4 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

4 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Комментарии преподавателя

 1. Определение понятия

Срав­ни­те пред­ло­же­ния:

1. Дети вер­ну­лись домой.

2. Дети вер­ну­лись домой из по­хо­да.

3. Дети вер­ну­лись домой из по­хо­да ве­че­ром.                                                          

Можно ли ска­зать, что в тре­тьем пред­ло­же­нии со­дер­жит­ся самая пол­ная и точ­ная ин­фор­ма­ция: куда и когда  вер­ну­лись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточ­не­ние – вер­ну­лись ИЗ ПО­ХО­ДА ВЕ­ЧЕ­РОМ.)

Про­чи­та­ем текст. За­ме­ним во­про­са­ми, под­хо­дя­щи­ми по смыс­лу сло­ва­ми.

Слова для спра­вок: непо­движ­но, с охоты, по алее, из гнез­да, мед­лен­но, на до­рож­ку.

1. Я воз­вра­щал­ся (от­ку­да?) и шёл(где?)сада.

2. Со­ба­ка бе­жа­ла (где?)

3. Я взгля­нул (куда?) и уви­дел мо­ло­до­го во­ро­бья с жел­тиз­ной около клюва и пухом на го­ло­ве.

4. Он упал (от­ку­да?) и сидел (как?).

5. Моя со­ба­ка (как?) при­бли­жа­лась к нему.

Пра­виль­ный ответ:

1. Я воз­вра­щал­ся(от­ку­да?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Со­ба­ка бе­жа­ла впе­ре­ди меня.

 

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

3. Я взгля­нул(куда?) на до­рож­ку  и уви­дел мо­ло­до­го во­ро­бья с жел­тиз­ной около клюва и пухом на го­ло­ве.

 

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

4. Он упал (от­ку­да?)  из гнез­да и сидел (как?) непо­движ­но.

5. Моя со­ба­ка (как?) мед­лен­но при­бли­жа­лась к нему.

 

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Об­сто­я­тель­ство - это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет место, время, цель, спо­соб, меру, сте­пень дей­ствия (при­зна­ка) и от­ве­ча­ет на во­про­сы где? когда? зачем? по­че­му? как? и др. На­при­мер: Дни позд­ней осени бра­нят обык­но­вен­но (А. Пуш­кин). Об­сто­я­тель­ства чаще от­но­сят­ся к ска­зу­е­мо­му, реже – к дру­гим чле­нам пред­ло­же­ния. Спо­со­бы вы­ра­же­ния об­сто­я­тельств:

1. на­ре­чие:

Гля­дишь во­круг - и на душе легко, И зреет мысль так воль­но, ши­ро­ко, И слад­ко песнь в честь Ро­ди­ны по­ет­ся. (И. Ни­ки­тин)

2. су­ще­стви­тель­ное в кос­вен­ном па­де­же с пред­ло­гом и без него: Ночью над рекой опу­стил­ся туман (К. Па­у­стов­ский);

3. ин­фи­ни­тив (со зна­че­ни­ем цели): Пут­ни­ки рас­по­ло­жи­лись у ручья от­ды­хать и кор­мить ло­ша­дей (А. Чехов);

4. срав­ни­тель­ный обо­рот: Что ж так имя твое зве­нит, слов­но ав­гу­стов­ская про­хла­да? (С. Есе­нин);

5. де­е­при­ча­стие (де­е­при­част­ный обо­рот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цель­ное сло­во­со­че­та­ние: Семь раз от­мерь, один раз от­режь (По­сло­ви­ца);

7. фра­зео­ло­ги­че­ский обо­рот: ...спешу к вам го­ло­ву сломя (А. Гри­бо­едов).

Ос­нов­ные виды об­сто­я­тельств

По зна­че­нию об­сто­я­тель­ства де­лят­ся на сле­ду­ю­щие груп­пы:

1. Об­сто­я­тель­ства места. Обо­зна­ча­ют место, путь дви­же­ния и т. д. От­ве­ча­ют на во­про­сы где? куда? от­ку­да? и др. При­ме­ры:По­всю­ду зе­ле­не­ли травы (И. Тур­ге­нев); И день и ночь по сне­го­вой пу­стыне спешу к вам... (А. Гри­бо­едов).

2. Об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни. Обо­зна­ча­ют время дей­ствия. От­ве­ча­ют на во­про­сы когда? с каких пор? до каких пор? и др. При­ме­ры: С утра дом Ла­ри­ных го­стя­ми весь полон (А. Пуш­кин).

3. Об­сто­я­тель­ства об­ра­за дей­ствия и сте­пе­ни. Обо­зна­ча­ют ка­че­ство или спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, меру, сте­пень дей­ствия (при­зна­ка). От­ве­ча­ют на во­про­сы как? каким об­ра­зом? каким спо­со­бом? в какой мере? на­сколь­ко? в какую цену? и др. При­ме­ры: Пе­чаль­но скло­ня­ет­ся ива у брат­ских сол­дат­ских могил (М. Дудин). Как-то Се­ре­жа упал во дворе, сса­дил ко­ле­ни в кровь и при­шел домой плача (В. Па­но­ва). До стан­ции оста­ва­лось с вер­сту (М. Лер­мон­тов). Каж­дый такой кусок весит сотни пудов (В. Гар­шин). Дер­зок он был до су­ма­сброд­ства (И. Тур­ге­нев).

4. Об­сто­я­тель­ства при­чи­ны. Обо­зна­ча­ют при­чи­ну со­вер­ше­ния дей­ствия или воз­ник­но­ве­ния при­зна­ка. От­ве­ча­ют на во­про­сыпо­че­му? от­че­го? из-за чего? по какой при­чине? и др. При­ме­ры: От­че­го волна мор­ская так мне до­ро­га? (А. Жаров); Неско­шен­ные травы так ду­ши­сты, что с непри­выч­ки ту­ма­нит­ся и тя­же­ле­ет го­ло­ва (К. Па­у­стов­ский); Ему стало стыд­но из-за его со­мне­ний (И. Тур­ге­нев).

5. Об­сто­я­тель­ства усло­вия. Обо­зна­ча­ют усло­вие, при ко­то­ром может со­вер­шить­ся дей­ствие. От­ве­ча­ют на во­про­сы при каком усло­вии? в каком слу­чае? При­ме­ры: Что было бы с ней в слу­чае моей бо­лез­ни! (А. Чехов); Не по­се­яв, не жди уро­жая(По­сло­ви­ца); Не уви­дев­ши горь­ко­го, не узна­ешь и слад­ко­го (По­сло­ви­ца).

6. Об­сто­я­тель­ства уступ­ки. Ука­зы­ва­ют на то, что дей­ствие со­вер­ша­ет­ся, несмот­ря на пре­пят­ствия. От­ве­ча­ют на во­про­сынесмот­ря на что? во­пре­ки чему? При­ме­ры: Во­пре­ки моему же­ла­нию они по­зна­ко­ми­лись (В. Гар­шин); Нежда­нов со­зна­вал себя оди­но­ким, несмот­ря на пре­дан­ность дру­зей (И. Тур­ге­нев); Ра­бо­та, несмот­ря на ран­ний час, уже шла вовсю (В. На­бо­ков).

7. Об­сто­я­тель­ства цели. Обо­зна­ча­ют цель со­вер­ше­ния дей­ствия. От­ве­ча­ют на во­про­сы зачем? для чего? для какой цели?При­ме­ры: Мария Тро­фи­мов­на де­ла­ет все, что в ее силах, для укра­ше­ния и обо­га­ще­ния земли (К. Па­у­стов­ский); Ради его спа­се­ния было от­да­но все: сча­стье, лю­бовь, была от­да­на жизнь (К. Па­у­стов­ский).

8. Об­сто­я­тель­ства срав­не­ния. Обо­зна­ча­ют срав­не­ние. От­ве­ча­ют на во­прос по­доб­но чему? При­ме­ры: Как оча­ро­ван­ное, дрем­лет на воз­вы­ше­нии село (Н. Го­голь); Снег лежал вол­на­ми и бле­стел как сахар (Л. Тол­стой); Мой спут­ник мур­лы­чет, точно кот, ка­кую-то песню (М. Горь­кий); Я, как сол­неч­ный луч, живая была и вот долж­на была си­деть непо­движ­но, точно ка­мень (М. Горь­кий).

Об­сто­я­тель­ство в пред­ло­же­ние обо­зна­ча­ет­ся пунк­ти­ром с точ­кой. Чтобы легко за­пом­нить во­про­сы об­сто­я­тельств, можно вы­учить счи­та­лоч­ку: где? куда? когда? от­ку­да? по­че­му? зачем? и как?

 2. Тренировочные занятия

1. Про­чи­та­ем  за­пи­сан­ные па­ра­ми во­про­сы и от­ве­ты. Опре­де­лим, к ка­ко­му члену пред­ло­же­ния они за­да­ны. Най­дём лиш­нюю пару. Объ­яс­ним, по­че­му она лиш­няя.

1. Про­лив­ной дождь шёл (когда?) Про­лив­ной дождь шёл ночью.

 

Рис. 4 (Ис­точ­ник)

2. (Где?) на­бух­ли почки? На то­по­лях на­бух­ли почки.

3. Дети по­едут (когда? куда?) Дети по­едут зав­тра за город.

4. Сухой камыш шур­шит (по­че­му? по какой при­чине?) Сухой камыш шур­шит от ветра.

5. До­рож­каш­ла к аллее (от­ку­да?) До­рож­ка шла к аллее от бе­сед­ки.

6. Вера любит (какое?) мо­ро­же­ное? Вера любит шо­ко­лад­ное мо­ро­же­ное.

 

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

7. Охот­ни­ки гре­лись (где?)  Охот­ни­ки гре­лись у ко­ст­ра.

 

Рис. 6. (Ис­точ­ник)

8. Маль­чик чи­та­ет (как?) Маль­чик  чи­та­ет вы­ра­зи­тель­но.

Во­про­сы: где? когда? по какой при­чине? как? от­ку­да? за­да­ны к об­сто­я­тель­ствам.

А лиш­няя пара – это пред­ло­же­ние про Веру, по­то­му что шо­ко­лад­ное от­ве­ча­ет на во­прос какое? (яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем).

2. Да­вай­те сде­ла­ем раз­бор пред­ло­же­ний:

1. Ве­че­ром у озера гром­ко ква­ка­ли ля­гуш­ки.

(Кто? ) ля­гуш­ки – это под­ле­жа­щие.

(Что де­ла­ли?) ква­ка­ли – это ска­зу­е­мое.

Ква­ка­ли (где?) у озера – это об­сто­я­тель­ство места.

Ква­ка­ли (как?) гром­ко – это об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия.

Ква­ка­ли (когда?) ве­че­ром – это об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни.

2. Сова вы­ле­та­ет на охоту ночью.

(Кто?) сова – это под­ле­жа­щие.

Сова (что де­ла­ет?) вы­ле­та­ет – это ска­зу­е­мое.

Вы­ле­та­ет (куда?) на охоту – это об­сто­я­тель­ство места.

Вы­ле­та­ет (когда?) ночью – это об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни.

3. Гром­ко ба­ра­ба­нит дятел в лес­ной ти­шине.

(Кто?) Дятел – это под­ле­жа­щие.

Дятел (что де­ла­ет?) ба­ра­ба­нит – это ска­зу­е­мое.

Ба­ра­ба­нит (как?) гром­ко – это об­сто­я­тель­ство об­ра­за дей­ствия.

Ба­ра­ба­нит (где?) в тиши – это об­сто­я­тель­ство места.

 В тиши (какой?) лес­ной – это опре­де­ле­ние.

4. За рекой раз­да­ва­лись го­ло­са.

(Что?) го­ло­са – это под­ле­жа­щие.

Го­ло­са (что де­ла­ли?) раз­да­ва­лись – это ска­зу­е­мое.

Раз­да­ва­лись (где?) за рекой – это об­сто­я­тель­ства места.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=7eA5tuEgpw4

http://www.youtube.com/watch?v=MzSSLt46JP8

 

Файлы