9 класс. Обществознание. Политический режим (недемократический)

9 класс. Обществознание. Политический режим (недемократический)

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Как мы уже знаем, по­ли­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ет при­е­мы и ме­то­ды осу­ществ­ле­ния вла­сти го­су­дар­ством, а также спо­со­бы де­я­тель­но­сти него­су­дар­ствен­ных по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций – по­ли­ти­че­ских пар­тий, об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, клу­бов, со­ю­зов. Неде­мо­кра­ти­че­ский режим скла­ды­ва­ет­ся в го­су­дар­стве в том слу­чае, если власть осу­ществ­ля­ет­ся ме­то­дом при­нуж­де­ния, то есть с по­мо­щью на­си­лия.

 Генерал Пиночет

Рис. 1. Ге­не­рал Пи­но­чет (Ис­точ­ник)

Су­ще­ству­ет мно­же­ство видов неде­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся раз­лич­ной сте­пе­нью ав­то­ри­тар­но­сти вла­сти. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми яв­ля­ют­ся ав­то­ри­тар­ный и то­та­ли­тар­ный по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы. Кроме того, вы­де­ля­ют во­ен­но-дик­та­тор­ские, мо­но­кра­ти­че­ские, ра­сист­ские, фа­шист­ские, са­мо­дер­жав­ные и дру­гие ре­жи­мы. Такое ко­ли­че­ство раз­лич­ных неде­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов объ­яс­ня­ет­ся тем, что по­ли­ти­че­ский режим в зна­чи­тель­ной мере ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ру­ет форму го­су­дар­ства. Это наи­бо­лее ди­на­мич­ная со­став­ная часть формы го­су­дар­ства, ре­а­ги­ру­ю­щая на все из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской сфе­рах жизни об­ще­ства, осо­бен­но в со­от­но­ше­нии со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских сил в стране.
Для ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма как наи­бо­лее рас­про­стра­нен­но­го вида неде­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки:
 1. ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти, вос­пре­пят­ство­ва­ние со сто­ро­ны власт­ных струк­тур ее сво­бод­но­му раз­ви­тию;
 2. ого­су­дар­ствле­ние всех об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций;
 3. фак­ти­че­ская лик­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти, несмот­ря на их за­креп­ле­ние в кон­сти­ту­ци­он­ных актах;
 4. при­мат (вер­хо­вен­ство) го­су­дар­ства над пра­вом, что яв­ля­ет­ся след­стви­ем про­из­во­ла со сто­ро­ны го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, на­ру­ше­ний за­кон­но­сти, лик­ви­да­ции пра­во­вых начал
     бще­ствен­ной жизни;
 5. все­объ­ем­лю­щая ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ствен­ной жизни и на­ли­чие огром­но­го во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, под­чи­ня­ю­ще­го себе все дру­гие сферы об­ще­ствен­ной жизни;
 6. от­сут­ствие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ству­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти;
 7. лик­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма или пре­вра­ще­ние пред­ста­ви­тель­ных учре­жде­ний в при­да­ток вла­сти од­но­го че­ло­ве­ка или узкой со­ци­аль­ной груп­пы;
 8. фак­ти­че­ская лик­ви­да­ция по­ли­ти­че­ских пар­тий и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, кроме пра­вя­щей по­ли­ти­че­ской пар­тии;
 9. кон­цен­тра­ция вла­сти в руках главы пра­ви­тель­ства или го­су­дар­ства;
10. отказ от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти;
11. ши­ро­кое при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий;
12. власть идет свер­ху вниз, осу­ществ­ля­ет­ся узкой со­ци­аль­ной груп­пой лиц.

Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы могут уста­нав­ли­вать­ся как при мо­нар­хи­че­ской, так и при рес­пуб­ли­кан­ской фор­мах прав­ле­ния. Как и де­мо­кра­ти­че­ский режим, ав­то­ри­тар­ный имеет свои раз­но­вид­но­сти. В XX веке по­яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма:
1. кон­сти­ту­ци­он­но-ав­то­ри­тар­ный режим: это самая мяг­кая форма неде­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма, когда в самой кон­сти­ту­ции до­пус­ка­ют­ся пе­ре­ко­сы (уси­ле­ние одной из вет­вей вла­сти,
    ущем­ле­ние прав и сво­бод граж­дан, огра­ни­че­ние де­я­тель­но­сти оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий) – ха­рак­те­рен для стран Азии.
2. мо­но­кра­ти­че­ский режим: власть пе­ре­хо­дит к ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, за­креп­ля­ют­ся об­шир­ные пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства, за­пре­ща­ет­ся де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных
    пар­тий, но нет то­таль­но­го кон­тро­ля – ха­рак­те­рен для аф­ро­ази­ат­ских стран (Зим­баб­ве, Судан, Конго, Заир).

Дру­гой раз­но­вид­но­стью ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма яв­ля­ют­ся во­ен­но-дик­та­тор­ские ре­жи­мы, опо­рой ко­то­рых ста­но­вит­ся армия. При­ме­ра­ми таких ре­жи­мов яв­ля­лись в недав­нем про­шлом по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы в Чили или в Гре­ции в конце 60-х – на­ча­ле 70-х годов. Такие ре­жи­мы часто воз­ни­ка­ли в стра­нах Ла­тин­ской Аме­ри­ки и Аф­ри­ки.

Пожизненный президент ЦАР и самопровозглашенный император ЦАИ Ж. Бокасса

Рис. 2. По­жиз­нен­ный пре­зи­дент ЦАР и са­мо­про­воз­гла­шен­ный им­пе­ра­тор ЦАИ Ж. Бо­кас­са (Ис­точ­ник)

В ряде стран су­ще­ству­ют кле­ри­каль­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют гос­под­ство ре­ли­ги­оз­ных кру­гов в стране, ока­зы­ва­ю­щих ре­ша­ю­щее вли­я­ние на по­ли­ти­че­скую жизнь в го­су­дар­стве (Иран).
Са­мо­дер­жав­ные ре­жи­мы имеют место в ряде мо­нар­хи­че­ских го­су­дарств араб­ско­го Во­сто­ка (Са­у­дов­ская Ара­вия, Оман, кня­же­ства Пер­сид­ско­го за­ли­ва).
Для ре­жи­ма лич­ной вла­сти ха­рак­тер­ны уста­нов­ле­ние вла­сти еди­но­лич­но­го дик­та­то­ра, лик­ви­да­ция эле­мен­тар­ных прав и сво­бод, на­рас­та­ние кро­ва­во­го тер­ро­ра и ре­прес­сий, пря­мые рас­пра­вы со сво­и­ми по­ли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми (Ливия при М. Кад­да­фи).

Ра­сист­ские ре­жи­мы стре­мят­ся кон­тро­ли­ро­вать ду­хов­ную и эко­но­ми­че­скую жизнь об­ще­ства, силой на­вя­зы­ва­ет­ся опре­де­лен­ная идео­ло­гия – пре­вос­ход­ство одной расы над дру­гой. Часто такие ре­жи­мы со­про­вож­да­ют­ся по­ли­ти­кой апар­те­ида – фор­мой ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в на­силь­ствен­ном вы­се­ле­нии опре­де­лен­ных на­ци­о­наль­ных и ра­со­вых групп на­се­ле­ния на опре­де­лен­ную тер­ри­то­рию в пре­де­лах го­су­дар­ства (ре­зер­ва­цию) или за его пре­де­лы (ЮАР в 50-80 гг. XX в.).
Край­ней фор­мой ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма яв­ля­ет­ся фа­шист­ский режим, ко­то­рый пред­став­ля­ет собой от­кры­тую дик­та­ту­ру опре­де­лен­ных эко­но­ми­че­ски гос­под­ству­ю­щих кру­гов и по­ли­ти­че­ских сил, про­по­ве­ду­ю­щих фа­шист­скую идео­ло­гию. Дан­ный режим ос­но­ван на идее пре­вос­ход­ства одной расы (арий­ской) над дру­ги­ми, на чем стро­ит­ся агрес­сив­ная внеш­няя по­ли­ти­ка. Дан­ный режим может со­про­вож­дать­ся по­ли­ти­кой ге­но­ци­да – пред­на­ме­рен­но­го уни­что­же­ния от­дель­ных на­ци­о­наль­ных и ра­со­вых групп на­се­ле­ния или со­зда­ния жиз­нен­ных усло­вий, рас­счи­тан­ных на пол­ное или ча­стич­ное фи­зи­че­ское уни­что­же­ние этих групп. При­ме­ром дан­но­го ре­жи­ма может слу­жить на­цист­ская Гер­ма­ния в 30-40 гг. XX в. При опре­де­лен­ных об­сто­я­тель­ствах могут уста­нав­ли­вать­ся нео­фа­шист­ские ре­жи­мы.

Дру­гой край­ней фор­мой ав­то­ри­та­риз­ма яв­ля­ет­ся то­та­ли­та­ризм. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:
1. за­пре­ще­на любая по­ли­ти­че­ская де­я­тель­ность либо раз­ре­ше­на толь­ко одна по­ли­ти­че­ская пар­тия или по­ли­ти­че­ское дви­же­ние, ко­то­рое ис­клю­ча­ет воз­ник­но­ве­ние ле­галь­ной оп­по­зи­ции;
2. ха­рак­тер­но от­сут­ствие част­ной соб­ствен­но­сти, су­ще­ство­ва­ние ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ной эко­но­ми­ки;
3. на­ли­чие офи­ци­аль­ной идео­ло­гии;
4. все­объ­ем­лю­щий кон­троль за всеми про­яв­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­ной жизни и за жиз­нью от­дель­ной лич­но­сти со сто­ро­ны ре­прес­сив­но­го го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та;
5. скла­ды­ва­ние «куль­та лич­но­сти» вождя.

 Кровавый диктатор Уганды – Иди Амин

Рис. 3. Кро­ва­вый дик­та­тор Уган­ды – Иди Амин.

При­ме­ра­ми то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов могут слу­жить СССР в XX в. и КНДР се­год­ня.
Су­ще­ству­ют также пе­ре­ход­ные ре­жи­мы, со­че­та­ю­щие в себе де­мо­кра­ти­че­ские и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ские эле­мен­ты. Могут уста­нав­ли­вать­ся чрез­вы­чай­ные ре­жи­мы для про­ве­де­ния ре­форм, но дол­жен быть опре­де­лен срок, на ко­то­рый они уста­нав­ли­ва­ют­ся. Од­на­ко все они яв­ля­ют­ся неустой­чи­вы­ми, не могут долго су­ще­ство­вать.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/politicheskiy-rezhim-nedemokraticheskiy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=wPlY7Ddzt7w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1tH1YB_VMcM

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы