10 класс. Обществознание. Происхождение человека и общества.

10 класс. Обществознание. Происхождение человека и общества.

Комментарии преподавателя

Тема се­го­дняш­не­го урока – «Про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка и об­ще­ства».

В науке этот слож­ный про­цесс носит на­зва­ние «ан­тро­по­со­цио­ге­нез». Да­вай­те раз­бе­рем­ся, от­ку­да взял­ся такой тер­мин.

«Ан­тро­пос» по-гре­че­ски озна­ча­ет «че­ло­век», «со­ци­ум» по-ла­ты­ни – «об­ще­ство», «ге­не­зис» по-гре­че­ски – «воз­ник­но­ве­ние, про­ис­хож­де­ние» (рис. 1).

Антропосоциогенез

Рис. 1. Ан­тро­по­со­цио­ге­нез

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные тео­рии ан­тро­по­со­цио­ге­не­за. Хро­но­ло­ги­че­ски пер­вой из них яв­ля­ет­ся кре­а­ци­о­низм. Со­глас­но этой тео­рии около 6 тысяч лет назад Бог со­тво­рил Все­лен­ную, небо, землю и всех живых су­ществ, в том числе че­ло­ве­ка.

Дру­гая тео­рия носит на­зва­ние «гра­ду­а­лизм» или «эво­лю­ци­о­низм». Ее ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся Чарлз Дар­вин (рис. 2). Со­глас­но этой тео­рии все живое раз­ви­ва­ет­ся в ходе эво­лю­ции – по­сте­пен­ных из­ме­не­ний, а в на­ча­ле этих из­ме­не­ний были про­стей­шие су­ще­ства. Ра­зу­ме­ет­ся, се­год­ня тео­рия эво­лю­ции зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от того, что пред­ла­гал Дар­вин: мно­гие фак­то­ры раз­ви­тия че­ло­ве­ка и об­ще­ства в его время были еще неиз­вест­ны.

Чарлз Дарвин

Рис. 2. Чарлз Дар­вин

Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что Дар­вин неправ хотя бы по­то­му, что мы не можем на­блю­дать про­яв­ле­ния эво­лю­ции се­год­ня.

В ре­зуль­та­те по­яви­лась тре­тья тео­рия, из­вест­ная как ка­та­стро­физм. Ее ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся есте­ство­ис­пы­та­тель Жорж Кювье. В рам­ках ка­та­стро­физ­ма счи­та­ет­ся, что жизнь – ре­зуль­тат пла­не­тар­ных ка­та­строф, а ее формы не раз­ви­ва­ют­ся. Неко­то­рые уче­ные объ­яс­ня­ют мно­гие зна­чи­мые со­бы­тия в ис­то­рии Земли имен­но ка­та­стро­фа­ми – из­вер­же­ни­я­ми вул­ка­нов, столк­но­ве­ни­я­ми нашей пла­не­ты с ко­ме­та­ми, ка­та­стро­фи­че­ски­ми зем­ле­тря­се­ни­я­ми. На­при­мер, имен­но так мно­гие объ­яс­ня­ют ги­бель ди­но­зав­ров.

Все эти тео­рии с боль­шим тру­дом объ­яс­ня­ют, от­ку­да взя­лась жизнь. Чет­вер­тая тео­рия, из­вест­ная как пан­спер­мия, по­яви­лась еще в се­ре­дине XIX века. Ее ав­то­ра­ми счи­та­ют­ся немец­кий медик Гер­ман Рих­тер и швед­ский физик Сван­те Ар­ре­ни­ус. Но не надо ду­мать, что в XX веке этой тео­рии никто не при­дер­жи­вал­ся; среди ее сто­рон­ни­ков был даже Вла­ди­мир Ива­но­вич Вер­над­ский.

Соб­ствен­ную тео­рию пред­ло­жил ака­де­мик Алек­сандр Ива­но­вич Опа­рин. Со­глас­но ей жизнь на Земле за­ро­ди­лась в ре­зуль­та­те цепи хи­ми­че­ских пре­вра­ще­ний.

В на­уч­ном мире в XX веке почти без­раз­дель­но гос­под­ству­ет тео­рия эво­лю­ции. Од­на­ко сто­рон­ни­ки кре­а­ци­о­низ­ма время от вре­ме­ни пе­ре­хо­дят в на­ступ­ле­ние.

Да­вай­те по­смот­рим, как и когда с точки зре­ния со­вре­мен­ной науки по­яви­лись че­ло­век и об­ще­ство.

Про­цесс по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка носит на­зва­ние «ан­тро­по­ге­нез». В со­вре­мен­ной науке этот про­цесс вкрат­це опи­сы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Пер­вой ста­ди­ей ан­тро­по­ге­не­за счи­та­ют ав­стра­ло­пи­те­ка (homo habilis) (рис. 3).

Австралопитек

Рис. 3. Ав­стра­ло­пи­тек

Вто­рая ста­дия ан­тро­по­ге­не­за – пи­те­кан­троп (рис. 4).

Питекантроп

Рис. 4. Пи­те­кан­троп

Тре­тья ста­дия – неан­дер­та­лец (рис. 5). На­ко­нец, по­след­няя ста­дия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Неандерталец

Рис. 5. Неан­дер­та­лец

Пе­рей­дем к про­цес­су со­цио­ге­не­за, то есть по­яв­ле­ния и раз­ви­тия об­ще­ства. Он имеет три ста­дии, но если ан­тро­по­со­цио­ге­нез идет по пла­не­те при­мер­но оди­на­ко­вы­ми тем­па­ми, то со­цио­ге­нез в раз­ных рай­о­нах земли идет с раз­ной ско­ро­стью.

Пер­вая ста­дия со­цио­ге­не­за – пра­об­щи­на (че­ло­ве­че­ское стадо).

Вто­рая ста­дия – ро­до­вая об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по кров­но­род­ствен­но­му при­зна­ку.

Тре­тья ста­дия – со­сед­ская об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку.

Да­вай­те поды­то­жим. Про­цесс со­цио­ге­не­за про­хо­дит в три этапа.

Раз­лич­ные на­ро­ды про­хо­дят со­цио­ге­нез раз­ны­ми тем­па­ми. Мно­гие эт­но­сы уже давно живут со­сед­ской об­щи­ной, но есть и такие пле­ме­на, ко­то­рые до сих пор на­хо­дят­ся на ста­дии ро­до­вой об­щи­ны.

 Про­цес­сы ан­тро­по­ге­не­за и со­цио­ге­не­за тесно свя­за­ны между собой. Это лиш­ний раз до­ка­зы­ва­ет, что че­ло­век, несмот­ря на его со­ци­аль­ную сущ­ность, все же оста­ет­ся и ча­стью при­ро­ды. В сле­ду­ю­щий раз мы по­го­во­рим, как при­ро­да и об­ще­ство вли­я­ют друг на друга. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Идет ли эво­лю­ция се­год­ня?

Эво­лю­ция про­дол­жа­ет­ся по­сто­ян­но. На про­тя­же­нии по­след­них сотен лет че­ло­век непре­рыв­но ме­нял­ся.

Сред­ний рост япон­цев вырос за по­след­ние 100 лет как ми­ни­мум на 15 см. В гвар­дию при Петре Пер­вом брали мо­ло­дых людей с ро­стом не менее 170 см (рис. 6).

Средний рост

Рис. 6. Сред­ний рост

Обе­зья­ньи про­цес­сы»

Джон Скоупс

Рис. 7. Джон Ско­упс

В 1925 году в штате Тен­нес­си был при­нят Акт Бат­ле­ра, за­пре­ща­ю­щий пре­по­да­ва­ние тео­рии Дар­ви­на. В том же году в штате было воз­буж­де­но дело про­тив учи­те­ля Джона Ско­упса (рис. 7), об­ви­нен­но­го в на­ру­ше­нии акта. Ско­упс был при­знан ви­нов­ным и при­го­во­рен к упла­те штра­фа в раз­ме­ре 100 дол­ла­ров.

В 2006-2007 годах по­доб­ный про­цесс со­сто­ял­ся и в Рос­сии.

Как оправ­да­ли неан­дер­таль­ца

За по­след­ние годы наши пред­став­ле­ния о неан­дер­таль­це силь­но из­ме­ни­лись.

В 2005 году на тер­ри­то­рии Сло­ве­нии был об­на­ру­жен древ­ней­ший му­зы­каль­ный ин­стру­мент – неан­дер­таль­ская флей­та (рис. 8).

Неандертальская флейта

Рис. 8. Неан­дер­таль­ская флей­та

В 1938 году со­вет­ский ар­хео­лог Алек­сей Оклад­ни­ков (рис. 9) об­на­ру­жил в пе­ще­ре Те­шик-Таш за­хо­ро­не­ние неан­дер­таль­ско­го маль­чи­ка (рис. 10).

А. Окладников

Рис. 9. А. Оклад­ни­ков

Неандертальский мальчик

Рис. 10. Неан­дер­таль­ский маль­чик

Самое от­ста­лое племя

В на­ча­ле 1970-х годов в лесах фи­лип­пин­ско­го ост­ро­ва Мин­да­нао было об­на­ру­же­но племя та­са­дай-ма­ну­бе, ко­то­рое счи­та­ет­ся самым от­ста­лым пле­ме­нем в мире. Та­са­даи до сих пор живут ро­до­вым стро­ем. При­чи­ной этого яв­ля­ет­ся то, что в те­че­ние по­след­ней ты­ся­чи лет они раз­ви­ва­ют­ся изо­ли­ро­ван­но.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/proishozhdenie-cheloveka-i-obschestva?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2DQrNk5R9rM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=SbUW1PuepdM

источник презентации - http://ppt4web.ru/istorija/proiskhozhdenie-cheloveka-i-stanovlenie-obshhestva.html

Файлы