4 класс. Математика. Деление на двузначное число.

4 класс. Математика. Деление на двузначное число.

Комментарии преподавателя

Урок посвящен теме «Письменное деление на двузначное число». Вначале вспомним пройденный материал и рассмотрим, как найти частное, выраженное однозначным числом. Далее подробно разберем пример, а затем перейдем к нахождению частного – двузначного числа.

 Введение

Да­вай­те сна­ча­ла рас­смот­рим про­стые слу­чаи де­ле­ния, когда в част­ном по­лу­ча­ет­ся од­но­знач­ное число.

 Задание 1

Най­дем зна­че­ние част­но­го чисел 265 и 53.

В част­ном будет од­но­знач­ное число.

Чтобы было легче по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 265 не на 53, а на 50. Для этого 265 раз­де­лим на 10, будет 26 (оста­ток 5). И 26 раз­де­лим на 5, будет 5. Цифру 5 нель­зя сразу за­пи­сы­вать в част­ном, по­сколь­ку это проб­ная цифра. Сна­ча­ла нужно про­ве­рить, по­дой­дет ли она. Умно­жим . Мы видим, что цифра 5 по­до­шла. И те­перь можем ее за­пи­сать в част­ном.

Зна­че­ние част­но­го чисел 265 и 53 – 5. Ино­гда при де­ле­нии проб­ная цифра част­но­го не под­хо­дит, и тогда ее нужно ме­нять.

 Задание 2

Най­дем зна­че­ние част­но­го чисел 184 и 23.

В част­ном будет од­но­знач­ное число.

Чтобы было легче по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 184 не на 23, а на 20. Для этого раз­де­лим 184 на 10, будет 18 (оста­ток 4). И 18 раз­де­лим на 2, будет 9. 9 – это проб­ная цифра, мы ее сразу пи­сать в част­ном не будем, а про­ве­рим, по­дой­дет ли она. Умно­жим . А 207 боль­ше, чем 184. Мы видим, что цифра 9 не под­хо­дит. В част­ном будет мень­ше 9. По­про­бу­ем, по­дой­дет ли цифра 8. Умно­жим . Мы видим, что цифра 8 под­хо­дит. Можем ее за­пи­сать в част­ном.

Зна­че­ние част­но­го чисел 184 и 23 – 8.

 Задание 3

Рас­смот­рим более слож­ные слу­чаи де­ле­ния. Най­дем зна­че­ние част­но­го чисел 768 и 24.

Пер­вое непол­ное де­ли­мое – 76 де­сят­ков. Зна­чит, в част­ном будут 2 цифры.

Опре­де­лим первую цифру част­но­го. Раз­де­лим 76 на 24. Чтобы легче было по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 76 не на 24, а на 20. То есть нужно 76 раз­де­лить на 10, будет 7 (оста­ток 6). И 7 раз­де­лим на 2, по­лу­чит­ся 3 (оста­ток 1). 3 – это проб­ная цифра част­но­го. Сна­ча­ла про­ве­рим, по­дой­дет ли она. Умно­жим . Оста­ток мень­ше де­ли­те­ля. Зна­чит, цифра 3 по­до­шла и те­перь мы ее можем за­пи­сать на месте де­сят­ков част­но­го.

Про­дол­жим де­ле­ние. Сле­ду­ю­щее непол­ное де­ли­мое – 48 еди­ниц. Раз­де­лим 48 на 24. Чтобы было легче по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 48 не на 24, а на 20. То есть раз­де­лим 48 на 10, будет 4 (оста­ток 8). И 4 раз­де­лим на 2, будет 2. Это проб­ная цифра част­но­го. Мы долж­ны сна­ча­ла про­ве­рить, по­дой­дет ли она. Умно­жим . Мы видим, что цифра 2 по­до­шла и, зна­чит, можем ее за­пи­сать на месте еди­ниц част­но­го.

Зна­че­ние част­но­го чисел 768 и 24 – 32.

 Задание 4

Най­дем зна­че­ние част­но­го чисел 15 344 и 56.

Пер­вое непол­ное де­ли­мое – 153 сотни, зна­чит, в част­ном будут три цифры.

Опре­де­лим первую цифру част­но­го. Раз­де­лим 153 на 56. Чтобы легче было по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 153 не на 56, а на 50. Для этого раз­де­лим 153 на 10, будет 15 (оста­ток 3). И 15 раз­де­лим на 5, будет 3. 3 – это проб­ная цифра част­но­го. Пом­ни­те: ее нель­зя сразу за­пи­сы­вать в част­ном, а нужно сна­ча­ла про­ве­рить, по­дой­дет ли она. Умно­жим . А 168 боль­ше, чем 153. Зна­чит, в част­ном будет мень­ше, чем 3. Про­ве­рим, по­дой­дет ли цифра 2. Умно­жим . А . Оста­ток мень­ше де­ли­те­ля, зна­чит, цифра 2 под­хо­дит, ее можно за­пи­сать на месте сотен в част­ном.

Об­ра­зу­ем сле­ду­ю­щее непол­ное де­ли­мое. Это 414 де­сят­ков. Раз­де­лим 414 на 56. Чтобы удоб­нее было по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 414 не на 56, а на 50. . Пом­ни­те: 8 – это проб­ная цифра. Про­ве­рим ее. . А 448 боль­ше, чем 414, зна­чит, в част­ном будет мень­ше, чем 8. Про­ве­рим, по­дой­дет ли цифра 7. Умно­жим 56 на 7, по­лу­чит­ся 392. . Оста­ток мень­ше де­ли­те­ля. Зна­чит, цифра по­до­шла и в част­ном на месте де­сят­ков можем за­пи­сать 7.

Про­дол­жим де­ле­ние. Сле­ду­ю­щее непол­ное де­ли­мое – 224 еди­ни­цы. Раз­де­лим 224 на 56. Чтобы легче было по­до­брать цифру част­но­го, раз­де­лим 224 на 50. То есть сна­ча­ла на 10, будет 22 (оста­ток 4). И 22 раз­де­лим на 5, будет 4 (оста­ток 2). 4 – это проб­ная цифра, про­ве­рим ее, по­дой­дет ли она. . И мы видим, что цифра по­до­шла. За­пи­шем 4 на месте еди­ниц в част­ном.

Зна­че­ние част­но­го чисел 15 344 и 56 – 274.

 Заключение

Мы се­год­ня учи­лись де­лить пись­мен­но на дву­знач­ное число.

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/delenie-na-dvuznachnoe-chislo/pismennoe-delenie-na-dvuznachnoe-chislo?chapter_id=893

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=U0vTgG3W5c8

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.