Единица площади - квадратный метр. 3 класс. Математика.

Единица площади - квадратный метр. 3 класс. Математика.

Комментарии преподавателя

 Знакомство с единицей измерения площади – квадратным метром

Мы знаем, что пло­щадь фигур можно из­ме­рить в квад­рат­ных сан­ти­мет­рах. Как вы ду­ма­е­те, как можно на­звать еди­ни­цу пло­ща­ди, ко­то­рая равна пло­ща­ди квад­ра­та со сто­ро­ной 1 м? Пра­виль­но – это квад­рат­ный метр. Слова «квад­рат­ный метр» при чис­лах за­пи­сы­ва­ют­ся так:

8 м2, 20 м2

Этой еди­ни­цей поль­зу­ют­ся, на­при­мер, при из­ме­ре­нии пло­ща­ди ком­на­ты, дома, сада. Боль­шие пло­ща­ди ком­нат, квар­тир, домов, зе­мель­ных участ­ков, го­ро­дов на бу­ма­ге изоб­ра­жа­ют в умень­шен­ном виде. На­при­мер, на ри­сун­ке изоб­ра­жён план дач­но­го участ­ка, на ко­то­ром за квад­рат пло­ща­дью 1 м2 услов­но при­ня­та одна клет­ка (рис. 1).

Рис. 1. План

 Нахождение площади фигур

Пло­щадь дома на плане – 42 клет­ки, зна­чит, на­сто­я­щая его пло­щадь – 42 м2.

Най­дём по плану пло­щадь сада и пло­щадь ого­ро­да.

Мы видим, что длина сада на плане – 9 кле­то­чек, то есть 9 м, а ши­ри­на – 6 кле­то­чек, то есть 6 м. Сад имеет пря­мо­уголь­ную форму. Зна­чит, чтобы найти пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка, надо длину умно­жить на ши­ри­ну.

За­пи­шем ре­ше­ние.

9*6=54 (м2)

Ответ: пло­щадь сада 54 м2.

Длина ого­ро­да – 8 кле­то­чек, или 8 м, а ши­ри­на – 3 кле­точ­ки, то есть 3 м. Най­дём пло­щадь ого­ро­да. Для этого длину умно­жим на ши­ри­ну.

За­пи­шем ре­ше­ние.

8*3=24 (м2)

Ответ: пло­щадь ого­ро­да – 24 м2.

Как вы ду­ма­е­те, на сколь­ко квад­ра­тов со сто­ро­ной 1 дм можно раз­бить квад­рат со сто­ро­ной 1 м (рис. 2)?

Рис. 2. Квад­рат­ный метр

 Установление соответствия между м2 и дм2

Уста­но­вим со­от­но­ше­ние между квад­рат­ным де­ци­мет­ром и квад­рат­ным мет­ром. Будем рас­суж­дать так. По­сколь­ку квад­рат со сто­ро­ной 1 м можно раз­бить на 10 по­ло­сок, в каж­дой из ко­то­рых по 10 дм2, то всего в квад­рат­ном метре де­сять де­сят­ков, или сто квад­рат­ных де­ци­мет­ров (рис. 3).

Рис. 3. Сто квад­рат­ных де­ци­мет­ров

За­пом­ним

1 м2=100 дм2

 Выполнение заданий на преобразование единиц измерения площади

По­тре­ни­ру­ем­ся. Вы­ра­зим в квад­рат­ных де­ци­мет­рах.

5 м2 = … дм2

8 м2 = … дм2

3 м2 = … дм2

Рас­суж­да­ем так. Мы знаем, что в квад­рат­ном метре сто квад­рат­ных де­ци­мет­ров. Зна­чит, в пяти квад­рат­ных мет­рах – пять­сот квад­рат­ных де­ци­мет­ров.

Про­верь­те себя.

5 м2 = 500 дм2

8 м2 = 800 дм2

3 м2 = 300 дм2

Раз­га­дай­те пра­ви­ло, по ко­то­ро­му за­пи­сан каж­дый ряд ве­ли­чин, и про­дол­жи­те его.

93 см, 8 дм 6 см, 79 см, …

1 дм2, 90 см2, 80 см2, …

96 дм2, 1 м2, 104 дм2, 1 м2 8 дм2,  … 

Рас­смот­рим первую стро­ку.

93 см, 8 дм 6 см, 79 см, …

Мы видим три ли­ней­ные ве­ли­чи­ны. Вспом­ним о том, что 1 дм=10 см. Чтобы удоб­нее было срав­ни­вать, пе­ре­ве­дём все ве­ли­чи­ны в одни еди­ни­цы из­ме­ре­ния, в сан­ти­мет­ры. Пе­ре­во­дим: 8 дм 6 см = 86 см. Ве­ли­чи­ны стоят в по­ряд­ке убы­ва­ния. Каж­дая сле­ду­ю­щая ве­ли­чи­на умень­ша­ет­ся на 7 см. Зна­чит, 79 см умень­ша­ем на 7 см, по­лу­ча­ем 72 см и эту ве­ли­чи­ну вы­ра­зим в дм и см: 72 см=7 дм и 2 см.

93 см, 8 дм 6 см, 79 см, 7 дм 2 см

Рас­смот­рим вто­рую стро­ку.

1 дм2, 90 см2, 80 см2, …

Можем ска­зать, что во вто­рой стро­ке за­пи­са­ны еди­ни­цы пло­ща­ди. Пе­ре­ве­дём 1 дм2 в квад­рат­ные сан­ти­мет­ры. Пом­ним, что 1 дм2 = 100 см2. По­лу­чил­ся ряд ве­ли­чин 100 см2, 90 см2, 80 см2, … Можем сде­лать вывод о том, что каж­дая сле­ду­ю­щая ве­ли­чи­на умень­ша­ет­ся на 10 см2. Зна­чит, сле­ду­ю­щая ве­ли­чи­на в этом ряду долж­на быть 70 см2.

1 дм2, 90 см2, 80 см2, 70 см2

Рас­смот­рим тре­тью стро­ку.

96 дм2, 1 м2, 104 дм2,  1м2 8 дм2, … 

В тре­тьем ряду тоже за­пи­са­ны еди­ни­цы пло­ща­ди. Вы­ра­зим все ве­ли­чи­ны в квад­рат­ных де­ци­мет­рах. Пом­ним, что 1 м2 = 100 дм2. Это зна­чит, что 1 м2 8 дм2 = 108 дм2. По­лу­чи­ли ряд ве­ли­чин: 96 дм2, 100 дм2, 104 дм2, 108 дм2, видим, что ве­ли­чи­ны рас­по­ло­же­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. Каж­дая сле­ду­ю­щая ве­ли­чи­на боль­ше преды­ду­щей на 4 дм2. Сле­до­ва­тель­но, про­дол­жит этот ряд ве­ли­чи­на 112 дм2.

96 дм2, 1 м2, 104 дм2, 1 м2 8 дм2, 112 дм2

 

 Выполнение тренировочных упражнений по теме урока

Вы­пол­ним сле­ду­ю­щее за­да­ние.

До­пол­ни­те каж­дую ве­ли­чи­ну до 1 м2

10 дм2 + …дм2=1 м2

24 дм2 + …дм2 = 1 м2

62 дм2 +….дм2 = 1 м2

Необ­хо­ди­мо вспом­нить, что 1 м2  = 100 дм2

Тогда рас­суж­дать будем так: сумма двух ве­ли­чин долж­на рав­нять­ся 1 м2 или 100 дм2. По­это­му к пер­во­му сла­га­е­мо­му надо при­ба­вить столь­ко, чтобы по­лу­чи­лось 100 дм2

или 1м2.

Про­верь­те себя.

10 дм2 + 90 дм2=1 м2

24 дм2 + 76 дм2 = 1 м2

62 дм2 + 38 дм2 = 1 м2

Ре­ши­те за­да­чу двумя спо­со­ба­ми.

Пло­щадь трёх ком­нат равна 44м2. Пло­щадь пер­вой ком­на­ты со­став­ля­ет 24 м2, пло­щадь вто­рой ком­на­ты – 8 м2. Чему равна пло­щадь тре­тьей ком­на­ты?

Спо­соб 1.

Сна­ча­ла от общей пло­ща­ди ком­нат вы­чтем пло­щадь пер­вой ком­на­ты, а затем от по­лу­чен­но­го ре­зуль­та­та от­ни­мем пло­щадь вто­рой ком­на­ты.

За­пи­шем ре­ше­ние.

1. 44 - 24 = 20 (м2) – пло­щадь вто­рой и тре­тьей ком­на­ты

2. 20 - 8 = 12 (м2)

Ответ: пло­щадь тре­тьей ком­на­ты – 12 м2.

Спо­соб 2.

Сна­ча­ла узна­ем, чему равна пло­щадь пер­вой и вто­рой ком­на­ты, а затем от общей пло­ща­ди вы­чтем по­лу­чен­ный ре­зуль­тат.

За­пи­шем ре­ше­ние.

1. 24 + 8 = 32 (м2) – пло­щадь пер­вой и вто­рой ком­нат

2. 44 - 32 = 12 (м2)

Ответ: пло­щадь тре­тьей ком­на­ты – 12 м2.

Се­год­ня на уроке мы по­зна­ко­ми­лись ещё с одной еди­ни­цей пло­ща­ди – квад­рат­ным мет­ром, на­учи­лись пе­ре­во­дить квад­рат­ные метры в квад­рат­ные де­ци­мет­ры и срав­ни­вать ве­ли­чи­ны, по­тре­ни­ро­ва­лись в ре­ше­нии задач.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=Rqx4dwLuMuQ

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/3-klass/tema/edinitsa-ploschadi-kvadratnyy-metr?seconds=0&chapter_id=1779

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.