Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Комментарии преподавателя

Тема: «Междометие как часть речи». 7 класс.

                                                  Золото добывают из земли, а знания из книги.

Цели.

 

Образовательные: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием и её особенностями; показать роль междометия в речи; формировать умения находить междометия в предложениях.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, сотрудничество.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Активизация имеющихся знаний. Сказка.

 

Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем это.

        Задание: придумать и записать на доске примеры названных частей речи. Каковы особенности этих частей речи? (Отвечают на вопросы, что-то обозначают, имеют морфологические и синтаксические признаки)

 

Продолжаем сказку.

Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.

- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)

        Задание: придумать и записать на доске примеры названных частей речи. Каковы особенности этих частей речи?

Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте! Хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать).Может, вы уже догадались, что это за существо?

Итак, какова тема нашего урока? (Запись темы в тетрадь)

 Какие задачи мы можем поставить перед собой? (узнать, что такое междометие; научиться находить междометие в предложениях).

 

Учитель:  давайте поможем частям речи ответить на вопрос, могут ли они взять междометие в свою компанию. Кто должен взять к себе в группу междометие: самостоятельные части речи или служебные? (Возникла проблема).  Посмотрите ещё раз на эпиграф урока. Сейчас вы будете добывать необходимые знания из книги.

        

        Работа в парах.

Задание: изучить п.... (стр. ...) и ответить на вопросы:

  1. Междометие – это самостоятельная или служебная часть речи?
  2. На какие вопросы отвечают междометия?
  3. Что выражают междометия?
  4. На какие группы можно разделить междометия?
  5. Изменяются ли междометия?
  6. Являются ли междометия членами предложения?
  7. Где чаще всего используются междометия?
  8. Нужны ли нам междометия?

 

Продолжение сказки.

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью.

 Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

  1. Закрепление.

1. Упр. №... (устно), .....) (письменно) – разбор по членам.

        2. Творческое задание.

-составить пословицу, исключив все междометия.

Ох, кто, ура, много, ой, ау, читает, прочь, много, увы, знает, тот. (Кто много читает, тот много знает)

          3. Чтение стихотворения учащимся.

«Мне,- сказало

Междометье,-

Интересно жить на свете:

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх

Произносят слово «Ах!”

У кого тяжёлый вздох,  

Произносит слово «Ох!”            

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой!”

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!»

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!”

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

 

      5. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

6. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.