10 класс. Обществознание. Право в системе социальных норм.

10 класс. Обществознание. Право в системе социальных норм.

Комментарии преподавателя

План:

1. Опре­де­ле­ние права.

2. Ос­нов­ные при­зна­ки права.

3. Право и мо­раль.

4. Ис­точ­ни­ки права.

5. Права че­ло­ве­ка.

6. Обя­зан­но­сти че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

Здрав­ствуй­те, се­год­ня мы при­сту­па­ем к изу­че­нию пра­во­вой сферы жизни об­ще­ства. Тема на­ше­го урока – «Право в си­сте­ме со­ци­аль­ных норм».

Жизнь об­ще­ства ре­гу­ли­ру­ет­ся раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми – пра­во­вы­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми, мо­раль­ны­ми. Важ­ней­ши­ми среди них счи­та­ют­ся пра­во­вые нормы.

Право тра­ди­ци­он­но опре­де­ля­ет­ся как си­сте­ма охра­ня­е­мых го­су­дар­ством об­ще­обя­за­тель­ных норм, уста­нов­лен­ных за­ко­ном или иным нор­ма­тив­ным актом.

Из дан­но­го опре­де­ле­ния сле­ду­ют ос­нов­ные при­зна­ки права:

1. Со­ци­аль­ность (обес­пе­че­ние об­ще­со­ци­аль­ной функ­ции).

2. Нор­ма­тив­ность (право пред­став­ля­ет собой си­сте­му пра­вил по­ве­де­ния).

3. Обя­за­тель­ность (обес­пе­чен­ная воз­мож­но­стью при­нуж­де­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства).

4. Фор­ма­лизм (за­щи­та права го­су­дар­ством от про­из­воль­но­го из­ме­не­ния).

5. Объ­ек­тив­ность.

Право носит уни­вер­саль­ный ха­рак­тер, то есть охва­ты­ва­ет прак­ти­че­ски все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Един­ствен­ный вид со­ци­аль­ных норм, ко­то­рый может в этом от­но­ше­нии со­пер­ни­чать с пра­вом,- это мо­раль.

Вза­и­мо­от­но­ше­ния между пра­вом и мо­ра­лью ме­ня­лись в ходе раз­ви­тия об­ще­ства. Право воз­ник­ло из си­сте­мы обы­ча­ев и сна­ча­ла лишь уза­ко­ни­ва­ло то, что было уста­нов­ле­но мо­ра­лью (рис. 1).

Право и мораль

Рис. 1. Право и мо­раль

По­сте­пен­но право рас­про­стра­ня­ло свое вли­я­ние на такие сферы об­ще­ствен­ной жизни, ко­то­рые ранее ре­гу­ли­ро­ва­лись лишь мо­ра­лью (рис. 2).

Право и мораль

Рис. 1. Право и мо­раль (2)

Се­год­ня по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний ре­гу­ли­ру­ют­ся как пра­вом, так и мо­ра­лью.

В то же время от­но­ше­ния любви и друж­бы, к при­ме­ру, ре­гу­ли­ру­ют­ся толь­ко мо­раль­ны­ми нор­ма­ми. Пра­во­вые нормы обя­зы­ва­ют ро­ди­те­лей кор­мить сво­е­го ре­бен­ка и предо­став­лять жилье до тех пор, пока ему не ис­пол­нит­ся 18 лет, но за­ста­вить лю­бить сво­е­го ре­бен­ка право не в силах.

Есть от­но­ше­ния, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ет право, но не мо­раль. Так, опре­де­лен­ные виды сде­лок носят за­кон­ный ха­рак­тер толь­ко после обя­за­тель­но­го но­та­ри­аль­но­го удо­сто­ве­ре­ния; с мо­раль­ной точки зре­ния это тре­бо­ва­ние права не оце­ни­ва­ет­ся.

Ра­зу­ме­ет­ся, между пра­вом и мо­ра­лью есть много об­ще­го. И мо­раль, и право:

1) пред­став­ля­ют собой раз­но­вид­но­сти со­ци­аль­ных норм;

2) фор­ми­ру­ют­ся в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства;

3) ос­но­вы­ва­ют­ся на сво­бо­де воли ин­ди­ви­да;

4) имеют еди­ные цели и за­да­чи [да­ют­ся по­яс­не­ния]. Но есть и раз­ли­чия между мо­ра­лью и пра­вом. Такие раз­ли­чия можно про­ве­сти по трем ос­но­ва­ни­ям:

1) по спо­со­бам уста­нов­ле­ния, фор­ми­ро­ва­ния и форме вы­ра­же­ния (мо­раль фор­ми­ру­ет­ся сти­хий­но, через при­выч­ки и тра­ди­цию; право санк­ци­о­ни­ру­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми учре­жде­ни­я­ми го­су­дар­ства и за­креп­ля­ет­ся в юри­ди­че­ских актах);

2) по ме­то­дам обес­пе­че­ния (силой го­су­дар­ства или об­ще­ствен­но­го мне­ния);

3) по ха­рак­те­ру и по­ряд­ку от­вет­ствен­но­сти за их на­ру­ше­ние (юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность и мо­раль­ное осуж­де­ние).

Может ли право про­ти­во­ре­чить мо­ра­ли?

Мо­раль и право чаще всего оди­на­ко­во вос­при­ни­ма­ют и оце­ни­ва­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния. По­это­му при­ня­то счи­тать, что мо­раль­ные нормы были и оста­ют­ся важ­ней­ши­ми ис­точ­ни­ка­ми права. Какие же иные ис­точ­ни­ки права мы можем на­звать?

1. За­ко­ны и под­за­кон­ные акты – ос­нов­ной ис­точ­ник права, со­зда­ва­е­мый го­су­дар­ством.

2. До­го­во­ры – со­гла­ше­ния двух и более субъ­ек­тов права.

3. Пра­во­вые обы­чаи (пра­ви­ла по­ве­де­ния, во­шед­шие в при­выч­ку в связи с их мно­го­крат­ным при­ме­не­ни­ем) (рис. 3).

Очередь

Рис. 3. Оче­редь

Как со­вет­ский посол «от­пя­чи­вал­ся»

4. Прин­ци­пы – ос­но­вы, на­ча­ла, на ко­то­рых стро­ит­ся опре­де­лен­ная си­сте­ма пра­во­вых норм. При­мер: го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка как выс­шая цен­ность, вер­хо­вен­ство права.

5. Ак­си­о­мы – пра­во­вые утвер­жде­ния, не тре­бу­ю­щие до­ка­за­тельств («Долж­на быть вы­слу­ша­на и дру­гая сто­ро­на»; «Никто не может быть су­дьей в своем деле»).

6. Пре­зумп­ция – пред­по­ло­же­ние, ги­по­те­за (пре­зумп­ция зна­ния права и за­ко­на, пре­зумп­ция неви­нов­но­сти).

7. Фик­ция – фак­ти­че­ски несу­ще­ству­ю­щее по­ло­же­ние, ко­то­рое при­зна­ет­ся пра­вом су­ще­ству­ю­щим и име­ю­щим юри­ди­че­ское зна­че­ние.

Осо­бым ис­точ­ни­ком права яв­ля­ет­ся пре­це­дент – ре­ше­ние вы­ше­сто­я­ще­го суда, обя­за­тель­ное для всех ни­же­сто­я­щих судов. В рос­сий­ском праве пре­це­дент не яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком права, а в Ан­глии и США имен­но на них по­стро­е­на вся си­сте­ма права.

Какие бы­ва­ют пре­це­ден­ты

И, ко­неч­но, осо­бым ис­точ­ни­ком права яв­ля­ют­ся при­знан­ные меж­ду­на­род­ным со­об­ще­ством права че­ло­ве­ка. Тра­ди­ци­он­но права че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся как си­сте­ма норм и прин­ци­пов, ко­то­рые за­креп­ля­ют си­сте­му по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний, га­ран­ти­ру­ю­щих предо­став­ле­ние ин­ди­ви­ду опре­де­лен­ных сво­бод и со­ци­аль­ных благ. Права че­ло­ве­ка - это цен­ност­ный ори­ен­тир, опре­де­ля­ю­щий сте­пень зре­ло­сти и раз­ви­то­сти граж­дан­ско­го об­ще­ства.

Глав­ны­ми до­ку­мен­та­ми, за­креп­ля­ю­щи­ми права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка, яв­ля­ют­ся Все­об­щая де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и Кон­сти­ту­ция РФ. Все­об­щая де­кла­ра­ция че­ло­ве­ка (рис. 4) была при­ня­та в 1948 году всем ми­ро­вым со­об­ще­ством и при­зна­на прак­ти­че­ски всеми стра­на­ми мира.

Всеобщая декларация прав человека

Рис. 4. Все­об­щая де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка

В Кон­сти­ту­ции РФ пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка по­свя­ще­на вся вто­рая глава. В ста­тье 56 пе­ре­чис­ле­ны те права и сво­бо­ды, ко­то­рые не могут быть огра­ни­че­ны даже в усло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния. Это право на жизнь и до­сто­ин­ство лич­но­сти, право на жи­ли­ще, право част­ной соб­ствен­но­сти и дру­гие фун­да­мен­таль­ные права.

Права че­ло­ве­ка можно раз­де­лить на пять групп (рис. 5). Осо­бая груп­па – это лич­ные, или граж­дан­ские права че­ло­ве­ка. К ним от­но­сят­ся право на жизнь и до­сто­ин­ство лич­но­сти, право на сво­бо­ду и лич­ную непри­кос­но­вен­ность, а также непри­кос­но­вен­ность част­ной жизни и жи­ли­ща (тайна пе­ре­пис­ки и те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­ров), сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния и вы­бо­ра ме­сто­жи­тель­ства, сво­бо­да вы­бо­ра на­ци­о­наль­но­сти и языка об­ще­ния, сво­бо­да со­ве­сти (право мыс­лить и по­сту­пать в со­от­вет­ствии со сво­и­ми убеж­де­ни­я­ми, сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния), право на со­про­тив­ле­ние на­си­лию, на спра­вед­ли­вый суд.

Виды прав человека

Рис. 5. Виды прав че­ло­ве­ка

По­ли­ти­че­ские права – сво­бо­да слова и убеж­де­ний, сво­бо­да мир­ных со­бра­ний и ас­со­ци­а­ций, право при­ни­мать уча­стие в управ­ле­нии го­су­дар­ством (право из­би­рать и быть из­бран­ным, право участ­во­вать в ре­фе­рен­ду­ме, право на рав­ный до­ступ к пуб­лич­ным функ­ци­ям и долж­но­стям, право на уча­стие в от­прав­ле­нии пра­во­су­дия, право со­зда­вать по­ли­ти­че­ские пар­тии, иные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции и проф­со­ю­зы).

Эко­но­ми­че­ские права – право на труд (право на спра­вед­ли­вые и бла­го­при­ят­ные усло­вия труда, право на за­щи­ту от без­ра­бо­ти­цы), право на отдых, право на уча­стие в управ­ле­нии пред­при­я­ти­ем, право част­ной соб­ствен­но­сти, право на пред­при­ни­ма­тель­ство, право на за­ба­стов­ку.

Со­ци­аль­ные права – право на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние (со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, пен­си­он­ное обес­пе­че­ние, ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние и охра­ну здо­ро­вья), право на до­ста­точ­ный уро­вень жизни, право на жи­ли­ще, право на об­ра­зо­ва­ние.

Куль­тур­ные права – право на об­ра­зо­ва­ние, право на до­ступ к куль­тур­ным цен­но­стям, право сво­бод­но участ­во­вать в куль­тур­ной жизни об­ще­ства, право на твор­че­ство, право на поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та­ми на­уч­но­го про­грес­са.

Когда по­яв­ля­ют­ся права че­ло­ве­ка?

Со­блю­де­ние прав че­ло­ве­ка обя­за­тель­но. За этим сле­дят не толь­ко го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны, но и от­дель­ные упол­но­мо­чен­ные лица. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, га­ран­том прав и сво­бод че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся Пре­зи­дент РФ. С 1996 года в Рос­сии су­ще­ству­ет долж­ность Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка (ом­буд­сме­на), а с 2009 года – долж­ность Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам ре­бен­ка. А во­об­ще долж­ность ом­буд­сме­на по­яви­лась в XVIII веке в Шве­ции: там так на­зы­ва­ли спе­ци­аль­но­го чи­нов­ни­ка, ко­то­рый до­кла­ды­вал ко­ро­лю, хо­ро­шо ли в его стране живут про­стые люди.

Раз уж мы по­го­во­ри­ли о пра­вах, да­вай­те на­зо­вем и обя­зан­но­сти че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. Кон­сти­ту­ция РФ со­дер­жит ука­за­ние на 8 обя­зан­но­стей:

1. Со­блю­де­ние Кон­сти­ту­ции и за­ко­нов РФ.

2. Ува­же­ние прав и сво­бод дру­гих лиц.

3. За­щи­та Оте­че­ства.

4. Упла­та на­ло­гов и сбо­ров.

5. Бе­реж­ное от­но­ше­ние к при­ро­де и окру­жа­ю­щей среде.

6. За­бо­та о па­мят­ни­ках ис­то­рии и куль­ту­ры.

7. По­лу­че­ние ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния (9 клас­сов).

8. За­бо­та о своих детях и нетру­до­спо­соб­ных ро­ди­те­лях [всё да­ет­ся с ком­мен­та­ри­я­ми].

Пе­ре­чис­лен­ные в Кон­сти­ту­ции РФ права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка пред­став­ля­ют собой при­ме­ры пра­во­вых норм. О том, что пред­став­ля­ют собой пра­во­вые нормы, мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щей лек­ции. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovek-i-pravob/pravo-v-sisteme-sotsialnyh-norm?seconds=0&chapter_id=349

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=oDDoCMG7Cvc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yFkbGu-aZas

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LHqAbs8x2wY

источник презентации - http://pedsovet.su/load/130-1-0-8567

http://www.youtube.com/watch?v=EEDtH4yrdXI

http://www.youtube.com/watch?v=7uv_SQxAoIc

Файлы