9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы начнем изучать способы задания функций и начнем с изучения аналитического способа задания функции, то есть с помощью формул. Вначале вспомним определение функции и сформулируем главное правило, которому должен подчиняться аналитический закон. Рассмотрим несколько примеров аналитического задания функции. Повторим построение графиков и нахождения области определения и области значений аналитически заданной функции. В конце решим ряд задач на построение функций, в том числе и задачи с параметром.

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: Ана­ли­ти­че­ский спо­соб

 1. Вступление

На уроке изу­ча­ют­ся спо­со­бы за­да­ния функ­ции и рас­смат­ри­ва­ет­ся за­да­ние функ­ции ана­ли­ти­че­ским спо­со­бом, то есть с по­мо­щью фор­мул.

Опре­де­ле­ние. Функ­ци­ей  на­зы­ва­ет­ся закон (пра­ви­ло), по ко­то­ро­му каж­до­му эле­мен­ту (числу)  из мно­же­ства  ста­вит­ся в со­от­вет­ствие един­ствен­ный эле­мент (число) .

В опре­де­ле­нии: – неза­ви­си­мая пе­ре­мен­ная (ар­гу­мент),  - за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная (функ­ция), мно­же­ство  – об­ласть опре­де­ле­ния, то есть мно­же­ство всех до­пу­сти­мых зна­че­ний ар­гу­мен­та.

Из опре­де­ле­ния ясно: чтобы за­дать функ­цию, надо за­дать закон или пра­ви­ло. Надо учесть един­ствен­ное тре­бо­ва­ние, ко­то­ро­му дол­жен удо­вле­тво­рять этот закон : каж­до­му   дол­жен со­от­вет­ство­вать един­ствен­ный эле­мент .

 2. Конкретные примеры аналитического (формульного) задания функции

Ли­ней­ная функ­ция.

а. 

б. 

Рис. 1. Гра­фик функ­ции 

Тре­бу­ет­ся: для каж­дой функ­ции по­стро­ить гра­фик, найти об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний.

Ре­ше­ние.

а. Стро­ит­ся гра­фик функ­ции  (см. Рис. 1).

Ответ: 

б. Стро­ит­ся гра­фик функ­ции  (см. Рис. 2).

Ответ: 

Рис. 2. Гра­фик функ­ции 

Квад­ра­тич­ная функ­ция.

а. 

б. 

Тре­бу­ет­ся: для каж­дой функ­ции по­стро­ить гра­фик, найти об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний.

Ре­ше­ние.

Рис. 3. Гра­фик функ­ции 

а. Стро­им гра­фик функ­ции  (см. Рис. 3).

Ответ: 

Чте­ние гра­фи­ка: если  воз­рас­та­ет от   до , то  убы­ва­ет от  до ; если  воз­рас­та­ет от  до  , то  воз­рас­та­ет от  до  .

б. Стро­им гра­фик функ­ции  (см. Рис. 4).

Рис. 4. Гра­фик функ­ции 

Ответ: об­ласть опре­де­ле­ния  – про­ек­ция на ось . Об­ласть зна­че­ний  – про­ек­ция на ось .

Чте­ние гра­фи­ка: если воз­рас­та­ет от  до , то  убы­ва­ет от  до ; если  воз­рас­та­ет от  до , то  воз­рас­та­ет от  до .

 3. Сопутствующая задача (на чтение графика)

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра , при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние , где :

1. Имеет хотя бы одно ре­ше­ние;

2. Имеет одно ре­ше­ние;

3. Имеет два ре­ше­ния.

Ре­ше­ние.

Ре­шить за­да­чу с па­ра­мет­ром озна­ча­ет рас­смот­реть все зна­че­ния па­ра­мет­ра и при каж­дом из них ука­зать ответ.

Ре­ше­ние за­да­чи вы­пол­ня­ет­ся по ал­го­рит­му.

Рис. 5. Гра­фик функ­ций

 и 

1. По­стро­ить гра­фик функ­ции, сто­я­щей в левой части ис­ход­но­го урав­не­ния , то есть гра­фик квад­ра­тич­ной функ­ции  (см. Рис. 4).

2. Рас­сечь гра­фик се­мей­ством пря­мых  (см. Рис. 5).

3. Найти точки пе­ре­се­че­ния и их ко­ли­че­ство.

4. Вы­пи­сать ответ.

Ответ:

1. Урав­не­ние имеет хотя бы одно ре­ше­ние при  (это сле­ду­ет из опре­де­ле­ния об­ла­сти зна­че­ний, то есть каж­дое зна­че­ние функ­ции из об­ла­сти зна­че­ний до­сти­га­ет­ся хотя бы при одном зна­че­нии ар­гу­мен­та);

2. Одно ре­ше­ние при  ;

3. Два ре­ше­ния при .

При­ме­ча­ние. Дан­ные за­да­чи важны, так как встре­ча­ют­ся на эк­за­ме­нах в 9 и 11 клас­сах.

 4. Пример аналитического задания функции с помощью нескольких формул

 

Дана функ­ция , где 

Тре­бу­ет­ся:

1. По­стро­ить гра­фик функ­ции;

2. Найти ее об­ла­сти опре­де­ле­ния и зна­че­ний.

Ре­ше­ние. Гра­фик функ­ции изоб­ра­жен на Рис.6.

Рис. 6. Гра­фик функ­ции

Ответ: об­ласть опре­де­ле­ния  – про­ек­ция гра­фи­ка функ­ции на ось ; об­ласть зна­че­ний  – про­ек­ция гра­фи­ка функ­ции на ось .

 5. Сопутствующая задача (на чтение графика)

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра , при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние , где :

1. Имеет хотя бы одно ре­ше­ние;

2. Имеет толь­ко одно ре­ше­ние;

3. Имеет два ре­ше­ния.

Чте­ние гра­фи­ка: если  воз­рас­та­ет от  до , то  воз­рас­та­ет от  до ; если  воз­рас­та­ет от   до , то  воз­рас­та­ет  от до ; если  воз­рас­та­ет от  до , то  убы­ва­ет от   до .

Ре­ше­ние. Вос­поль­зу­ем­ся со­от­вет­ству­ю­щим ал­го­рит­мом (см. п.3).

1. По­стро­ить гра­фик функ­ции  (см. Рис. 6).

2. Рас­сечь гра­фик функ­ции  се­мей­ством пря­мых  (см. Рис. 7).

3. Найти точки пе­ре­се­че­ния и их ко­ли­че­ство.

4. Вы­пи­сать ответ.

Рис. 7. Гра­фик функ­ции 

и  где 

Ответ:

1. Урав­не­ние имеет хотя бы одно ре­ше­ние при ;

2. Урав­не­ние имеет толь­ко одно ре­ше­ние при ;

3. Урав­не­ние имеет два ре­ше­ния при .

Урок: Гра­фи­че­ский и таб­лич­ный спо­со­бы за­да­ния функ­ции

 1. Вступление

Ран­нее рас­смат­ри­вал­ся ана­ли­ти­че­ский спо­соб за­да­ния функ­ции, то есть с по­мо­щью фор­му­лы. На этом уроке рас­смат­ри­ва­ют­ся иные спо­со­бы за­да­ния функ­ции, а имен­но гра­фи­че­ский и таб­лич­ный.

 2. Требование к кривой, которая графически задает функцию

Опре­де­ле­ние. Функ­ци­ей  на­зы­ва­ет­ся закон (пра­ви­ло), по ко­то­ро­му каж­до­му до­пу­сти­мо­му зна­че­нию ар­гу­мен­та  ста­вит­ся в со­от­вет­ствие един­ствен­ное зна­че­ние функ­ции .

Из опре­де­ле­ния функ­ции сле­ду­ет тре­бо­ва­ние к кри­вой (в ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти), ко­то­рая за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию: любая вер­ти­каль­ная пря­мая  , где  – раз­ре­шен­ное зна­че­ние ар­гу­мен­та, долж­на пе­ре­се­кать кри­вую в един­ствен­ной точке.

По­яс­не­ние этого на при­ме­рах.

1. Какая кри­вая за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию?

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Гра­фик окруж­но­сти

а. Задан гра­фик окруж­но­сти (см. Рис. 1).

Вер­ти­каль­ная пря­мая   пе­ре­се­ка­ет кри­вую в двух точ­ках.Тре­бо­ва­ние на­ру­ша­ет­ся. Сле­до­ва­тель­но, дан­ная кри­вая не за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Гра­фик верх­ней по­лу­окруж­но­сти

 

 

 

 

Рис. 3. Гра­фик ниж­ней по­лу­окруж­но­сти

б. Задан гра­фик верх­ней по­лу­окруж­но­сти (см. Рис. 2).

Вер­ти­каль­ная пря­мая  пе­ре­се­ка­ет кри­вую в един­ствен­ной точке. Сле­до­ва­тель­но, кри­вая за­да­ет функ­цию.

в. Задан гра­фик ниж­ней по­лу­окруж­но­сти (см. Рис. 3).

Вер­ти­каль­ная пря­мая пе­ре­се­ка­ет кри­вую в един­ствен­ной точке. Сле­до­ва­тель­но, кри­вая за­да­ет функ­цию.

2. По гра­фи­че­ско­му за­да­нию функ­ций в слу­ча­ях б. (см. Рис. 2) и в. (см. Рис. 3) по­лу­чить их ана­ли­ти­че­ское за­да­ние, то есть за­да­ние фор­му­лой (для по­лу­окруж­но­стей это воз­мож­но).

а. гра­фик окруж­но­сти за­да­ет­ся урав­не­ни­ем

;

б. гра­фик функ­ции ;                                     

в. гра­фик функ­ции .

 3. Пример табличного задания функции

За­да­на таб­ли­ца. Ка­ко­вы об­ла­сти опре­де­ле­ния и зна­че­ний?

 x 

 -2 

 -1 

 0 

 1 

 2 

 3 

y

0

1

2

3

4

5

 

Гра­фи­ком яв­ля­ет­ся со­во­куп­ность точек ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти (см. Рис. 4).

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Гра­фик функ­ции, за­дан­ной таб­лич­но

Ответ: Об­ласть опре­де­ле­ния ; об­ласть зна­че­ний .

 

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/analiticheskiy-sposob?konspekt&chapter_id=34

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/graficheskiy-i-tablichnyy-sposoby?konspekt&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=AGiXufFoAko

Файлы