9 класс. Обществознание. Административное право

9 класс. Обществознание. Административное право

Комментарии преподавателя

Вы хо­ро­шо зна­е­те, что у каж­дой из вет­вей еди­ной го­сударственной вла­сти есть своя, стро­го опре­де­лен­ная Кон­сти­ту­ци­ей доля уча­стия в управ­ле­нии го­су­дар­ством. За­ко­но­да­тель­ная ветвь вла­сти осу­ществ­ля­ет государствен­ное управ­ле­ние по­сред­ством за­ко­но­да­тель­ной деятельнос­ти. Су­деб­ная власть вы­пол­ня­ет свои за­да­чи го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния путем от­прав­ле­ния пра­во­су­дия. Нако­нец, су­ще­ству­ет осо­бая ветвь го­су­дар­ствен­ной вла­сти, де­я­тель­ность ко­то­рой свя­за­на с пре­тво­ре­ни­ем в жизнь ис­пол­не­ни­ем за­креп­лен­ных за­ко­ном пред­пи­са­ний. Ее так и на­зы­ва­ют –  ис­пол­ни­тель­ной вла­стью. Она осу­ществ­ля­ет пря­мое непо­сред­ствен­ное го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние во всех ос­нов­ных сфе­рах жизни об­ще­ства.

Де­я­тель­ность ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, лю­бо­го ее зве­на, стро­ит­ся на ос­но­ве юри­ди­че­ских норм, со­во­куп­ность ко­то­рых со­став­ля­ет осо­бую от­расль в си­сте­ме российско­го права –  ад­ми­ни­стра­тив­ное право.

Каж­дая из от­рас­лей права, как вы пом­ни­те, ре­гу­ли­ру­ет свою осо­бую сферу общест­венных от­но­ше­ний (граж­дан­ских, се­мей­ных, тру­до­вых и т. д.). Ад­ми­ни­стра­тив­ное право ре­гу­ли­ру­ет толь­ко те об­щественные от­но­ше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в процес­се осу­ществ­ле­ния ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в связи с де­ятельностью ее ор­га­нов, при­зван­ных осу­ществ­лять функ­ции го­су­дар­ства.

Есте­ствен­но, что нормы ад­ми­ни­стра­тив­но­го права име­ют свои осо­бен­но­сти. Глав­ная из них за­клю­ча­ет­ся в том, что пред­пи­са­ния (т. е. пря­мые юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти), ко­то­рые со­дер­жат нормы ад­ми­ни­стра­тив­но­го права, всег­да носят власт­ный, им­пе­ра­тив­ный (стро­го обя­за­тель­ный) ха­рак­тер. И это по­нят­но: ведь пред­пи­са­ния ис­хо­дят от пред­ста­ви­те­ля вла­сти.

Нормы ад­ми­ни­стра­тив­но­го права охва­ты­ва­ют все ос­новные сферы жизни об­ще­ства: эко­но­ми­че­скую, поли­тическую, со­ци­аль­ную, куль­тур­ную –  по­сколь­ку во всех этих сфе­рах осу­ществ­ля­ет­ся (в том или ином объ­е­ме) уп­равленческая де­я­тель­ность.

На­при­мер, го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в сфере эконо­мики вклю­ча­ет управ­ле­ние про­мыш­лен­но­стью, сель­ским хо­зяй­ством, свя­зью, стро­и­тель­ством и жилищно-комму­нальным хо­зяй­ством, транс­порт­но-до­рож­ным комплек­сом, тор­гов­лей, фи­нан­са­ми и кре­ди­том, охра­ной окружа­ющей среды и т. д. Го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в поли­тической сфере вклю­ча­ет управ­ле­ние ор­га­на­ми обо­ро­ны, без­опас­но­сти, ино­стран­ных дел, внут­рен­них дел и др. Го­сударственное управ­ле­ние со­ци­аль­но-куль­тур­ной сфе­рой вклю­ча­ет управ­ле­ние об­ра­зо­ва­ни­ем, здра­во­охра­не­ни­ем, на­у­кой, куль­ту­рой, со­ци­аль­ной за­щи­той граж­дан и др.

Нормы ад­ми­ни­стра­тив­но­го права ре­гу­ли­ру­ют деятель­ность таких субъ­ек­тов, как:

а)         го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны  ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (пра­ви­тель­ство,  ми­ни­стер­ства и ве­дом­ства,  правоохрани­тельные ор­га­ны);

б)         ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния;

в)         ком­мер­че­ские и неком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции, в том числе об­ще­ствен­ные  объ­еди­не­ния, ре­ли­ги­оз­ные организа­ции   (каж­дая   такая   ор­га­ни­за­ция   под­ле­жит   государст­венной  ре­ги­стра­ции,  дей­ству­ет  на ос­но­ве ли­цен­зии  (го­сударственного раз­ре­ше­ния) и таким об­ра­зом всту­па­ет в ад­ми­ни­стра­тив­ные   пра­во­от­но­ше­ния   с   ис­пол­ни­тель­ной вла­стью, долж­ност­ны­ми ли­ца­ми);

г)         долж­ност­ные лица на­зван­ных ор­га­нов и организа­ций;

д)         от­дель­ные граж­дане (граж­да­нин всту­па­ет в адми­нистративные пра­во­от­но­ше­ния,  осу­ществ­ляя  свои  адми­нистративные  права,   на­при­мер  при  по­лу­че­нии об­ще­го и сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­цин­ской, юри­ди­че­ской, тех­нической по­мо­щи, ад­ми­ни­стра­тив­ной и су­деб­ной за­щи­ты и др.).

 

Нормы ад­ми­ни­стра­тив­но­го права, как и дру­гие соци­альные нормы, о ко­то­рых вы уже зна­е­те, могут иметь форму пред­пи­са­ния, за­пре­та или доз­во­ле­ния. Они по-раз­ному вли­я­ют на об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния. Так, нор­мы-за­пре­ты дей­ству­ют как пре­ду­пре­жде­ние не со­вер­шать оп­ределенные дей­ствия (на­при­мер, не ху­ли­гань, не кради, не на­ру­шай пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния и т. д., гла­сит Ко­декс РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных правонарушени­ях – КоАП). Пред­пи­сы­ва­ю­щие (обя­зы­ва­ю­щие) нормы тре­бу­ют от участ­ни­ков (субъ­ек­тов) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права со­вер­шать опре­де­лен­ные дей­ствия (на­при­мер, поло­жения об ор­га­нах, в ко­то­рых за­креп­ле­ны их обя­зан­но­сти, долж­ност­ные ин­струк­ции и т. д.). Обя­зан­но­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся для всех без ис­клю­че­ния субъ­ек­тов админист­ративного права. Нор­мы-доз­во­ле­ния со­став­ля­ют ос­нов­ную часть ад­ми­ни­стра­тив­но­го права. Они охва­ты­ва­ют огром­ный круг ад­ми­ни­стра­тив­ных прав граж­дан. В первую оче­редь это права, ко­то­ры­ми граж­да­нин поль­зу­ет­ся по свое­му усмот­ре­нию: право на имя, право на по­лу­че­ние сред­него и об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, право на тру­до­устрой­ство, право на раз­ные виды по­мо­щи – ме­ди­цин­ской, юриди­ческой, тех­ни­че­ской; право на за­щи­ту (ад­ми­ни­стра­тив­ную жа­ло­бу, за­яв­ле­ние в суд) и др.

Что такое пра­во­от­но­ше­ние, вы уже зна­е­те. Админи­стративное пра­во­от­но­ше­ние –  его кон­крет­ная разновид­ность. Оха­рак­те­ри­зу­ем неко­то­рые его черты.

Пре­жде всего сле­ду­ет пом­нить, что ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­от­но­ше­ния имеют из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер: они скла­ды­ва­ют­ся толь­ко в той сфере об­ще­ствен­ных отноше­ний, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми ад­ми­ни­стра­тив­но­го права, – в сфере де­я­тель­но­сти ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов и ор­га­нов мест­но­го самоуправ­ления, вы­пол­ня­ю­щих опре­де­лен­ные го­су­дар­ствен­ные функ­ции).

Для воз­ник­но­ве­ния ад­ми­ни­стра­тив­ных правоотноше­ний мало, чтобы сто­ро­ны, всту­пив­шие во вза­и­мо­дей­ствие, об­ла­да­ли опре­де­лен­ны­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми. Необ­ходимо, чтобы хоть одна из сто­рон ад­ми­ни­стра­тив­но-пра­во­во­го от­но­ше­ния была пред­став­ле­на субъ­ек­том (ор­ганом или долж­ност­ным лицом) ад­ми­ни­стра­тив­ной вла­сти, т. е. на­де­лен­ным го­су­дар­ствен­но-власт­ны­ми пол­номочиями.

По­сколь­ку в ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях участ­ву­ет ис­пол­ни­тель­ная власть, эти пра­во­от­но­ше­ния чаще всего имеют власт­ный ха­рак­тер. Их можно выра­зить фор­му­лой «власть – под­чи­не­ние». Это зна­чит, что одна сто­ро­на пра­во­от­но­ше­ния на­де­ле­на го­су­дар­ствен­но-власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми –  управ­ля­ет, рас­по­ря­жа­ет­ся, дей­ству­ет от имени го­су­дар­ства, а дру­гая обя­за­на подчи­няться. От­сю­да сле­ду­ет, что между двумя ря­до­вы­ми граж­данами ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­от­но­ше­ния невоз­мож­ны.

Ска­зан­ное, од­на­ко, не ис­клю­ча­ет такой си­ту­а­ции, ког­да от­но­ше­ния скла­ды­ва­ют­ся между субъ­ек­та­ми исполни­тельной вла­сти, име­ю­щи­ми оди­на­ко­вый ста­тус (положе­ние) в си­сте­ме ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти (на­при­мер, два или несколь­ко ми­ни­стерств могут до­го­во­рить­ся о со­зда­нии меж­ве­дом­ствен­ной ра­бо­чей груп­пы или ко­мис­сии для под­го­тов­ки ка­ких-ли­бо сов­мест­ных ре­ше­ний, про­ек­тов).

Ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­от­но­ше­ние, как и любое пра­во­от­но­ше­ние, воз­ни­ка­ет в связи с кон­крет­ным со­бы­тие] дей­стви­ем, но толь­ко в том слу­чае, если со­бы­тие или дей­ствие преду­смот­ре­но в норме ад­ми­ни­стра­тив­но­го права (если же не преду­смот­ре­но –  не воз­ни­ка­ет).

Кто же обыч­но рас­смат­ри­ва­ет споры между участ­ни­ка ми ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­от­но­ше­ния? Се­год­ня чаще всего их рас­смат­ри­ва­ют в так на­зы­ва­е­мом ад­ми­ни­стра­тив­ном по­ряд­ке (т. е. вне­су­деб­ном). Как пра­ви­ло, это де­ла­ет вы­ше­сто­я­щий на­чаль­ник того лица, чьи дей­ствия об­жа­лу­ют­ся   (на­при­мер,   если   ра­бот­ник   од­но­го  из  от­де­лов пред­при­я­тия решил, что бух­гал­тер от­де­ла непра­виль­но на­чис­лил ему зар­пла­ту, он может об­ра­тить­ся к глав­но­му (вы­ше­сто­я­ще­му)   бух­гал­те­ру,   и   тот   обя­зан   раз­ре­шить кон­фликт). В более слож­ных си­ту­а­ци­ях в дело вклю­чит­ся ми­ли­ция.

Итак, можно дать сле­ду­ю­щую ха­рак­те­ри­сти­ку поня­тия, черты ко­то­ро­го мы рас­смот­ре­ли выше: администра­тивными пра­во­от­но­ше­ни­я­ми на­зы­ва­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в сфере де­я­тель­но­сти ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ре­гу­ли­ру­ют­ся нор­ма­ми ад­ми­ни­стра­тив­но­го права.

Ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние. Такое правона­рушение еще на­зы­ва­ют зна­ко­мым вам тер­ми­ном просту­пок. Как вы пом­ни­те, от пре­ступ­ле­ния он от­ли­ча­ет­ся мень­шей сте­пе­нью вреда для об­ще­ства, но тоже яв­ля­ет­ся пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние по­сягает на:

об­ще­ствен­ный по­ря­док;

соб­ствен­ность;

права и сво­бо­ды граж­дан;

уста­нов­лен­ный по­ря­док управ­ле­ния.

К ад­ми­ни­стра­тив­ным правонарушени­ям про­тив лич­но­сти от­но­сят пра­во­на­ру­ше­ния, посягаю­щие на права и здо­ро­вье граж­дан (это могут быть нару­шения за­ко­но­да­тель­ства о труде и пра­вил охра­ны труда; на­ру­ше­ния са­ни­тар­но-ги­ги­е­ни­че­ских норм; про­ве­де­ние аги­та­ции в пе­ри­од ее за­пре­ще­ния; рас­про­стра­не­ние лож­ных све­де­ний о кан­ди­да­те и др.), к ним от­но­сят­ся и по­сягающие на соб­ствен­ность (это могут быть на­ру­ше­ния прав го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на недра, воды, леса, жи­вот­ный мир; мел­кие хи­ще­ния го­су­дар­ствен­ной соб­ственности и об­ще­ствен­но­го иму­ще­ства и др.).

К ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям, по­ся­га­ю­щим на об­ще­ствен­ный по­ря­док, от­но­сят, на­при­мер, незакон­ное при­об­ре­те­ние и хра­не­ние нар­ко­ти­че­ских средств в не­больших раз­ме­рах; мел­кое ху­ли­ган­ство; азарт­ные игры, рас­пи­тие спирт­ных на­пит­ков в об­ще­ствен­ных ме­стах, не пред­на­зна­чен­ных для этих целей; по­яв­ле­ние в обществен­ных ме­стах в пья­ном виде, оскорб­ля­ю­щем че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство и об­ще­ствен­ную нрав­ствен­ность; до­ве­де­ние несо­вер­шен­но­лет­них до со­сто­я­ния опья­не­ния и др

К ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям в об­ла­сти ох­раны окру­жа­ю­щей среды и па­мят­ни­ков куль­ту­ры отно­сят, на­при­мер, неза­кон­ную по­руб­ку и по­вре­жде­ние де­ревьев, са­мо­воль­ный сбор ди­ко­рас­ту­щих пло­дов, оре­хов, гри­бов, ягод в за­пре­щен­ных ме­стах; за­со­ре­ние лесов бы­товыми от­хо­да­ми и от­бро­са­ми; на­ру­ше­ние пра­вил охоты, рыб­ной ловли, по­жар­ной без­опас­но­сти в лесах и др.

От­ме­тим ос­нов­ные при­зна­ки ад­ми­ни­стра­тив­но­го право­нарушения. Вы уже по­ня­ли, что ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­вонарушение – это все­гда опре­де­лен­ное де­я­ние (дей­ствие или без­дей­ствие). Это де­я­ние ан­ти­об­ще­ствен­ное и про­тивоправное, т. е. на­ру­ша­ю­щее ка­кие-ли­бо нормы права. На­ко­нец, это де­я­ние ви­нов­ное, т. е. со­вер­шен­ное лицом, ко­то­рое осо­зна­ва­ло (по­ни­ма­ло) недо­пу­сти­мость (противо­правность) сво­е­го по­ве­де­ния и свя­зан­ных с ним результа­тов.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/tema/administrativnoe-pravo-2

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=tIpl7Tjz5sM

http://www.youtube.com/watch?v=ndXmwPxJavc

http://www.youtube.com/watch?v=avJmjlcp_4Y

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/4521-administrativnye-pravootnosheniya.html

Файлы