10 класс. Биология. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

10 класс. Биология. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Комментарии преподавателя

Здрав­ствуй­те, тема на­ше­го се­го­дняш­не­го урока — «Ре­ше­ние задач на мо­но­ги­брид­ное скре­щи­ва­ние». Се­год­ня мы про­дол­жа­ем наш раз­го­вор о за­ко­но­мер­но­стях на­сле­до­ва­ния, о мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии и на­учим­ся ре­шать за­да­ча как раз на мо­но­ги­брид­ное скре­щи­ва­ние.

Да­вай­те еще раз по­вто­рим те тер­ми­ны, ко­то­рые мы се­год­ня будем ис­поль­зо­вать. Ал­лель — это одна из двух или более аль­тер­на­тив­ных форм или со­сто­я­ний гена, опре­де­ля­ю­щих аль­тер­на­тив­ные при­зна­ки. Го­мо­зи­гот­ный ор­га­низ­мы — ор­га­низ­мы, ко­то­рые со­дер­жат два оди­на­ко­вых ал­лель­ных гена на го­мо­ло­гич­ных хро­мо­со­мах. Ге­те­ро­зи­гот­ные ор­га­низ­мы — ор­га­низ­мы, ко­то­рые со­дер­жат два раз­ных ал­лель­ных гена на го­мо­ло­гич­ных хро­мо­со­мах. До­ми­нант­ный ген — это один из пары ал­лель­ных генов, ко­то­рый в ге­те­ро­зи­гот­ном со­сто­я­нии по­дав­ля­ет про­яв­ле­ние дру­го­го (ре­цес­сив­но­го гена). До­ми­ни­ро­ва­ние — это по­дав­ле­ние у ги­брид­ных ор­га­низ­мов одних при­зна­ков дру­ги­ми. При ре­ше­нии задач мы будем ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие ге­не­ти­че­ские сим­во­лы:

Услов­ные обо­зна­че­ния

Сим­вол Ве­не­ры

жен­ская особь

Сим­вол Марса

муж­ская особь

X

скре­щи­ва­ние

P

ро­ди­тель­ское по­ко­ле­ние

F1

пер­вое по­ко­ле­ние

F2

вто­рое по­ко­ле­ние

ABC

до­ми­нант­ные гены

abc

ре­цес­сив­ные гены

G

га­ме­ты

Для ре­ше­ния ге­не­ти­че­ских задач важно пра­виль­но за­пи­сать усло­вие за­да­чи и схему скре­щи­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем ука­зан­ной сим­во­ли­ки. Важно твер­до пом­нить, что при об­ра­зо­ва­нии гамет в каж­дую га­ме­ту из одной пары ал­лель­ных генов по­па­да­ет толь­ко один ал­лель. При этом го­мо­зи­гот­ные ор­га­низ­мы об­ра­зу­ют один тип гамет, а ге­те­ро­зи­гот­ные ор­га­низ­мы — раз­ные типы гамет. Для при­ме­ра раз­бе­рем сле­ду­ю­щую за­да­чу: у мышей, ко­рич­не­вая окрас­ка шер­сти до­ми­ни­ру­ет над серой окрас­кой шер­сти. При скре­щи­ва­нии чи­стой линии мышей с ко­рич­не­вой окрас­кой с чи­стой ли­ни­ей мышей с серой окрас­кой были по­лу­че­ны мыши с ко­рич­не­вой окрас­кой шер­сти. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы потом­ства?

Да­вай­те вспом­ним, что чи­стые линии пред­по­ла­га­ют го­мо­зи­гот­ность по ка­ко­му-ли­бо при­зна­ку (в дан­ном слу­чае — окрас­ка шер­сти). По­смот­рим, как за­пи­сы­ва­ет­ся скре­щи­ва­ние:

P ♀ AA x ♂ aa

G А a

F1 Aa

По­сколь­ку ген A до­ми­нан­тен, все по­том­ки будут иметь ко­рич­не­вую шерсть.

Пер­вый закон Мен­де­ля: при скре­щи­ва­нии двух го­мо­зи­гот­ных осо­бей, от­ли­ча­ю­щих­ся друг от друга по од­но­му при­зна­ку, все по­том­ки пе­ро­во­го по­ко­ле­ния (F1) будут иметь при­знак од­но­го из ро­ди­те­лей, то есть все по­ко­ле­ние ги­бри­дов будет еди­но­об­раз­но по дан­но­му при­зна­ку. Да­вай­те услож­ним за­да­чу и скре­стим между собой ге­те­ро­зи­гот­ных бурых мышей из по­ко­ле­ния F1:

F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — ко­рич­не­вые,

Aa — ко­рич­не­вые,

Aa — ко­рич­не­вые,

aa — серые.

Таким об­ра­зом, во вто­ром по­ко­ле­нии мы по­лу­ча­ем рас­щеп­ле­ние по окрас­ке шер­сти 3 к 1.

У пше­ни­цы ген кар­ли­ко­во­го роста до­ми­ни­ру­ет над геном нор­маль­но­го роста. Опре­де­ли­те, какое потом­ство будет от:

1​ скре­щи­ва­ния го­мо­зи­гот­ной кар­ли­ко­вой пше­ни­цы с нор­маль­ной пше­ни­цей,

2​ двух ге­те­ро­зи­гот­ных кар­ли­ко­вых рас­те­ний пше­ни­цы.

Эта за­да­ча ре­ша­ет­ся по тому же прин­ци­пу, что и преды­ду­щая.

1​ P ♀ AA x ♂ aa

G А a

F1 Aa

2​ F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — кар­ли­ко­вые,

Aa — кар­ли­ко­вые,

Aa — кар­ли­ко­вые,

aa — вы­со­кие.

У то­ма­тов крас­ная окрас­ка пло­дов до­ми­ни­ру­ет над жел­той окрас­кой. При скре­щи­ва­нии крас­ных то­ма­тов между собой в потом­стве было по­лу­че­но 9114 то­ма­тов с крас­ны­ми пло­да­ми и 3021 рас­те­ний с жел­ты­ми пло­да­ми. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ка­ко­вы ге­но­ти­пы потом­ства?

Да­вай­те рас­суж­дать: рас­те­ния с крас­ны­ми пло­да­ми могут иметь ге­но­тип либо AA, либо Aa. Если бы оба рас­те­ния имели ге­но­тип AA, то есть были бы го­мо­зи­гот­ны­ми по до­ми­нант­но­му при­зна­ку, в этом слу­чае не воз­ни­ка­ло бы рас­щеп­ле­ния. Если бы у од­но­го из ро­ди­те­лей был ге­но­тип Aa, то при вза­и­мо­дей­ствии с до­ми­нант­ным геном дру­гой га­ме­ты, опять таки ни­ка­ко­го рас­щеп­ле­ния не на­блю­да­лось бы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние в пер­вом по­ко­ле­нии при­мер­но 3 к 1. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что обе ро­ди­тель­ские формы ге­те­ро­зи­гот­ны и имеют ге­но­тип Aa.

F1 ♀ Aa x ♂ Aa

G А и a А и a

F2:

AA — крас­ные,

Aa — крас­ные,

Aa — крас­ные,

aa — жел­тые.

В за­клю­че­ние хо­те­лось бы ска­зать, что мен­де­лев­ские за­ко­ны на­сле­до­ва­ния в неко­то­рых слу­ча­ях про­сле­жи­ва­ют­ся и у че­ло­ве­ка для таких при­зна­ков, как цвет глаз, цвет волос, а также для неко­то­рых на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний. Одним из таких при­ме­ров яв­ля­ет­ся на­сле­до­ва­ние глаз у че­ло­ве­ка. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что го­лу­бые глаза — ре­цес­сив­ный при­знак, а тем­ные — до­ми­нант­ный. В бра­ках с го­лу­бо­гла­зы­ми ро­ди­те­ля­ми будут рож­дать­ся толь­ко го­лу­бо­гла­зые дети.

У тем­но­гла­зых ро­ди­те­лей также рож­да­ют­ся тем­но­гла­зые дети, од­на­ко, если такие ро­ди­те­ли гетеро­зи­гот­ны, дети могут иметь как тем­ный цвет глаз, так и го­лу­бой. Таким об­ра­зом, се­год­ня мы рас­смот­ре­ли неко­то­рые за­да­чи на мо­но­ги­брид­ное скре­щи­ва­ние. На этом наш урок за­кон­чен! До сви­да­ния!

Бо­лезнь Тея-Сак­са — на­ли­чие крас­но­го пятна, рас­по­ло­жен­но­го на сет­чат­ке на­про­тив зрач­ка. Это пятно можно уви­деть с по­мо­щью оф­таль­мо­ско­па. Дети с этой бо­лез­нью редко до­жи­ва­ют до 4 лет. За­бо­ле­ва­ние воз­ни­ка­ет в том слу­чае, если оба ро­ди­те­ля ге­те­ро­зи­гот­ны и несут в ре­цес­си­ве ген, при­во­дя­щий к дан­но­му за­бо­ле­ва­нию. Встре­ча­ет­ся неча­сто, од­на­ко эф­фек­тив­ных спо­со­бов борь­бы с дан­ным за­бо­ле­ва­ни­ем нет.

На­сле­до­ва­ние аль­би­низ­ма. Ана­лиз се­мей­ных ро­до­слов­ных по­ка­зал, что аль­би­низм яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ной осо­бен­но­стью. Аль­би­низм — врож­ден­ное от­сут­ствие пиг­мен­тов кожи, волос, ра­дуж­ной и пиг­мент­ной обо­ло­чек глаза. Брак аль­би­но­са с нор­маль­ной осо­бью, как пра­ви­ло, при­во­дит к рож­де­нию нор­маль­ных детей, по­сколь­ку боль­шин­ство людей го­мо­зи­гот­ны по ал­ле­лю A. У пред­ста­ви­те­лей негро­ид­ной расы ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния на свет аль­би­но­сов 50/50. В семье, где ро­ди­те­ли го­мо­зи­гот­ны по гену аль­би­низ­ма, все дети без ис­клю­че­ния будут аль­би­но­са­ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-0/reshenie-geneticheskih-zadach-na-monogibridnoe-skreschivanie

источник видео:

https://vimeo.com/88602496

http://www.youtube.com/watch?v=DIpcEzL4QPI

http://www.youtube.com/watch?v=la4Rt7bBoU0

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/863365/

Файлы