Идеология индустриального общества. Всеобщая история. 10 класс.

Идеология индустриального общества. Всеобщая история. 10 класс.

Промышленный переворот и его последствия. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

Промышленный переворот и его последствия.

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция (конец XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.) на­ча­лась в Ан­глии в по­след­ней трети XVIII в., впо­след­ствии она рас­про­стра­ни­лась и на дру­гие стра­ны Ев­ро­пы.

Про­мыш­лен­ным пе­ре­во­ро­том на­зы­ва­ют пе­ре­ход от ма­ну­фак­тур­но­го (руч­но­го) про­из­вод­ства к фаб­рич­но-за­вод­ско­му (ма­шин­но­му). Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот, таким об­ра­зом, был свя­зан с изоб­ре­те­ни­ем вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ных машин и их внед­ре­ни­ем в про­из­вод­ство.

Во вто­рой по­ло­вине XVIII в. в Ан­глии про­ис­хо­дит аг­рар­ная ре­во­лю­ция. Пред­при­ни­ма­тель­ское фер­мер­ское хо­зяй­ство вы­тес­ня­ет тра­ди­ци­он­ное кре­стьян­ское. Это было свя­за­но с тем, что прак­ти­че­ски вся земля со­сре­до­то­чи­лась в руках круп­ных соб­ствен­ни­ков, ко­то­рые сда­ва­ли ее в арен­ду фер­ме­рам. Скла­ды­ва­лась си­сте­ма ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний между ленд­лор­да­ми (вла­дель­ца­ми земли), фер­ме­ра­ми-арен­да­то­ра­ми и на­ем­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми (ба­тра­ка­ми). Это при­во­дит к улуч­ше­нию ка­че­ства об­ра­бот­ки земли, осво­е­нию за­бро­шен­ных участ­ков земли, по­се­ву кор­мо­вых куль­тур (для скота). После аг­рар­ной ре­во­лю­ции мно­гие люди в де­ревне оста­лись без ра­бо­ты и средств к су­ще­ство­ва­нию. Они по­да­лись в город, где ста­но­ви­лись на­ем­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях.

Пред­по­сыл­ки про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции:
• Скоп­ле­ние ка­пи­та­ла в руках пред­при­ни­ма­те­лей, тор­гов­цев и бан­ки­ров.
• Рост числа на­ем­ных ра­бо­чих (рост числа ра­бо­чих, в част­но­сти, был обу­слов­лен аг­рар­ной ре­во­лю­ци­ей).
• Раз­ви­тие тор­гов­ли и рост го­ро­дов.
• На­ли­чие рынка сбыта в ко­ло­ни­ях.

Непо­сред­ствен­ной при­чи­ной на­ча­ла про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции стало ра­зо­ре­ние ан­глий­ских тка­чей в связи с вво­зом в Ан­глию де­ше­вых тка­ней из Индии. Чтобы со­хра­нить свое про­из­вод­ство и кон­ку­ри­ро­вать с недо­ро­ги­ми ин­дий­ски­ми тка­ня­ми, им было необ­хо­ди­мо уве­ли­чить про­из­во­ди­тель­ность труда и умень­шить за­тра­ты.

Со­бы­тия

1733 г. – Джон Кей изоб­рел ме­ха­ни­че­ский (са­мо­лет­ный) ткац­кий ста­нок.

1735 г. – Аб­ра­хам Дер­би-сын внед­рил до­мен­ную вы­плав­ку чу­гу­на на коксе.

1765 г. – Джеймс Хар­гри­вс изоб­рел ме­ха­ни­че­скую прял­ку «Джен­ни» (один ра­бо­чий мог при­во­дить в дви­же­ние 18 ве­ре­тен).

1767 г. – изоб­ре­тен пря­диль­ный ста­нок, при­во­ди­мый в дви­же­ние во­дя­ным ко­ле­сом.

1771 г. – в Ан­глии по­яви­лась хлоп­ко­пря­диль­ная фаб­ри­ка, на ко­то­рой впер­вые все ос­нов­ные ра­бо­ты вы­пол­ня­ли ма­ши­ны. Ее по­стро­ил изоб­ре­та­тель и про­мыш­лен­ник Ричард Ар­крайт. Ма­ши­ны при­во­ди­лись в дви­же­ние при по­мо­щи во­дя­но­го ко­ле­са.

1784 г. – со­зда­ние па­ро­во­го дви­га­те­ля. Кон­струк­тор – Джеймс Уатт.

1784 г. – изоб­ре­тен то­кар­ный ста­нок Генри Модс­ли.

1785 г. – изоб­ре­те­ние Эд­мун­дом Кар­т­рай­том но­во­го ткац­ко­го стан­ка, ко­то­рый по­вы­сил про­из­во­ди­тель­ность труда в 40 раз.

Внед­ре­ние в про­из­вод­ство машин вы­тес­ня­ло руч­ное про­из­вод­ство. Умень­ши­лось число мел­ких соб­ствен­ни­ков – людей, ко­то­рые ра­бо­та­ли на себя; уве­ли­чи­лось число людей, жи­ву­щих за счет на­ем­но­го труда. Ра­бо­ты для всех не хва­та­ло. Вме­сте с тем усло­вия труда стали более тя­же­лы­ми. Ра­бо­чий день на­ем­ных ра­бот­ни­ков про­дол­жал­ся 12 часов и более.

1811–1813 гг. – дви­же­ние луд­ди­тов («раз­ру­ши­те­лей машин»). Ра­бо­чие ло­ма­ли ма­ши­ны, из-за ко­то­рых мно­гие ока­за­лись без ра­бо­ты. Пра­ви­тель­ство ис­поль­зо­ва­ло про­тив луд­ди­тов вой­ска, смерт­ную казнь.

1825 г. – в Ан­глии пущен пер­вый пас­са­жир­ский поезд.

Се­ре­ди­на XIX в. – общая про­тя­жен­ность же­лез­ных дорог в Ан­глии со­став­ля­ет более 50 тыс. км.

За­клю­че­ние

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция была свя­за­на с рядом тех­ни­че­ских изоб­ре­те­ний, ко­то­рые поз­во­ли­ли за­ме­нить руч­ной труд ма­шин­ным про­из­вод­ством. В ре­зуль­та­те про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та Ан­глия конце XVIII в. стала пер­вой про­мыш­лен­ной стра­ной мира.

По­след­ствия
• Рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда (при­во­дил к сни­же­нию цен на то­ва­ры).
• Утвер­жде­ние ка­пи­та­ли­сти­че­ской эко­но­ми­ки.
• Из­ме­не­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре. Оформ­ле­ние клас­сов про­мыш­лен­ной бур­жу­а­зии и на­ем­ных ра­бо­чих (про­ле­та­ри­а­та).
• Рост тор­гов­ли и со­вер­шен­ство­ва­ние путей со­об­ще­ния

• Ухуд­ше­ние усло­вий труда ра­бо­чих.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=3ogWHSOHELw
  • http://www.youtube.com/watch?v=9jsLLUX8RoY

Файлы