ли – это гла­гол, зна­чит ПОД – это при­став­ка, пишем слит­но. Под­ре­за­ли под самый ко­рень. Можно вста­вить слово, зна­чит ПОД – пред­лог, пишем раз­дель­но.

На этом уроке мы узна­ли, что пред­лог – это часть речи, ко­то­рая слу­жит для связи слов. Нужно пом­нить, что пред­ло­ги со сло­ва­ми пи­шут­ся раз­дель­но.

 Это интересно

Да­вай­те по­иг­ра­ем с пред­ло­га­ми.

На­зва­ние ка­ко­го хвой­но­го де­ре­ва со­сто­ит из че­ты­рёх пред­ло­гов?

Сосна – С, О, С, НА.

Сосна

Рис. 10. Сосна (Ис­точ­ник)

На­зва­ние ка­ко­го до­маш­не­го жи­вот­но­го со­сто­ит из двух пред­ло­гов?

Кот – К, ОТ.

Кот

Рис. 11. Кот (Ис­точ­ник)

На­зва­ние ка­ко­го до­маш­не­го жи­вот­но­го со­сто­ит из трёх пред­ло­гов?

Коза – К, О, ЗА.

Коза

Рис. 12. Коза (Ис­точ­ник)

Без каких че­ты­рёх пред­ло­гов не на­ду­ешь ко­ле­со?

Насос – НА, С, О, С.

Насос

Рис. 13. Насос (Ис­точ­ник)

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=ico6UpbmD30

http://www.youtube.com/watch?v=QeUBxyTFiKs

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/predlog/obschee-ponyatie-o-predloge-razdelnoe-napisanie-predlogov-so-slovami?seconds=0&chapter_id=2134

http://www.youtube.com/watch?v=5tn4Rw4ZbkY

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.