Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс.

Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Реформация и Крестьянская война в Германии.

Ре­фор­ма­ци­ей на­зы­ва­ют дви­же­ние за пе­ре­строй­ку хри­сти­ан­ской церк­ви конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Со­вре­мен­ни­ков по­ра­жа­ло ли­це­ме­рие выс­ших са­нов­ни­ков церк­ви, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли непри­хот­ли­вость и воз­дер­жа­ние от свет­ских на­сла­жде­ний, а сами жили в рос­ко­ши, жадно на­кап­ли­вая огром­ные бо­гат­ства, зна­чи­тель­ную долю ко­то­рых со­став­ля­ли до­хо­ды от про­да­жи ин­дуль­ген­ций — спе­ци­аль­ных пап­ских гра­мот, сви­де­тельств об от­пу­ще­нии как со­вер­шен­ных, так и еще не со­вер­шен­ных гре­хов. Свет­ская власть воз­му­ща­лась по­сто­ян­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ин­три­га­ми пап и кар­ди­на­лов, их вме­ша­тель­ством во внут­рен­ние дела ев­ро­пей­ских го­су­дарств.

В конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Гер­ма­ния была со­став­ной ча­стью Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­ри­и­гер­ман­ской нации. Кня­зья иг­ра­ли боль­шую роль в жизни Гер­ма­нии. Семь кня­зей-кур­фюр­стов, из­би­рав­шие им­пе­ра­то­ра, вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­ва­ли уси­ле­нию его вла­сти и остав­ля­ли за собой право са­мо­сто­я­тель­но ре­шать важ­ные дела. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь пре­тен­до­ва­ла на пер­во­сте­пен­ную роль в жизни раз­дроб­лен­ной Гер­ма­нии. Она имела здесь го­раз­до более ши­ро­кое поле де­я­тель­но­сти, чем в стра­нах с силь­ной цен­траль­ной вла­стью. Ка­то­ли­че­ской церк­ви при­над­ле­жа­ли огром­ные зе­мель­ные вла­де­ния и даже го­ро­да. Всю Гер­ма­нию за­по­ло­ни­ли про­дав­цы ин­дуль­ген­ций, свя­тых ре­лик­вий и раз­лич­ные сбор­щи­ки пла­те­жей в поль­зу церк­ви.

Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Гер­ма­нии с вы­ступ­ле­ния уче­но­го бо­го­сло­ва из го­ро­да Вит­тен­бер­га Мар­ти­на Лю­те­ра. Пред­ки Лю­те­ра были кре­стьяне. От них он уна­сле­до­вал уме­ние вы­сто­ять в самых труд­ных си­ту­а­ци­ях. Семья Мар­ти­на была бедна. Вос­пи­та­ние дома было стро­гое, побои слу­жи­ли глав­ным пе­да­го­ги­че­ским сред­ством. Еще ре­бен­ком он решил уйти в мо­на­стырь, чтобы спа­стись от ни­ще­ты. Лютер окон­чил Эр­фурт­ский уни­вер­си­тет и стал уче­ным-бо­го­сло­вом.

Мартин Лютер

 Мар­тин Лютер

В 1517 г. Мар­тин Лютер вы­сту­пил с «95 те­зи­са­ми» про­тив тор­гов­ли ин­дуль­ген­ци­я­ми. По­сту­пок Лю­те­ра вы­звал воз­му­ще­ние Папы Рим­ско­го, под­пи­сав­ше­го от­лу­че­ние от церк­ви для непо­кор­но­го про­фес­со­ра. И в 1521 г. Мар­ти­на Лю­те­ра вы­зва­ли на им­пер­ский суд в город Вормс. Дру­зья от­го­ва­ри­ва­ли Мар­ти­на от по­езд­ки на суд. Но он по­доб­но Яну Гусу про­явил му­же­ство и явил­ся на суд. По до­ро­ге к Ворм­су Лю­те­ру устра­и­ва­ли тор­же­ствен­ные встре­чи, со­би­ра­лись толпы на­ро­да, ко­то­рым он читал свои про­по­ве­ди. На суде им­пе­ра­тор (Карл V) по­тре­бо­вал от Лю­те­ра от­речь­ся от сво­е­го уче­ния. Но Лютер, об­ра­ща­ясь к со­бра­нию, ска­зал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог по­мо­жет мне. Аминь». Во время его вы­ступ­ле­ния по залу раз­но­си­лись воз­гла­сы одоб­ре­ния. Мно­гие ду­ма­ли, что после суда Мар­ти­на Лю­те­ра ждет такая же судь­ба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке сак­сон­ский князь Фри­дрих. Уче­ние Лю­те­ра стало рас­про­стра­нять­ся в Гер­ма­нии. Лютер осуж­дал про­да­жу ин­дуль­ген­ций; счи­тал, что свя­щен­ни­ки нужны лишь для того, чтобы объ­яс­нять ве­ру­ю­щим Свя­щен­ное Пи­са­ние, а не для того, чтобы быть по­сред­ни­ка­ми между Богом и лю­дь­ми; он от­ста­и­вал идею оправ­да­ния верой — че­ло­век сам несет от­вет­ствен­ность за свои по­ступ­ки и обес­пе­чи­ва­ет спа­се­ние своей души верой в Бога; счи­тал, что цер­ковь долж­на от­ка­зать­ся от бо­гатств; что Свя­щен­ное Пи­са­ние долж­но быть до­ступ­но каж­до­му хри­сти­а­ни­ну, а не толь­ко свя­щен­ни­ку, зна­ю­ще­му ла­тынь; из всех цер­ков­ных та­инств он пред­ла­гал оста­вить толь­ко те, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии, — кре­ще­ние и при­ча­ще­ние. Ос­но­ван­ная на уче­нии Лю­те­ра цер­ковь стала на­зы­вать­ся лю­те­ран­ской. Борь­ба за Ре­фор­ма­цию ши­ри­лась.

Летом 1524 г. в Гер­ма­нии на юге стра­ны вос­ста­ли кре­стьяне. Во­ждем на­род­ной Ре­фор­ма­ции стал свя­щен­ник Томас Мюн­цер.

Томас Мюнцер

Томас Мюн­цер

В 1525 г. уже почти все гер­ман­ские земли охва­ти­ло дви­же­ние, на­зван­ное ис­то­ри­ка­ми Ве­ли­кой кре­стьян­ской вой­ной. В чем ее глав­ные при­чи­ны? Раз­ло­же­ние тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства и раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний рож­да­ли у дво­рян и кня­зей по­треб­ность в уве­ли­че­нии де­неж­ных до­хо­дов. Они стали за­хва­ты­вать об­щин­ные земли и со­кра­щать кре­стьян­ские на­де­лы, уве­ли­чи­вать на­ту­раль­ный и де­неж­ный оброк, бар­щи­ну. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звон­кую мо­не­ту. Стра­да­ли кре­стьяне и от роста цен. При­ток зерна и се­реб­ра из Но­во­го Света вы­звал ре­во­лю­цию цен — день­ги обес­це­ни­лись, цены на то­ва­ры вы­рос­ли. После упла­ты се­ньо­ру у кре­стьян ни­че­го не оста­ва­лось и мно­гие об­ра­ща­лись к ро­стов­щи­кам. Ос­нов­ным рай­о­ном вос­ста­ния стал юго-за­пад стра­ны. 40 тысяч че­ло­век бо­ро­лись про­тив гнета свет­ских и ду­хов­ных фе­о­да­лов. Была со­став­ле­на про­грам­ма «Две­на­дцать ста­тей», в ко­то­рой вос­став­шие тре­бо­ва­ли от­ме­ны лич­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян, огра­ни­че­ние цер­ков­ной де­ся­ти­ны, бар­щи­ны и штра­фов. Борь­ба кре­стьян за­кон­чи­лась по­ра­же­ни­ем. За по­дав­ле­ни­ем вос­ста­ния по­сле­до­ва­ли же­сто­кие рас­пра­вы над участ­ни­ка­ми; был каз­нен и Томас Мюн­цер.

Лютер резко осу­дил по­встан­цев и Мюн­це­ра, за­кре­пив свой союз с кня­зья­ми и го­род­ской вер­хуш­кой. Те­перь, после по­ра­же­ния на­род­ной Ре­фор­ма­ции, мно­гие кня­зья боль­ше не счи­та­ли под­держ­ку Лю­те­ра опас­ным делом. В его уче­нии их чрез­вы­чай­но при­вле­ка­ли идеи се­ку­ля­ри­за­ции и гла­вен­ства го­су­дар­ства над цер­ко­вью. Когда на рейхс­та­ге 1529 г. ка­то­ли­ки ока­за­лись в боль­шин­стве и по­тре­бо­ва­ли от­ме­нить за­во­е­ва­ния Ре­фор­ма­ции, сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. С этого вре­ме­ни их стали на­зы­вать про­те­стан­та­ми.

В 1555 г. был до­стиг­нут Аугс­бург­ский мир. Ка­то­ли­че­ство и про­те­стант­ство при­зна­ва­лось рав­но­прав­ны­ми, но право опре­де­лять ре­ли­гию по­дан­ных предо­став­ля­лось толь­ко кня­зьям: «Чья стра­на, того и вера…». В Гер­ма­нии об­ра­зо­ва­лись две груп­пи­ров­ки кня­жеств: на юге и за­па­де стра­ны пре­об­ла­да­ли ка­то­ли­ки, на се­ве­ре и во­сто­ке про­те­стан­ты. В про­те­стант­ских кня­же­ствах гла­вой церк­ви при­зна­вал­ся князь, ему было под­чи­не­но осо­бое ве­дом­ство, рас­по­ря­жав­ше­е­ся цер­ков­ны­ми де­ла­ми. Про­те­стант­ские про­по­вед­ни­ки — пас­то­ры — на­хо­ди­лись на го­су­дар­ствен­ной служ­бе. Лю­те­ран­ская цер­ковь стала учре­жде­ни­ем, под­чи­нен­ным князю. Пыш­ные цер­ков­ные об­ря­ды были от­ме­не­ны. Из церк­вей убра­ли скульп­ту­ры, упразд­ни­ли по­кло­не­ние ико­нам и свя­тым мощам. Цер­ковь стала де­ше­вой.

«Чья страна, того и вера»

 «Чья стра­на, того и вера»

Ре­фор­ма­ция по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу была рас­про­стра­не­на в Ан­глии, Дании, Нор­ве­гии, Ис­лан­дии, Шве­ции, Фин­лян­дии.

Распространение Реформации в Европе.

Ре­фор­ма­ция, на­чав­шись в Гер­ма­нии, вско­ре охва­ти­ла Ни­дер­лан­ды, Ан­глию, Скан­ди­на­вию, Фран­цию, Швей­ца­рию. Не везде она про­во­ди­лась по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу. По­яви­лись дру­гие про­те­стант­ские те­че­ния. Так, в Швей­ца­рии воз­ник каль­ви­низм (на­прав­ле­ние про­те­стан­тиз­ма, со­здан­ное фран­цуз­ским тео­ло­гом и про­по­вед­ни­ком Жаном Каль­ви­ном). Ор­га­ни­за­ция каль­ви­нист­кой церк­ви от­ли­ча­лась как от ка­то­ли­че­ской, так и от лю­те­ран­ской. Со вре­ме­нем сто­рон­ни­ки Каль­ви­на по­яви­лись во мно­гих стра­нах: в Ан­глии (там они на­зы­ва­лись пу­ри­та­на­ми), в Ни­дер­лан­дах, во Фран­ции. Позд­нее эми­гран­ты пе­ре­нес­ли ре­ли­ги­оз­ное уче­ние Каль­ви­на в Новый Свет. Про­те­стан­тизм нанес силь­ный удар по по­зи­ци­ям ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­ли­ти­ка Рима, при­зван­ная оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стант­ских уче­ний, по­лу­чи­ла на­зва­ние «контр­ре­фор­ма­ция». Ее под­дер­жа­ли Ис­па­ния, Фран­ция, а также часть гер­ман­ских и ита­льян­ских зе­мель. Контр­ре­фор­ма­ция со­сто­я­ла из раз­лич­ных по сво­е­му ха­рак­те­ру мер: от по­пы­ток сдер­жан­ной ре­фор­ма­ции ка­то­ли­че­ства до си­ло­вых ме­то­дов борь­бы с про­те­стан­тиз­мом. В 1534 году был ос­но­ван орден иезу­и­тов, глав­ной целью ко­то­ро­го было укреп­ле­ние по­зи­ций ка­то­ли­че­ской церк­ви по всему миру. В от­ли­чие от сред­не­ве­ко­вых мо­на­хов, иезу­и­ты жили в миру. Они участ­во­ва­ли в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни, ока­зы­вая вли­я­ние в ин­те­ре­сах ка­то­ли­че­ской церк­ви: вхо­ди­ли в до­ве­рие к го­су­да­рям, вы­со­ко­по­став­лен­ным чи­нов­ни­кам и вель­мо­жам, убеж­дая их про­во­дить по­ли­ти­ку в ин­те­ре­сах Папы Рим­ско­го. Иезу­и­ты от­кры­ва­ли школы, ко­то­рые от­ли­ча­лись в XVI–XVII вв. вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

Жан Каль­вин

Жан Каль­вин ро­дил­ся и про­вел юность во Фран­ции, по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, затем увлек­ся уче­ни­ем ре­фор­ма­то­ров. Го­не­ния на про­те­стан­тов во Фран­ции вы­ну­ди­ли Каль­ви­на пе­ре­се­лить­ся в Же­не­ву. Здесь вы­хо­дит его зна­ме­ни­тый труд «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской вере». В ос­но­ве уче­ния Каль­ви­на лежит тео­рия бо­же­ствен­но­го пред­опре­де­ле­ния. Каль­вин счи­тал, что до­стичь веч­но­го спа­се­ния удо­сто­е­ны лишь немно­гие. Че­ло­век может лишь на­де­ять­ся, что верно ис­пол­ня­ет свое при­зва­ние и пред­опре­де­лен к спа­се­нию. Бог дает че­ло­ве­ку знак — успех в делах. Каль­вин под­чер­ки­вал вы­со­кое до­сто­ин­ство труда, оправ­ды­вал на­ко­пи­тель­ство, счи­тал лень ве­ли­чай­шим по­ро­ком, осуж­дал цер­ков­ные празд­ни­ки, пред­пи­сы­ва­ю­щие ве­ру­ю­щим не ра­бо­тать в эти дни. Под воз­дей­ствие уче­ния Каль­ви­на воз­ник новый тип де­ло­во­го че­ло­ве­ка — тру­до­лю­би­во­го, бе­реж­ли­во­го.

По ука­за­нию Каль­ви­на в Же­не­ве был со­став­лен про­ект но­во­го цер­ков­но­го устрой­ства. Те­перь об­щи­на ве­ру­ю­щих сама вы­би­ра­ла ста­рей­шин-пре­сви­те­ров и про­по­вед­ни­ков-пас­то­ров. Они ру­ко­во­ди­ли об­щи­ной и сле­ди­ли за нрав­ствен­но­стью ее чле­нов. Ре­фор­мы пре­вра­ти­ли Же­не­ву в уны­лый и скуч­ный город. Из цер­ков­но­го оби­хо­да уда­ли­ли по­след­ние укра­ше­ния, сим­во­лы, це­ре­мо­нии. Яркие одеж­ды, театр, танцы, му­зы­ка были за­пре­ще­ны как бо­го­про­тив­ные. По­ощ­ря­лись раз­мыш­ле­ния над Биб­ли­ей, рас­пе­ва­ния псал­мов и упор­ный труд. Свет­ская власть в Же­не­ве стала про­стым ис­пол­ни­те­лем пред­пи­са­ний церк­ви.

По от­но­ше­нию к своим про­тив­ни­кам, будь то ка­то­ли­ки или про­те­стан­ты, Каль­вин был непри­ми­рим. Пре­жде не свой­ствен­ные про­те­стан­там фа­на­тизм и нетер­пи­мость при­нес­ли ему про­зви­ще «же­нев­ский папа». По при­ка­за­нию Каль­ви­на ис­пан­ский врач и бо­го­слов Ми­гель Сер­вет был схва­чен и при­го­во­рен к смер­ти. В 1553 г. Сер­вет погиб на ко­ст­ре и вошел в ис­то­рию как пер­вая жерт­ва про­те­стант­ско­го фа­на­тиз­ма.

Важ­ную роль в ис­то­рии сыг­ра­ли по­ли­ти­че­ские идеи Каль­ви­на. От­ме­чая бо­же­ствен­ное про­ис­хож­де­ние вла­сти, Каль­вин под­чер­ки­вал, что у пра­ви­те­лей есть обя­зан­но­сти перед об­ще­ством. Если пра­ви­тель не дает ве­ру­ю­щим вы­пол­нять их хри­сти­ан­ский долг, то он ста­но­вит­ся ти­ра­ном, и об­щи­на имеет право ему со­про­тив­лять­ся. По­сле­до­ва­те­ли Каль­ви­на раз­ви­ли эту идею, тем самым оправ­ды­вая даже убий­ство ти­ра­на.

Уче­ние Каль­ви­на рас­про­стра­ни­лось в Ан­глии и Шот­лан­дии, в Ни­дер­лан­дах и во Фран­ции, в Се­вер­ной Аме­ри­ке. Каль­вин раз­вил идеи Лю­те­ра и объ­еди­нил сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции для даль­ней­шей борь­бы. Между тем ка­то­ли­цизм го­то­вил­ся к ре­ши­тель­ной схват­ке.

Ре­фор­ма­ция за­ста­ла ка­то­ли­че­скую цер­ковь врас­плох. Вна­ча­ле папы на­ла­га­ли про­кля­тия на про­те­стан­тов, пы­та­лись при­сту­пить к ре­фор­мам. Од­на­ко затем в Риме воз­об­ла­да­ли сто­рон­ни­ки ре­ши­тель­ной борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей — Контр­ре­фор­ма­ции. Важ­ней­шую роль сыг­рал новый орден иезу­и­тов. Его ор­га­ни­зо­вал че­сто­лю­би­вый и энер­гич­ный ис­пан­ский дво­ря­нин Иг­на­тий Лой­о­ла (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа рим­ский Павел III утвер­дил устав ор­де­на. В «Об­ще­стве Иису­са» су­ще­ство­ва­ла жест­кая иерар­хия его чле­нов и же­лез­ная дис­ци­пли­на. Ге­не­рал ор­де­на из­би­рал­ся по­жиз­нен­но и об­ла­дал огром­ной вла­стью. По­ми­мо мо­на­ше­ских обе­тов бед­но­сти, без­бра­чия и по­слу­ша­ния члены ор­де­на да­ва­ли осо­бую клят­ву вер­но­сти папе. Иезу­и­ты долж­ны были вы­пол­нять любые рас­по­ря­же­ния на­чаль­ства, не раз­мыш­ляя о мо­раль­ной сто­роне своих дей­ствий. Своим внеш­ним видом они ско­рее на­по­ми­на­ли свет­ских уче­ных. Их за­да­чей было быть в гуще со­бы­тий. Они по­ра­жа­ли эру­ди­ци­ей, пыш­но­стью бо­го­слу­же­ний, неред­ко были ду­хов­ни­ка­ми го­су­да­рей. Ложь, ин­три­ги, убий­ства — все сред­ства ис­поль­зо­ва­лись ими к «вящей славе Бо­жьей». Иезу­и­ты ор­га­ни­зо­вы­ва­ли за­го­во­ры про­тив про­те­стант­ских ли­де­ров и под­го­то­ви­ли ряд по­ку­ше­ний. Много вни­ма­ния члены ор­де­на уде­ля­ли мо­ло­де­жи, они со­зда­ва­ли луч­шие школы, из стен ко­то­рых вы­хо­ди­ли убеж­ден­ные ка­то­ли­ки.

  Иг­на­тий Лой­о­ла

Орден иезу­и­тов был важ­ней­шим, но да­ле­ко не един­ствен­ным ору­ди­ем борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей. В 1542 г. в Риме был со­здан ин­кви­зи­ци­он­ный три­бу­нал. Осо­бен­но же­сто­ки­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми про­сла­ви­лась ис­пан­ская ин­кви­зи­ции. Ко­роль Фи­липп II, ре­ли­ги­оз­ный фа­на­тик, од­на­ж­ды за­явил: «Я пред­по­чту со­всем не иметь под­дан­ных, чем иметь та­ко­вы­ми ере­ти­ков». Борь­бу с про­те­стан­тиз­мом Фи­липп II рас­про­стра­нил и на Ни­дер­лан­ды. Была вве­де­на стро­жай­шая книж­ная цен­зу­ра. В 1559 г. в Риме из­да­ли ин­декс за­пре­щен­ных книг. С са­мо­го на­ча­ла Ре­фор­ма­ции го­во­ри­ли, что раз­но­гла­сия между ка­то­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми сле­ду­ет об­су­дить на цер­ков­ном со­бо­ре. В 1545 г. папа рим­ский Павел III в ита­льян­ском го­ро­де Трен­то (Три­дент) со­звал собор, обес­пе­чив на нем пре­об­ла­да­ние своих сто­рон­ни­ков. Собор за­се­дал с боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 18 лет. В 1563 г. Три­дент­ский собор под­твер­дил ос­нов­ные по­ло­же­ния ве­ро­уче­ния ка­то­ли­че­ской церк­ви, на­прав­лен­ные на укреп­ле­ние церк­ви и ин­кви­зи­ции. Все сто­рон­ни­ки ре­фор­ма­ции были объ­яв­ле­ны ере­ти­ка­ми и по­став­ле­ны вне за­ко­на. Тем самым ка­то­ли­че­ская цер­ковь дала ка­то­ли­кам право пре­сле­до­вать и уби­вать лю­те­ран, каль­ви­ни­стов и сто­рон­ни­ков дру­гих ре­фор­ма­ци­он­ных уче­ний.

 Папа Павел III на Три­дент­ском со­бо­ре

Ка­то­ли­че­ской церк­ви уда­лось по­да­вить Ре­фор­ма­цию в Поль­ше, Ита­лии, Южной Гер­ма­нии. В стра­нах, где по­бе­ди­ла ка­то­ли­че­ская цер­ковь, как пра­ви­ло, доль­ше со­хра­ня­лись фе­о­даль­ные по­ряд­ки, тор­мо­зив­шие раз­ви­тие эко­но­ми­ки.

Ре­фор­ма­ция в Ев­ро­пе была под­го­тов­ле­на стре­ми­тель­ным подъ­емом куль­ту­ры в эпоху Воз­рож­де­ния, стрем­ле­ни­ем лич­но­сти к боль­шей сво­бо­де и са­мо­сто­я­тель­но­сти. Ре­фор­ма­ция — это время кри­зи­са ка­то­ли­че­ской церк­ви. Несмот­ря на по­пыт­ки церк­ви за­ду­шить Ре­фор­ма­цию и от­дель­ные успе­хи, из-под ее вла­сти вы­рва­лись Ан­глия и Шот­лан­дия, скан­ди­нав­ские стра­ны, Гол­лан­дия, Се­вер­ная Гер­ма­ния, часть Фран­ции.

Ре­фор­ма­ция оста­ви­ла глу­бо­кий след в ис­то­рии, она из­ме­ни­ла ду­хов­ный, по­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства. Ито­гом Ре­фор­ма­ции стало по­яв­ле­ние на­ци­о­наль­ных церк­вей, укреп­ле­ние свет­ской вла­сти, со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия на­ци­о­наль­ных го­су­дарств.

Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.

В XVI в. Фран­ция стала одним из самых боль­ших цен­тра­ли­зо­ван­ных го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы с на­се­ле­ни­ем около 15 млн че­ло­век. По уров­ню раз­ви­тия она зна­чи­тель­но опе­ре­жа­ла то­гдаш­нюю Ис­па­нию, но усту­па­ла Ан­глии и Ни­дер­лан­дам.

Наи­боль­ше­го мо­гу­ще­ства Фран­ция до­стиг­ла при прав­ле­нии Фран­цис­ка I (1515–1547 гг.). Вся власть в стране при­над­ле­жа­ла ко­ро­лю, ко­то­рый от­ка­зал­ся от со­зы­ва Ге­не­раль­ных шта­тов. Он окон­ча­тель­но под­чи­нил ка­то­ли­че­скую цер­ковь, до­го­во­рив­шись с папой рим­ским о праве ко­ро­ля на­зна­чать на долж­но­сти всех фран­цуз­ских епи­ско­пов. Его сына Ген­ри­ха II стали име­но­вать «Ваше Ве­ли­че­ство». Все более важ­ную роль играл ко­ро­лев­ский двор. В его пыш­ном це­ре­мо­ни­а­ле во­пло­ща­лось мо­гу­ще­ство ко­ро­лев­ской вла­сти. В XVI–XVII вв. зна­чи­тель­но вы­рос­ла чис­лен­ность фран­цуз­ской армии, уве­ли­чи­лись и во­ен­ные рас­хо­ды. Для их по­кры­тия росли раз­ме­ры преж­них на­ло­гов и вво­ди­лись новые. Управ­ля­ли слож­ным го­су­дар­ствен­ным ме­ха­низ­мом про­фес­си­о­наль­ные чи­нов­ни­ки, чис­лен­ность ко­то­рых по­сто­ян­но росла. Пу­стая казна часто за­став­ля­ла мо­нар­хов про­да­вать долж­но­сти, в том числе с пра­вом пе­ре­да­вать их по на­след­ству. Мно­гие долж­но­сти да­ва­ли право на дво­рян­ское зва­ние. По­сте­пен­но их по­ку­па­те­ли со­ста­ви­ли осо­бое «дво­рян­ство ман­тии», тра­ди­ци­он­ное дво­рян­ство име­но­ва­лось «дво­рян­ством шпаги». Ко­роль неко­то­рое время ми­рил­ся с ее рас­про­стра­не­ни­ем в стране, но потом начал пре­сле­до­ва­ния про­те­стан­тов. В 1540 г. во Фран­ции была вве­де­на ин­кви­зи­ция. На юге стра­ны утвер­ди­лась каль­ви­нист­ская цер­ковь, ее  по­сле­до­ва­те­лей стали на­зы­вать гу­ге­но­та­ми.

Пре­ем­ни­ком Фран­цис­ка I был его сын Ген­рих II (1547–1559 гг.), ко­то­рый рас­ши­рил гра­ни­цы стра­ны, в част­но­сти от­во­е­вал у Ан­глии порт Кале. Этот ко­роль неле­по погиб во время од­но­го из тур­ни­ров.

В 1562 г. ка­то­ли­ки устро­и­ли резню гу­ге­но­тов, те пред­при­ня­ли от­вет­ные дей­ствия. На­ча­лись ре­ли­ги­оз­ные войны. В 1572 г., ка­за­лось, про­изо­шло при­ми­ре­ние. Вождь гу­ге­но­тов гер­цог На­варр­ский со­че­тал­ся бра­ком с сест­рой ко­ро­ля Карла IX Мар­га­ри­той Валуа. И тут Гизы на­нес­ли же­сто­кий удар, ор­га­ни­зо­вав мас­со­вое убий­ство гу­ге­но­тов. Оно на­ча­лось в Па­ри­же в ночь на празд­ник свя­то­го Вар­фо­ло­мея и вошло в ис­то­рию как Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь. В ответ гу­ге­но­ты со­зда­ли на юге свое го­су­дар­ство, во главе ко­то­ро­го стал Ген­рих На­варр­ский.

Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь

В ходе даль­ней­шей борь­бы фран­цуз­ская ко­ро­лев­ская ди­на­стия Валуа пре­сек­лась; бли­жай­шим на­след­ни­ком ока­зал­ся гу­ге­нот Ген­рих На­варр­ский. Он взо­шел на трон под име­нем Ген­ри­ха IV (1589–1610 гг.), по­ло­жив на­ча­ло прав­ле­нию ди­на­стии Бур­бо­нов. Он часто менял свои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния, но вско­ре убе­дил­ся, что ка­то­ли­цизм при­не­сет ему под­держ­ку боль­шин­ства фран­цу­зов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сме­нил веру, и сто­ли­ца при­ня­ла его сто­ро­ну.

В 1598 г. Ген­рих IV издал Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти. Офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей Фран­ции оста­вал­ся ка­то­ли­цизм, но гу­ге­но­ты урав­ни­ва­лись в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми. Ген­ри­ху IV уда­лось вос­ста­но­вить эко­но­ми­ку стра­ны, укре­пить свою власть и меж­ду­на­род­ный пре­стиж Фран­ции. Од­на­ко в 1610 г. его жизнь обо­рвал кин­жал фа­на­тич­но­го ка­то­ли­ка.

Сле­ду­ю­щим фран­цуз­ским ко­ро­лем в де­вя­ти­лет­нем воз­расте стал сын Ген­ри­ха IV Лю­до­вик XIII (1610–1643 гг.). Неко­то­рое время стра­ной управ­ля­ла его мать Мар­га­ри­та Ме­ди­чи. В 1624–1642 гг. во главе пра­ви­тель­ства стоял кар­ди­нал Ри­ше­лье. Непре­взой­ден­ный ма­стер ин­три­ги, он удер­жи­вал свой пост до самой смер­ти. Он раз­ра­бо­тал про­грам­му дей­ствий, стре­мясь сде­лать Фран­цию мо­гу­ще­ствен­ной дер­жа­вой. Права и при­ви­ле­гии про­вин­ций или учре­жде­ний со­блю­да­лись лишь тогда, когда это не про­ти­во­ре­чи­ло ин­те­ре­сам мо­нар­хии. Про­тив­ни­ка­ми такой по­ли­ти­ки были гу­ге­но­ты. Ри­ше­лье дей­ство­вал ре­ши­тель­но: он от­во­е­вал у гу­ге­но­тов Ла-Ро­шель, лишил их по­ли­ти­че­ских прав. Под­лин­ным бед­стви­ем для Фран­ции были дуэли, кар­ди­нал из­да­вал эдик­ты про­тив ду­элей и же­сто­ко карал на­ру­ши­те­лей. Он ре­фор­ми­ро­вал фи­нан­сы, по­кро­ви­тель­ство­вал раз­ви­тию про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, по­ощ­рял за­хват ко­ло­ний. По его ини­ци­а­ти­ве на­ча­ла вы­хо­дить пер­вая фран­цуз­ская га­зе­та.

Кар­ди­нал Ри­ше­лье

Глав­ны­ми про­тив­ни­ка­ми Фран­ции в Ев­ро­пе были ис­пан­ские и ав­стрий­ские Габс­бур­ги. В ходе Трид­ца­ти­лет­ней войны (1618–1648 гг.) Фран­ция одо­ле­ла Ис­па­нию и стала самым мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством в Ев­ро­пе.

После смер­ти Лю­до­ви­ка XIII на пре­стол взо­шел его пя­ти­лет­ний сын Лю­до­вик XIV(1643–1715 гг.). Ре­аль­ная власть пе­ре­ш­ла к ко­ро­ле­ве-ма­те­ри Анне Ав­стрий­ской и пер­во­му ми­ни­стру кар­ди­на­лу Ма­за­ри­ни, про­дол­жав­ше­му по­ли­ти­ку Ри­ше­лье. По­ло­же­ние Фран­ции, ра­зо­рен­ной Трид­ца­ти­лет­ней вой­ной, было неста­биль­ным. Вол­не­ния про­дол­жа­лись до 1653 г., их участ­ни­ки тре­бо­ва­ли огра­ни­чить рост на­ло­гов и пре­кра­тить зло­упо­треб­ле­ния вла­стей. Когда в 1661 г. Ма­за­ри­ни умер, 22-лет­ний Лю­до­вик XIV за­явил, что от­ныне сам будет пер­вым ми­ни­стром, и с тех пор не вы­пус­кал власть из своих рук.

 

 Лю­до­вик XIV

Он стре­мил­ся укре­пить един­ство стра­ны, упро­чить гла­вен­ство Фран­ции в Ев­ро­пе и рас­ши­рить ее гра­ни­цы. «Ко­роль-солн­це» — так на­зы­ва­ли его при­двор­ные льсте­цы — управ­лял стра­ной с по­мо­щью ко­ро­лев­ско­го со­ве­та, од­на­ко все ре­ше­ния при­ни­мал сам. Под­лин­ным во­пло­ще­ни­ем духа аб­со­лю­тиз­ма стала гран­ди­оз­ная ко­ро­лев­ская ре­зи­ден­ция в Вер­са­ле. Стро­и­тель­ство про­дол­жа­лось в те­че­ние несколь­ких де­ся­ти­ле­тий и обо­ш­лось казне в аст­ро­но­ми­че­скую сумму. На­ча­ло прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV было от­ме­че­но нема­лы­ми успе­ха­ми. Ко­роль умел на­хо­дить спо­соб­ных и пре­дан­ных по­мощ­ни­ков. Среди них вы­де­лял­ся Коль­бер (1619–1683 гг.), в те­че­ние 20 лет ру­ко­во­див­ший фи­нан­са­ми и эко­но­ми­кой стра­ны. Он по­кро­ви­тель­ство­вал раз­ви­тию ма­ну­фак­тур, стро­и­тель­ству флота, со­зда­нию тор­го­вых ком­па­ний. Ему уда­лось ос­но­ва­тель­но по­пол­нить казну, од­на­ко дли­тель­ные и ра­зо­ри­тель­ные войны по­сто­ян­но ее опу­сто­ша­ли.

Вер­саль

Лю­до­вик ХIV же­сто­ко пре­сле­до­вал гу­ге­но­тов. В 1685 г. ко­роль от­ме­нил Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти и за­пре­тил в стране про­те­стант­скую веру. Эко­но­ми­ка стра­ны силь­но по­стра­да­ла от мас­со­вой эми­гра­ции уме­лых ре­мес­лен­ни­ков и де­ло­вых людей.

В XVI–XVII вв. во Фран­ции утвер­ди­лась аб­со­лют­ная мо­нар­хия. Она опи­ра­лась на дво­рян­ство, но учи­ты­ва­ла и ин­те­ре­сы пред­при­ни­ма­тель­ских слоев. Пе­ре­жив тя­же­лые ис­пы­та­ния в годы ре­ли­ги­оз­ных войн, аб­со­лю­тизм уси­лил­ся при Ри­ше­лье и до­стиг сво­е­го рас­цве­та во время прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY

Файлы