9 класс. Обществознание. Юридические гарантии защиты прав человека

9 класс. Обществознание. Юридические гарантии защиты прав человека

Комментарии преподавателя

Права че­ло­ве­ка – это выс­шие цен­но­сти де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го государ­ства, как было от­ме­че­но на про­шлом уроке, они за­креп­ле­ны в главе 2 Кон­сти­ту­ции РФ. При­чем ка­та­лог прав, изло­женный в этой главе, от­ве­ча­ет самым вы­со­ким тре­бо­ва­ни­ям (как го­во­рят, стан­дар­там) меж­ду­на­род­ных докумен­тов по пра­вам че­ло­ве­ка, в первую оче­редь рекомендаци­ям Все­об­щей де­кла­ра­ции прав че­ло­ве­ка. Вы мо­же­те сами убе­дить­ся в этом, когда от­кро­е­те текст главы 2.

Пре­жде всего под­черк­нем, что еди­ная си­сте­ма прав, за­креп­лен­ная в нашей Кон­сти­ту­ции, охва­ты­ва­ет все ос­новные сферы жизни об­ще­ства: по­ли­ти­че­скую, экономи­ческую, со­ци­аль­ную и ду­хов­ную. Ка­та­лог прав че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щий этим сфе­рам, за­креп­лен в ста­тьях Конс­титуции: граж­дан­ские (лич­ные) права – в ста­тьях 19–28, 45–54; по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды – в ста­тьях 29–33; со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские – в ста­тьях 36–42; культур­ные – в ста­тьях 43–44.

Клас­си­фи­ка­ция прав, с ко­то­рой мы вас по­зна­ко­ми­ли, ши­ро­ко из­вест­на в науке, хотя и не яв­ля­ет­ся единствен­ной. Су­ще­ству­ет также клас­си­фи­ка­ция, в ос­но­ве ко­то­рой лежит вы­ра­жен­ная в пра­вах сво­бо­да че­ло­ве­ка: сво­бо­да от... сво­бо­да для... На этой ос­но­ве все права предлагает­ся услов­но раз­де­лить на три груп­пы.

В первую вклю­ча­ют права, ко­то­рые лучше всего обо­значить сло­вом ограж­да­ю­щие: право на жизнь, на непри­косновенность лич­но­сти, жи­ли­ща, на за­щи­ту чести и ре­путации, на тайну кор­ре­спон­ден­ции и др. Если вы вдума­етесь, то уви­ди­те, что эта груп­па прав, об­раз­но го­во­ря, со­зда­ет пра­во­вую кре­пость во­круг че­ло­ве­ка, за­щи­ща­ет его от лю­бо­го вме­ша­тель­ства в част­ную жизнь, в том числе со сто­ро­ны го­су­дар­ства и об­ще­ства. Суть и предназначе­ние этой груп­пы прав со­сто­ит в том, что они обеспечива­ют че­ло­ве­ку сво­бо­ду от вме­ша­тель­ства дру­гих в его част­ную жизнь.

Вто­рая груп­па прав пред­по­ла­га­ет сво­бод­ную ак­тив­но­стъ са­мо­го че­ло­ве­ка: право на сво­бо­ду твор­че­ства, право за­ра­ба­ты­вать на жизнь сво­бод­но вы­бран­ным путем, право участ­во­вать в управ­ле­нии го­су­дар­ством,  право на сво­бо­ду со­бра­ний, право сво­бод­но по­лу­чать и рас­про­стра­нять ин­фор­ма­цию и др. Эта груп­па прав может быть ре­а­ли­зо­ва­на толь­ко в том слу­чае, если че­ло­век сам ак­тив­но дей­ству­ет, ко­неч­но, не на­ру­шая за­ко­нов. По­думав,  вы  и сами  смо­же­те  опре­де­лить,  что эта груп­па прав обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку сво­бо­ду для ак­тив­ных дей­ствий.

И тре­тья груп­па прав обя­зы­ва­ет го­су­дар­ство и обще­ство за­бо­тить­ся о че­ло­ве­ке, со­зда­вать ему со­ци­аль­ную (об­ще­ствен­ную) за­щи­щен­ность: право на охра­ну здо­ро­вья, на жилье,  на до­ста­точ­ный жиз­нен­ный уро­вень и дру­гие права, ко­то­рые при­ня­то на­зы­вать социально-экономичес­кими. Их  можно еще опре­де­лить  так: они  вы­ра­жа­ют за­щи­щен­ность че­ло­ве­ка от пло­хой, уни­зи­тель­ной для че­ловеческого до­сто­ин­ства жизни  – от без­ра­бо­ти­цы, без­домности, ни­ще­ты, бес­по­мощ­но­сти, немощ­но­сти и т. д.

Далее ло­гич­но об­ра­тить­ся к обя­зан­но­стям граж­да­ни­на Рос­сии. Сразу под­черк­нем, что ка­та­лог ос­нов­ных обязан­ностей за­креп­лен в Кон­сти­ту­ции и, сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­ным го­су­дар­ствен­ным тре­бо­ва­ни­ем к по­ведению граж­дан.

Он вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие обя­зан­но­сти:

со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны (ст. 15, ч. 2);

обя­за­тель­но по­лу­чить ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние (ст. 43, ч. 4);

за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии ис­то­ри­че­ско­го и культурно­го на­сле­дия (ст. 44, ч. 3);

пла­тить на­ло­ги и сборы (ст. 57);

со­хра­нять при­ро­ду и окру­жа­ю­щую среду, бе­реж­но от­но­сить­ся к при­род­ным бо­гат­ствам (ст. 58);

за­щи­щать Оте­че­ство (ст. 59).

Спи­сок ко­рот­кий, но, если хо­ро­шо вду­мать­ся в эти тре­бо­ва­ния, можно сде­лать такой вывод: перед каж­дым из нас стоит свя­тая обя­зан­ность – хра­нить свое Оте­че­ство.

Юри­ди­че­ские га­ран­тии и си­сте­ма за­щи­ты прав че­ло­ве­ка. Вполне за­ко­но­ме­рен во­прос: обес­пе­че­на ли за­щита наших прав, воз­мож­ность их ре­а­ли­зо­вать – осуще­ствить, ис­пол­нить, пре­тво­рить в жизнь?

На этот во­прос Кон­сти­ту­ция дает пря­мой ответ: «Госу­дарственная за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граждани­на в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции га­ран­ти­ру­ет­ся» (ст. 45).

Ос­нов­ные юри­ди­че­ские га­ран­тии за­щи­ты прав челове­ка за­креп­ле­ны в главе 2 Кон­сти­ту­ции (ст. 46–54) и от­вечают об­ще­при­знан­ным ми­ро­вым стан­дар­там. Последова­тельно зна­ко­мясь с со­дер­жа­ни­ем этих ста­тей, вы пой­ме­те глав­ное: у вас есть га­ран­тии за­щи­ты своих прав через суд (вплоть до об­ра­ще­ния в Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам чело­века); вы мо­же­те по­лу­чить ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную юридичес­кую по­мощь; у вас есть право на воз­ме­ще­ние государ­ством вреда, при­чи­нен­но­го неза­кон­ны­ми де­я­ни­я­ми орга­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, долж­ност­ны­ми ли­ца­ми.

Но любые га­ран­тии были бы бес­по­лез­ны, если бы не су­ще­ство­ва­ла опре­де­лен­ная си­сте­ма ор­га­нов за­щи­ты прав че­ло­ве­ка – ме­ха­низ­мов за­щи­ты, как го­во­рят юри­сты.

Во-пер­вых, глав­ным га­ран­том наших прав и сво­бод яв­ляется пре­зи­дент РФ (ст. 80, ч. 2). При пре­зи­ден­те со­здан Совет по со­дей­ствию раз­ви­тию ин­сти­ту­тов граждан­ского об­ще­ства и пра­вам че­ло­ве­ка. Важ­ней­шая за­да­ча со­ве­та – изу­чать ре­аль­ное со­сто­я­ние на­ше­го законода­тельства, а также пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки в об­ласти прав че­ло­ве­ка. На этой ос­но­ве совет го­то­вит свои ре­ко­мен­да­ции пре­зи­ден­ту.

Есте­ствен­но, что одной из глав­ных задач правитель­ства РФ также яв­ля­ет­ся осу­ществ­ле­ние мер по обеспече­нию прав и сво­бод граж­дан (ст. 114, пункт «е»).

Во-вто­рых, впер­вые в нашей ис­то­рии вве­де­на долж­ность упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка (ст. 103, пункт «д», а также фе­де­раль­ный закон «Об уполномочен­ном по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ» (1997). Его глав­ная зада­ча – спо­соб­ство­вать за­щи­те на­ру­шен­ных прав че­ло­ве­ка, со­вер­шен­ство­ва­нию на­ше­го за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти прав че­ло­ве­ка.

И в-тре­тьих, наи­бо­лее мас­со­вый вид за­щи­ты прав че­ловека – су­деб­ная си­сте­ма (по­дроб­ный раз­го­вор о ней со­стоится на от­дель­ном уроке). Пред­ва­ряя эту тему, отме­тим: по­сколь­ку суд яв­ля­ет­ся ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти, су­деб­ная за­щи­та яв­ля­ет­ся одним из видов го­су­дар­ствен­ной за­щи­ты прав че­ло­ве­ка. При этом, если чело­век не удо­вле­тво­рен ре­ше­ни­ем рай­он­но­го суда (пер­во­го звена су­деб­ной си­сте­мы), он может об­ра­тить­ся выше – вплоть во Вер­хов­но­го суда РФ или Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ. А далее, если со­чтет необ­хо­ди­мым, он может об­ратиться в Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам че­ло­ве­ка. Это по­следнее звено в си­сте­ме за­щи­ты.

Права ре­бен­ка.

Ре­бе­нок рас­по­ла­га­ет ровно тем же объ­е­мом прав и сво­бод, что и взрос­лый. И все-та­ки меж­ду ними есть раз­ли­чия, при­чем в поль­зу ре­бен­ка. И это по­нят­но: ведь каж­дый ре­бе­нок «ввиду его фи­зи­че­ской и ум­ствен­ной незре­ло­сти нуж­да­ет­ся в спе­ци­фи­че­ской охра­не и за­бо­те, вклю­чая над­ле­жа­щую пра­во­вую за­щи­ту». Так было за­пи­са­но в Де­кла­ра­ции прав ре­бен­ка, при­ня­той ООН в 1959 г. Можно счи­тать, что этот ко­рот­кий доку­мент (всего 10 ста­тей-прин­ци­пов) от­крыл «эпоху прав ре­бен­ка». Пер­вый его прин­цип гла­сит, что «права долж­ны при­зна­вать­ся за всеми детьми без вся­ких ис­клю­че­ний и без раз­ли­чия или дис­кри­ми­на­ции по при­зна­ку расы, цвета кожи, пола, языка, ре­ли­гии, по­ли­ти­че­ских или иных убеж­де­ний, на­ци­о­наль­но­го или со­ци­аль­но­го проис­хождения, иму­ще­ствен­но­го по­ло­же­ния, рож­де­ния или иного об­сто­я­тель­ства».

Од­на­ко дан­ная де­кла­ра­ция – это лишь за­яв­ле­ние о на­ме­ре­ни­ях. По­это­му в 1989 г. была при­ня­та Кон­вен­ция о пра­вах ре­бен­ка. Ее немед­лен­но под­пи­са­ли представите­ли мно­гих стран, в том числе и нашей.

Из со­дер­жа­ния кон­вен­ции оче­вид­но, что здесь постав­лены две глав­ные цели:

за­кре­пить пра­во­вой ста­тус ре­бен­ка путем вве­де­ния меж­ду­на­род­но­го ка­та­ло­га его прав;

за­кре­пить обя­зан­но­сти го­су­дарств-участ­ни­ков.

Со­глас­но пер­вой цели, Кон­вен­ция пре­жде всего обо­значила воз­раст­ные гра­ни­цы дет­ства: ре­бен­ком являет­ся каж­дое че­ло­ве­че­ское су­ще­ство, не до­стиг­шее 18-летне­го воз­рас­та.

Далее из­ла­гал­ся ка­та­лог прав ре­бен­ка. На пер­вое мес­то, ко­неч­но же, по­став­ле­но право ре­бен­ка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необ­хо­ди­мо для пол­но­цен­но­го раз­вития лич­но­сти: право на об­ра­зо­ва­ние, со­ци­аль­ное обес­печение, сво­бо­ду мысли, со­ве­сти, ре­ли­гии, на сво­бод­ное вы­ра­же­ние сво­е­го мне­ния и др.

Что ка­са­ет­ся го­су­дарств-участ­ни­ков, кон­вен­ция обяза­ла их при­нять все необ­хо­ди­мые меры, чтобы за­щи­тить ре­бенка от любых форм дис­кри­ми­на­ции, фи­зи­че­ско­го и пси­хического на­си­лия, гру­бо­го об­ра­ще­ния и экс­плу­а­та­ции, со­здать усло­вия для наи­луч­ше­го обес­пе­че­ния ин­те­ре­сов ре­бен­ка.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/tema/yuridicheskie-garantii-zaschity-prav-cheloveka?seconds=0&chapter_id=1797

http://www.youtube.com/watch?v=xzJ8nZuB8Aw

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.