1 класс. Русский язык. Слова, обозначающие признаки предметов

1 класс. Русский язык. Слова, обозначающие признаки предметов

Комментарии преподавателя

Слова на­зва­ния при­зна­ков пред­ме­тов, как ни­точ­ка за иго­лоч­кой, сле­ду­ют за сло­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми пред­ме­ты, яв­ле­ния, со­бы­тия. Они дают ха­рак­те­ри­сти­ку сло­вам-пред­ме­там и рас­ска­зы­ва­ют о мно­гом. Яб­ло­ки и ви­но­град раз­ли­ча­ют­ся по цвету. Какой фрукт цве­том – крас­ный, жёл­тый, зе­лё­ный? Какой на вкус – слад­кий, кис­лый? Какой по раз­ме­ру – боль­шой, ма­лень­кий?

Рас­смот­ри­те ри­су­нок.

 

Что это? Стол – пред­мет ме­бе­ли. Какая тайна скры­та в лек­си­че­ском зна­че­нии слова стол? Что есть общее и глав­ное у всех сто­лов? Боль­шая доска и ножки. Вот эти общие и глав­ные при­зна­ки и со­став­ля­ют лек­си­че­ское зна­че­ние слова «стол», оно обо­зна­ча­ет пред­мет стол.

Но есть стол и в вашем доме, и в клас­се, и на кухне. Все ли столы оди­на­ко­вые

 

 

Нет. Они могут быть круг­лые и квад­рат­ные, боль­шие и ма­лень­кие, новые и ста­рые, де­ре­вян­ные и ме­тал­ли­че­ские, гряз­ные и чи­стые, ком­пью­тер­ные и обе­ден­ные, жур­наль­ные и дет­ские, цвет­ные. Рас­ска­зать о том, чем столы от­ли­ча­ют­ся друг от друга, по­мо­га­ют слова, ко­то­рые на­зы­ва­ют при­зна­ки. Эти слова опи­сы­ва­ют пред­мет и от­ве­ча­ют на во­прос какой?

У каж­до­го пред­ме­та, вещи, яв­ле­ния, даже на­стро­е­ния есть при­зна­ки. Слова, обо­зна­ча­ю­щие эти при­зна­ки, по­мо­га­ют нам узна­вать пред­ме­ты, вещи, яв­ле­ния, на­стро­е­ние.

Слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки, по­мо­га­ют нам лучше пред­ста­вить пред­ме­ты или яв­ле­ния при­ро­ды, как бы на­ри­со­вать мыс­лен­но кар­тин­ку. По­про­бу­ем это про­ве­рить.

Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фии. Под какой кар­тин­кой вы сде­ла­е­те под­пись «гро­зо­вое небо», «чи­стое небо», «серое небо», «звезд­ное небо» (рис. 3)?

 Какое бы­ва­ет небо 

Про­верь­те себя.

Чи­стое небо – небо, на ко­то­ром нет ни об­лач­ка.

Гро­зо­вое небо – при­бли­жа­ет­ся дождь с гро­зой, небо тём­ное-тём­ное.

Звёзд­ное небо – ночь и све­тят звёз­ды.

Серое небо – всё за­тя­ну­то ту­ча­ми.

А может быть, вы мо­же­те по­до­брать свои слова, ко­то­рые рас­ска­жут о том, какое небо? По­про­буй­те это сде­лать.

Вы­пол­ни­те за­да­ние. Про­чи­тай­те слова и со­еди­ни­те их па­ра­ми по смыс­лу: одно слово из ле­во­го стол­би­ка со сло­вом из пра­во­го.

длин­ное цветы

ин­те­рес­ный туча

гро­зо­вая пись­мо

кра­си­вые жур­нал

Про­верь­те себя.

длин­ное цветы

ин­те­рес­ный туча

гро­зо­вая пись­мо

кра­си­вые жур­нал

Длин­ное пись­мо, ин­те­рес­ный жур­нал, гро­зо­вая туча, кра­си­вые цветы.

За­да­дим во­про­сы:

пись­мо (какое?) длин­ное

жур­нал (какой?) ин­те­рес­ный

туча (какая?) гро­зо­вая

цветы (какие?) кра­си­вые

Что за­ме­ти­ли? Во­про­сы ста­ви­ли от слов-на­зва­ний пред­ме­тов, и они были раз­ны­ми: какое, какой, какая, какие. От чего это за­ви­сит? Это за­ви­сит от слова, обо­зна­ча­ю­ще­го сам пред­мет.

Слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки двух или боль­ше пред­ме­тов, от­ве­ча­ют на во­прос какие?

Под­бе­ри­те к сло­вам под­хо­дя­щие во­про­сы и сло­ва-при­зна­ки.

Сол­ныш­ко, тучка, ве­те­рок, день­ки.

Про­верь­те себя.

Сол­ныш­ко (какое?) яркое, тёп­лое, лет­нее.

Тучка (какая?) боль­шая, гро­зо­вая, низ­кая.

Ве­те­рок (какой?) лёг­кий, сухой, неж­ный.

День­ки (какие?) чу­дес­ные, ра­дост­ные.

За­пом­ни­те: во­прос к слову, ко­то­рое обо­зна­ча­ет при­знак, надо ста­вить от слова, обо­зна­ча­ю­ще­го пред­мет или яв­ле­ние.

Сло­ва-при­зна­ки ещё очень любят рас­ска­зы­вать о порт­рет­ных ха­рак­те­ри­сти­ках людей или жи­вот­ных, чув­ствах, на­стро­е­нии, кар­ти­нах при­ро­ды. Они по­мо­га­ют со­зда­вать образ, т. е. по­мо­га­ют нам пред­ста­вить, на­ри­со­вать сло­вес­ную кар­ти­ну.

Да­вай­те вы­яс­ним, на­сколь­ко важны в нашей речи сло­ва-при­зна­ки пред­ме­тов. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния и по­про­буй­те пред­ста­вить, о ком или о чём идёт речь.

У неё зубки, мор­доч­ка, ушки, хвост, шерсть. Она.

Мо­же­те на­звать? Труд­но. Можно до­га­дать­ся, что речь идёт о ка­ком-то жи­вот­ном. Про­чи­тай­те дру­гие пред­ло­же­ния.

У неё зубки хищ­ные, мор­доч­ка ост­рая, ушки чут­кие, хвост длин­ный и пу­ши­стый, шерсть гу­стая рыжая. Она хит­рая и осто­рож­ная.

Лиса

А те­перь до­га­да­лись? Это лиса

Какие же слова по­мог­ли узнать зверя? Сло­ва-на­зва­ния при­зна­ков. Зачем они нужны в нашей речи? Опи­сы­вать внеш­ний облик, уточ­нять де­та­ли, по­ка­зы­вать от­ли­чия. Без этих слов пред­ло­же­ния будут непо­нят­ны­ми или неточ­ны­ми.

С дав­них вре­мён мно­гим жи­вот­ным наши пред­ки уже дали ха­рак­те­ри­сти­ку. С по­мо­щью толь­ко од­но­го та­ко­го слова мы уже можем до­га­дать­ся, о ком идёт речь. Осо­бен­но, если это жи­вот­ное – лю­би­мый ска­зоч­ный пер­со­наж. По­про­буй­те узнать:

Боль­шой ко­со­ла­пый…

трус­ли­вый быст­рый…

дву­гор­бый нето­роп­ли­вый…

хо­зяй­ствен­ная хло­пот­ли­вая …

серый жад­ный …

Про­верь­те себя: мед­ведь, заяц, вер­блюд, белка, волк.

От­га­дай­те за­гад­ки. Со­еди­ни­те текст за­гад­ки с от­гад­кой-ри­сун­ком. Одна под­сказ­ка: все от­гад­ки – на­зва­ния птиц 

Окрас­кой – се­ро­ва­тая,

По­ход­кой – меш­ко­ва­тая,

По­вад­кой – во­ро­ва­тая,

Кри­ку­нья – хрип­ло­ва­тая.

 

Длин­ная шея, крас­ные лапки,

Кры­ла­тый, гор­ла­стый, щип­лет за пятки.

 

Длин­но­но­гий, длин­но­ше­ий,

Длин­но­клю­вый, телом серый,

А за­ты­лок голый, крас­ный.

Бро­дит по бо­ло­там важ­ный.

 

 

Непо­се­да пёст­рая,

Птица длин­но­хво­стая,

Птица го­вор­ли­вая,

Самая болт­ли­вая.


Птицы 

Про­верь­те себя: во­ро­на, гусь, жу­равль, со­ро­ка.

Какие слова по­мог­ли от­га­дать за­гад­ки? Слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки.

Пред­ставь­те бес­цвет­ную кар­ти­ну. Она уны­лая и неин­те­рес­ная. А потом эту кар­ти­ну рас­кра­си­ли. Сразу всё стало по­нят­но, кра­си­во, ярко   . 

 

Так и сло­вес­ная кар­ти­на может быть яркой, точ­ной, кра­си­вой. Такой её по­мо­га­ют уви­деть и пред­ста­вить слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки пред­ме­тов. По­это­му ве­ли­кие пи­са­те­ли и поэты на­зы­ва­ли наш рус­ский язык вол­шеб­ным. Ведь в нём очень много слов-при­зна­ков.

Се­год­ня на уроке мы учи­лись на­хо­дить и под­би­рать такие слова, а также узна­ли, что от­ве­ча­ют эти слова на во­про­сы: какой?, какая?, какое? и какие?.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/nasha-rech/slova-nazvaniya-priznakov-predmetov?seconds=0&chapter_id=1919

http://www.youtube.com/watch?v=mn61A_p8xCY

http://www.youtube.com/watch?v=0qh0GT9fhAk

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.