4 класс. Русский язык. Дополнение.

4 класс. Русский язык. Дополнение.

Дополнение как второстепенный член предложения

Комментарии преподавателя

 1. Основные сведения о дополнении

Маль­чик пишет пись­мо ка­ран­да­шом.

 

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

- Да­вай­те по­на­блю­да­ем вме­сте:

На во­про­сы каких па­де­жей от­ве­ча­ют вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния? К ка­ко­му члену пред­ло­же­ния они от­но­сят­ся?

(Кто?) Маль­чик – это  под­ле­жа­щие.

Маль­чик (что де­ла­ет?) пишет – это ска­зу­е­мое.

Пишет (что?) пись­мо.

Пишет (чем?)ка­ран­да­шом.

Вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния от­но­сят­ся к слову пишет.

До­пол­не­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, по­яс­ня­ю­щий слово со зна­че­ни­ем дей­ствия, пред­ме­та или при­зна­ка и обо­зна­ча­ю­щий объ­ект в ка­ком-ли­бо от­но­ше­нии к дей­ствию или про­яв­ле­нию при­зна­ка. Вы­пол­нять за­да­ние, за­щит­ник сво­бо­ды, пол­ный на­деж­ды.

В роли мор­фо­ло­ги­зо­ван­но­го до­пол­не­ния вы­сту­па­ет имя су­ще­стви­тель­ное в кос­вен­ном па­де­же.

До­пол­не­ние может быть вы­ра­же­но также ме­сто­имен­ны­ми су­ще­стви­тель­ны­ми (со­об­щить им, по­про­сить ко­го-ни­будь), ко­ли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми (вы­честь че­ты­ре), субъ­ект­ным ин­фи­ни­ти­вом (про­сить встре­тить­ся, ср.; про­сить о встре­че), объ­ект­ным ин­фи­ни­ти­вом (пред­ло­жить вер­нуть­ся), суб­стан­ти­ви­ро­ван­ны­ми сло­ва­ми (за­ни­мать­ся с от­ста­ю­щи­ми, ве­рить в пре­крас­ное зав­тра), син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми (на­пи­сать несколь­ко писем, вы­де­лить од­но­го из луч­ших), фра­зео­ло­ги­че­ски­ми со­че­та­ни­я­ми (найти его ахил­ле­со­ву пяту).

До­пол­не­ние при­гла­голь­ное - до­пол­не­ние, за­ви­ся­щее от гла­го­ла. Чи­тать га­зе­ту, ри­со­вать ка­ран­да­шом. До­пол­не­ние при гла­го­ле силь­но­го управ­ле­ния яв­ля­ет­ся кон­струк­тив­ным эле­мен­том пред­ло­же­ния. Про­ве­рить ра­бо­ту. Лю­бо­вать­ся за­ка­том.

До­пол­не­ние при­и­мен­ное - до­пол­не­ние, за­ви­ся­щее от имени су­ще­стви­тель­но­го (выбор про­фес­сии, за­бо­та о детях) или имени при­ла­га­тель­но­го (до­воль­ный ре­зуль­та­та­ми, спо­соб­ный к ма­те­ма­ти­ке).

До­пол­не­ние при су­ще­стви­тель­ном, в от­ли­чие от несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, вы­ра­жа­ет­ся:

а) ро­ди­тель­ным объ­ек­та; за­щи­та Ро­ди­ны, за­во­е­ва­тель пу­сты­ни;

б) ро­ди­тель­ным от­но­ше­ния к про­из­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, ру­ко­во­ди­те­лю: автор по­ве­сти, ди­рек­тор школы,

в) ро­ди­тель­ным со­дер­жа­ния: цель ис­сле­до­ва­ния, про­вер­ка ис­пол­не­ния;

г) да­тель­ным ад­ре­са­та: ответ другу, по­мощь боль­но­му;

д) тво­ри­тель­ным со­дер­жа­ния (от­вле­чен­но­го и ве­ще­ствен­но­го): за­ня­тия му­зы­кой, порт­фель с бу­ма­га­ми, таз с водой;

е) тво­ри­тель­ным сов­мест­но­сти: жур­нал с при­ло­же­ни­я­ми, чай с ва­ре­ньем.

До­пол­не­ние пря­мое – до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное фор­мой ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га и за­ви­ся­щее:

а) от пе­ре­ход­но­го гла­го­ла (на­пи­сать из­ло­же­ние, дать совет);

б) от неко­то­рых слов ка­те­го­рии со­сто­я­ния (жалко де­воч­ку, боль­но руку).

Форма ро­ди­тель­но­го па­де­жа может вы­сту­пать в функ­ции пря­мо­го до­пол­не­ния:

а) при пе­ре­ход­ных гла­го­лах с от­ри­ца­ни­ем (не лю­бить му­зы­ки, не за­ме­чать оши­бок);

б) при неко­то­рых сло­вах ка­те­го­рии со­сто­я­ния (жаль по­те­рян­но­го вре­ме­ни).

До­пол­не­ние кос­вен­ное – до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное фор­ма­ми кос­вен­ных па­де­жей. Вы­пить воды, на­ку­пить тет­ра­дей, же­ла­ние сво­бо­ды.

На пись­ме до­пол­не­ние обо­зна­ча­ет­ся пунк­ти­ром.

 2. Тренировочные упражнения

1. Вы­де­лим ос­но­ву и вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния.

1.1. Лицо Алёши по­кры­ва­ли вес­нуш­ки.

 

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

(Что?) вес­нуш­ки – это под­ле­жа­щие.

Вес­нуш­ки (что де­ла­ли?) по­кры­ва­ли – это ска­зу­е­мое.

По­кры­ва­ли (что?) лицо – это до­пол­не­ние вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным в ви­ни­тель­ном па­де­же

Лицо (кого?) Алёши – это до­пол­не­ние (вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным в р.п.).

1.2. Де­воч­ка дёр­ну­ла его за пи­джак.

(Кто?) де­воч­ка – это под­ле­жа­щее.

Де­воч­ка (что сде­ла­ла?) дёр­ну­ла – это ска­зу­е­мое.

Дёр­ну­ла (кого?) его – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное ме­сто­име­ни­ем в ро­ди­тель­ном па­де­же. Дёр­ну­ла (за что?) за пи­джак – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным в ви­ни­тель­ном па­де­же.

1.3. Филь­ка про­тя­нул хлеб ло­ша­ди.

(Кто?) Филь­ка – это под­ле­жа­щие.

Филь­ка (что сде­лал?) про­тя­нул – это ска­зу­е­мое.

Про­тя­нул (что?) хлеб – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное име­нем су­ще­стви­тель­ным в ви­ни­тель­ном па­де­же.

Про­тя­нул (кому?) ло­ша­ди – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным в да­тель­ном па­де­же.

2. До­пи­сать на­ча­тые пред­ло­же­ния до­пол­не­ни­я­ми.

2.1. Стёпа по­лу­чил (что?), (когда?) (от кого?)

На­при­мер: Стёпа по­лу­чил (что?) книгу (когда?) вчера от (кого?) папы.

 

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Книгу от папы – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ные име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­гом.

2.2. Юн­на­ты под­го­то­ви­ли к весне (что?) (для чего?)

На­при­мер: Юн­на­ты под­го­то­ви­ли к весне (что?) са­жен­цы (для чего?) для по­сад­ки.

(Кто?) юн­на­ты – это под­ле­жа­щее.

Юн­на­ты (что сде­ла­ли?) под­го­то­ви­ли – это ска­зу­е­мое.

Под­го­то­ви­ли (к чему?) к весне – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным.

Под­го­то­ви­ли (что?) са­жен­цы – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным.

Са­жен­цы (для чего?) для по­сад­ки – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом.

2.3. (К кому?) при­шёл друг и рас­ска­зал (о чём?)

 

Рис. 4. (Ис­точ­ник)

На­при­мер: К Пете при­шёл друг и рас­ска­зал о школе.

(Кто?) друг – это под­ле­жа­щее.

Друг (что сде­лал?) при­шёл и рас­ска­зал – это ска­зу­е­мые.

При­шёл (к кому?) к Пете – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом.

Рас­ска­зал (о чём?) о школе – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом.

2.4. Ре­бя­та взяли (что?) (у кого?) и при­ня­лись (за что?)

 

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

На­при­мер: Ре­бя­та взяли ло­па­ты и учи­те­ля при­ня­лись за ра­бо­ту.

(Кто?) ре­бя­та – это под­ле­жа­щее.

Ре­бя­та (что сде­ла­ли?) взяли и при­ня­лись – это ска­зу­е­мые.

Взяли (что?) ло­па­ты – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным.

Взяли (у кого?) у учи­те­ля – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным.

При­ня­лись (за что?) за ра­бо­ту – это до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом.

                          

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=o9FGY5-HFnw

http://www.youtube.com/watch?v=ZNhtRLKZmHE

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.