9 класс. Обществознание. Форма государственного правления

9 класс. Обществознание. Форма государственного правления

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Форма прав­ле­ния рас­кры­ва­ет спо­соб ор­га­ни­за­ции вер­хов­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти, по­ря­док об­ра­зо­ва­ния ее ор­га­нов, их вза­и­мо­дей­ствия между собой и с на­се­ле­ни­ем, сте­пень уча­стия на­се­ле­ния в их фор­ми­ро­ва­нии. Форма прав­ле­ния за­ви­сит от кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских усло­вий воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия го­су­дар­ства, от со­от­но­ше­ния по­ли­ти­че­ских сил в стране, осо­бен­но в пе­ри­од ее воз­ник­но­ве­ния. На­при­мер, ран­ние бур­жу­аз­ные ре­во­лю­ции в Ан­глии при­ве­ли к ком­про­мис­су между бур­жу­а­зи­ей и фе­о­да­ла­ми, след­стви­ем ко­то­ро­го стала кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия.

Форма го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния под­раз­де­ля­ет­ся на мо­нар­хи­че­скую (еди­но­лич­ная, на­след­ствен­ная) и рес­пуб­ли­кан­скую (кол­ле­ги­аль­ная, вы­бор­ная).

Мо­нар­хия – это такая форма прав­ле­ния, когда вер­хов­ная го­су­дар­ствен­ная власть при­над­ле­жит еди­но­лич­но­му главе го­су­дар­ства, ко­то­рый пе­ре­да­ет ее по на­след­ству и не несет от­вет­ствен­но­сти перед на­се­ле­ни­ем. Ос­нов­ны­ми при­зна­ка­ми мо­нар­хи­че­ской формы прав­ле­ния яв­ля­ют­ся:

1. су­ще­ство­ва­ние еди­но­лич­но­го главы го­су­дар­ства, ко­то­рый поль­зу­ет­ся своей вла­стью по­жиз­нен­но (царь, ко­роль, им­пе­ра­тор, шах);

2. на­след­ствен­ный по­ря­док пре­ем­ствен­но­сти вер­хов­ной вла­сти;

3. пред­ста­ви­тель­ство го­су­дар­ства мо­нар­хом по сво­е­му усмот­ре­нию;

4. юри­ди­че­ская без­от­вет­ствен­ность мо­нар­ха.

Ис­то­рия раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства знает две раз­но­вид­но­сти мо­нар­хи­че­ской формы прав­ле­ния – аб­со­лют­ную и кон­сти­ту­ци­он­ную (огра­ни­чен­ную) мо­нар­хию.

Рис. 1. Ко­ро­на­ция Ни­ко­лая II (Ис­точ­ник)

Аб­со­лют­ная мо­нар­хия – это такая форма прав­ле­ния, при ко­то­рой вер­хов­ная го­су­дар­ствен­ная власть по за­ко­ну все­це­ло при­над­ле­жит од­но­му лицу – мо­нар­ху (царю, ко­ро­лю, им­пе­ра­то­ру). Ос­нов­ным при­зна­ком аб­со­лют­ной мо­нар­хии яв­ля­ет­ся от­сут­ствие ка­ких-ли­бо го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, огра­ни­чи­ва­ю­щих ком­пе­тен­цию мо­нар­ха. Такая раз­но­вид­ность мо­нар­хии ха­рак­тер­на для по­след­не­го этапа раз­ви­тия фе­о­даль­но­го го­су­дар­ства – за­вер­ше­ния об­ра­зо­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­ных го­су­дарств.

Рис. 2. Ко­роль Са­у­дов­ской Ара­вии Аб­дал­ле бен Аб­дель Азизу (Ис­точ­ник)

Кон­сти­ту­ци­он­ная (огра­ни­чен­ная) мо­нар­хия пред­став­ля­ет собой такую форму прав­ле­ния, при ко­то­рой власть мо­нар­ха зна­чи­тель­но огра­ни­че­на пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном – пар­ла­мен­том. Обыч­но это огра­ни­че­ние опре­де­ле­но кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рую утвер­жда­ет пар­ла­мент. Мо­нарх не впра­ве из­ме­нить кон­сти­ту­цию.

Как форма прав­ле­ния кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия воз­ни­ка­ет в пе­ри­од ста­нов­ле­ния бур­жу­аз­но­го об­ще­ства. Фор­маль­но она не утра­ти­ла сво­е­го зна­че­ния в ряде стран Ев­ро­пы и Азии и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Дания, Ис­па­ния, Нор­ве­гия, Шве­ция, Япо­ния и др.). Кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия бы­ва­ет пар­ла­мент­ской и ду­а­ли­сти­че­ской.

При ду­а­ли­сти­че­ской мо­нар­хии го­су­дар­ствен­ная власть носит двой­ствен­ный ха­рак­тер. Юри­ди­че­ски и фак­ти­че­ски власть раз­де­ле­на между пра­ви­тель­ством, ко­то­рое фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет мо­нарх, и пар­ла­мен­том. Пра­ви­тель­ство в ду­а­ли­сти­че­ских мо­нар­хи­ях фор­ми­ру­ет­ся неза­ви­си­мо от пар­тий­но­го со­ста­ва в пар­ла­мен­те и не от­вет­ствен­но перед пар­ла­мен­том. Мо­нарх при этом вы­ра­жа­ет пре­иму­ще­ствен­но ин­те­ре­сы фе­о­да­лов, а пар­ла­мент пред­став­ля­ет ин­те­ре­сы бур­жу­а­зии и дру­гих слоев на­се­ле­ния. По­доб­ная форма прав­ле­ния яв­ля­ет­ся пе­ре­ход­ной от аб­со­лют­ной мо­нар­хии к пар­ла­мен­тар­ной. Она су­ще­ство­ва­ла в на­ча­ле XX в. в Рос­сии (по Ма­ни­фе­сту 1905 г. Рос­сия стала со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хи­ей, то есть власть царя огра­ни­чи­ва­лась пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном – пар­ла­мен­том) и в кай­зе­ров­ской Гер­ма­нии в 1871 – 1919 гг.

Пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Шве­ция, Ис­па­ния и др.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:
1. пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся из пред­ста­ви­те­лей опре­де­лен­ной по­ли­ти­че­ской пар­тии или пар­тий, по­лу­чив­ших боль­шее число го­ло­сов на вы­бо­рах в пар­ла­мент;
2. лидер пар­тии, об­ла­да­ю­щей наи­боль­шим чис­лом де­пу­тат­ских ман­да­тов в пар­ла­мен­те, ста­но­вит­ся гла­вой пра­ви­тель­ства;
3. в за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной сфе­рах власть мо­нар­ха фак­ти­че­ски от­сут­ству­ет, яв­ля­ет­ся сим­во­ли­че­ской;
4. за­ко­но­да­тель­ные акты при­ни­ма­ют­ся пар­ла­мен­том и фор­маль­но под­пи­сы­ва­ют­ся мо­нар­хом;
5. пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность не перед мо­нар­хом, а перед пар­ла­мен­том.

Рис. 3. Го­су­дар­ствен­ная дума РФ (Ис­точ­ник

Рес­пуб­ли­ка – это такая форма прав­ле­ния, при ко­то­рой вер­хов­ная го­су­дар­ствен­ная власть осу­ществ­ля­ет­ся вы­бор­ны­ми ор­га­на­ми, из­би­ра­е­мы­ми на­се­ле­ни­ям на опре­де­лен­ный срок и несу­щи­ми от­вет­ствен­ность перед из­би­ра­те­ля­ми. Рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния в окон­ча­тель­ном виде сфор­ми­ро­ва­лась еще в афин­ском го­су­дар­стве. В де­мо­кра­ти­че­ской Афин­ской рес­пуб­ли­ке все ор­га­ны го­су­дар­ства из­би­ра­лись граж­да­на­ми Афин. Более рас­про­стра­не­на в ра­бо­вла­дель­че­ских го­су­дар­ствах была ари­сто­кра­ти­че­ская рес­пуб­ли­ка, в ко­то­рой все го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны из­би­ра­лись во­ен­но-зе­мель­ной зна­тью. В сред­ние века такая форма прав­ле­ния была ха­рак­тер­на для сво­бод­ных ев­ро­пей­ских го­ро­дов – Ве­не­ции, Генуи, Лю­бе­ка и т.д. По мере раз­ви­тия об­ще­ствен­ной жизни рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния ви­до­из­ме­ня­лась, при­об­ре­та­ла новые черты, все боль­ше на­пол­ня­лась де­мо­кра­ти­че­ским со­дер­жа­ни­ем. Об­щи­ми при­зна­ка­ми рес­пуб­ли­кан­ской формы прав­ле­ния яв­ля­ют­ся:
1. вы­бор­ность на опре­де­лен­ный срок главы го­су­дар­ства и дру­гих выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти;
2. осу­ществ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной вла­сти не по соб­ствен­но­му праву, а по по­ру­че­нию на­ро­да;
3. юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность главы го­су­дар­ства в слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных за­ко­ном;
4. обя­за­тель­ность ре­ше­ний вер­хов­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти для всех дру­гих го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов;
5. пре­иму­ще­ствен­ная за­щи­та ин­те­ре­сов граж­дан го­су­дар­ства и вза­им­ная от­вет­ствен­ность лич­но­сти и го­су­дар­ства.
Ис­то­рия знает несколь­ко ос­нов­ных раз­но­вид­но­стей рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния.

Пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка – это раз­но­вид­ность рес­пуб­ли­кан­ской формы прав­ле­ния, при ко­то­рой вер­хов­ная роль в ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ствен­ной жизни при­над­ле­жит пар­ла­мен­ту. В такой рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся пар­ла­мент­ским путем из числа де­пу­та­тов, при­над­ле­жа­щих к пар­ти­ям, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют боль­шин­ством мест в пар­ла­мен­те. Наи­бо­лее су­ще­ствен­ной чер­той пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся то, что пра­ви­тель­ство несет кол­лек­тив­ную от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том за свою де­я­тель­ность. Оно оста­ет­ся у вла­сти до тех пор, пока рас­по­ла­га­ет под­держ­кой пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ства. В слу­чае утра­ты до­ве­рия боль­шин­ства чле­нов пар­ла­мен­та пра­ви­тель­ство либо ухо­дит в от­став­ку, либо через главу го­су­дар­ства до­би­ва­ет­ся ро­спус­ка пар­ла­мен­та и на­зна­че­ния до­сроч­ных пар­ла­мент­ских вы­бо­ров.
Как пра­ви­ло, глава го­су­дар­ства в по­доб­ных рес­пуб­ли­ках из­би­ра­ет­ся кос­вен­ны­ми вы­бо­ра­ми – пар­ла­мен­том либо спе­ци­аль­но об­ра­зу­е­мым ор­га­ном. Пре­зи­дент об­ла­да­ет до­воль­но скром­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, ко­то­рые может осу­ществ­лять толь­ко по ини­ци­а­ти­ве главы пра­ви­тель­ства. Так, он об­на­ро­ду­ет за­ко­ны, имеет право ро­спус­ка пар­ла­мен­та, на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства (ко­то­рым все­гда ста­но­вит­ся лидер пар­тии боль­шин­ства в пар­ла­мен­те), может яв­лять­ся глав­но­ко­ман­ду­ю­щим во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми и т.д. Од­на­ко вер­хов­ную ис­пол­ни­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пра­ви­тель­ство, ко­то­рое от­ве­ча­ет за свою де­я­тель­ность перед пар­ла­мен­том. При­ме­ра­ми таких рес­пуб­лик яв­ля­ют­ся ФРГ, Ита­лия, Чехия.

Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка – это одна из раз­но­вид­но­стей рес­пуб­ли­кан­ской формы прав­ле­ния, ко­то­рая со­еди­ня­ет в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы пра­ви­тель­ства. К наи­бо­лее ха­рак­тер­ным чер­там­пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки от­но­сят­ся:
1. вне­пар­ла­мент­ский спо­соб из­бра­ния пре­зи­ден­та и фор­ми­ро­ва­ния пра­ви­тель­ства;
2. от­вет­ствен­ность пра­ви­тель­ства перед пре­зи­ден­том, а не перед пар­ла­мен­том;
3. более ши­ро­кие, чем в пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке, пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства.
В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке глава го­су­дар­ства, как пра­ви­ло, из­би­ра­ет­ся на­се­ле­ни­ем путем пря­мых вы­бо­ров. Пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся по­бе­див­шим на вы­бо­рах пре­зи­ден­том из лиц, при­над­ле­жа­щих к его пар­тии, и несет от­вет­ствен­ность толь­ко перед пре­зи­ден­том. При этом пре­зи­дент, яв­ля­ясь гла­вой го­су­дар­ства, вы­сту­па­ет также и гла­вой пра­ви­тель­ства. По­это­му поста пре­мьер-ми­ни­стра в такой рес­пуб­ли­ке нет. Пар­ла­мент также из­би­ра­ет­ся на­се­ле­ни­ем, од­на­ко не об­ла­да­ет кон­троль­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми за де­я­тель­но­стью пра­ви­тель­ства. При­ме­ра­ми пре­зи­дент­ских рес­пуб­лик яв­ля­ют­ся США, Мек­си­ка, Бра­зи­лия.

Рис. 4. Пре­зи­дент РФ Путин В.В. (Ис­точ­ник)

В со­вре­мен­ных го­су­дар­ствах встре­ча­ет­ся и такая форма прав­ле­ния, как сме­шан­ная (по­лу­пре­зи­дент­ская) рес­пуб­ли­ка, ко­то­рая со­че­та­ет в себе эле­мен­ты как пар­ла­мент­ской, так и пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки. При такой форме прав­ле­ния цен­траль­ной фи­гу­рой в си­сте­ме выс­ших го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов яв­ля­ет­ся пре­зи­дент, ко­то­рый на­де­лен ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми и из­би­ра­ет­ся пря­мы­ми вы­бо­ра­ми. Пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся пре­зи­ден­том и несет перед ним от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность, а также оно от­вет­ствен­но перед пар­ла­мен­том. Фор­ми­ро­ва­ние пра­ви­тель­ства про­ис­хо­дит при уча­стии как пре­зи­ден­та, так и пар­ла­мен­та. В по­лу­пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке пар­ла­мент может вы­ра­зить недо­ве­рие пра­ви­тель­ству, но пре­зи­дент может рас­пу­стить пар­ла­мент и на­зна­чить новые пар­ла­мент­ские вы­бо­ры. К таким рес­пуб­ли­кам от­но­сят­ся Фран­ция, Пор­ту­га­лия, Рос­сия.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/forma-gosudarstvennogo-pravleniya?seconds=0&chapter_id=346

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=uw2lKT8J0c8

http://www.youtube.com/watch?v=GUk5gZYpuZw

http://www.youtube.com/watch?v=lFdtKEQk5Lc

http://www.youtube.com/watch?v=LJFWVrOneLY

http://www.youtube.com/watch?v=sMw8bNlwod4

http://www.youtube.com/watch?v=Mv3HONOB21g

http://www.youtube.com/watch?v=6eIJxawJFPg

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/13818-formy-pravleniya-9-klass.html

Файлы