Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Комментарии преподавателя

Учебно-методический комплект: учебник "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008, М.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с написанием частиц, закрепить у учащихся понимание необходимости усвоения данной темы.
  • Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление
  • Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, учить видеть прекрасное в обычных предметах, выражать свои чувства

Задачи

  • развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для каждого ученика

Ход урока

1.Организационный момент (настрой на работу).

Здравствуйте, ребята! Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна: вы слышите, как оживленно щебечут птицы, вы чувствуете, как нежно пахнет зелень, вы видите, как бушует за окном весна?! Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дорожке, и вдруг... дорогу перегородил большой камень: не пройдешь и не проедешь!

Знаете, как он называется? – Камень преткновения.

А почему он так называется кто-нибудь знает?

Приложение. Слайд 2.

Камень преткновения (лат. petra scandali) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.

На уроке по пути к нашей цели – новым знаниям – мы встретим много таких камней, но я уверена, что вы все сможете их преодолеть!

2. Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).

Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, тем самым решив орфографическую задачу, связанную с темой урока. (Тема урока пока не сообщается). На выполнение задания дается 3 минуты.

(1 ученик выполняет данное задание на доске.)

Карточка № 1.

Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:

(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.

Раздельно Части речи Через дефис
  Имя существительное  
  Имя прилагательное  
  Наречие  
  Местоимение  
  Предлог  
  Частицы  

3. Взаимопроверка, диагностика.

Ребята, поменяйтесь листочками, на проверку дается 3 минуты. В ходе взаимопроверки каждый ученик видит ключ на слайде 3 и с его помощью исправляет допущенные ошибки.

Оцените уровень знаний по следующей шкале: 0 ошибок – “5”, 2 ошибки – “4”, 3– 5 ошибок – “3”, более 5 ошибок.Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)

На основе примеров из задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ отвечающий прибавляет к своей первоначальной оценке 0,5 балла

Что получилось? Поднимите руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... (Диагностика)

Проверьте!

Слайд 3.

Раздельно Части речи Через дефис
 не друг, а враг Имя существительное чудо-машина
 вовсе не веселый Имя прилагательное  юго-западный
 отнюдь не весело Наречие  мало-помалу
не у кого Местоимение кто-либо
 В течение часа Предлог из-за
  Частицы  

4. Уточнение образовательного объекта.

Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)

Слайд 4.

Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.

А зачем нам нужно знать, где в тексте раздельное написание слов, где дефисное?

Не все ли равно, как писать? Как вы думаете? Ребята отвечают.

5. Работа с культурно-историческим материалом (подготовка к осознанному восприятию новых знаний).

А вы знаете, что однажды из-за неправильно разделенного на слова текста “родился” человек! И его звали…подпоручик Киже.

В свое время эта таинственная личность была прославлена в знаменитом историческом анекдоте эпохи правления Павла I. В чем загадочность подпоручика Киже? Она в том, что... его никогда не существовало в действительности.

На этот сюжет, достаточно известный во второй половине XIX века, Ю. Н. Тынянов в 1928 году написал повесть “Подпоручик Киже”, где описано “рождение” псевдогероя. Это мнимый герой, которого долгое время принимали за реально существовавшего человека из-за недоразумения, возникшего при переписке текста.

Работа с карточками № 2, № 3

Карточка № 2 Словарная работа.

АДЪЮТАНТ– (нем. Adjutant, слово происходит из латинского языка, где означало помощник) — ранее воинское звание, а в дальнейшем должность обер-офицера, который состоял при военачальнике или при штабе той или иной воинской части для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.

АНЕКДОТ – в переводе с греческого обозначает "неизданное" и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее под Анекдотом стали понимать неизвестные факты из какого-либо интересного периода истории или "сокровенные" подробности из жизни примечательного лица.

ПОДПОРУЧИК – офицерский чин в русской армии (c 1703 г.). В кавалерии ему соответствовал чин корнета, в казачьих войсках – хорунжего. В Войске Польском и некоторых других армиях первичное воинское звание младшего офицера.

Карточка № 3 Прочитайте текст и завершите последнее предложение.

Нужно было кончить перепиской приказа по полку ровно к шести часам, для того чтобы дежурный адъютант отвез его во дворец и там адъютант его величества, присоединив приказ к другим таким же, представил императору в девять. Опоздание было преступлением.

Полковой писарь встал раньше времени, но испортил приказ и теперь делал другой список. В первом списке сделал он две ошибки: поручика Синюхаева написал умершим, так как Синюхаев шел сразу же после умершего майора Соколова, и допустил нелепое написание – вместо “Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются” написал: “Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются”. Когда он написал слово “подпоручики”, вошел офицер, и он вытянулся перед ним, остановясь на к, а потом, сев снова за приказ, напутал и написал: “подпоручик Киже”.

Вот так, в результате ошибочного разделения текста на слова (подпоручики же — подпоручик Киже) при переписке текста, и возник человек, которого никогда не было. Подписав этот приказ с ошибкой, Павел I дал герою жизнь, “описка стала подпоручиком, без лица, но с фамилией”.

Так началась биография преуспевающего подпоручика Киже, наполненная бурными событиями: он был строго наказан и сослан в Сибирь, а затем великодушно помилован государем; за короткий срок благополучно сделал военную карьеру, став капитаном, полковником и, наконец, генералом. Павел I даже выразил желание встретиться с этим легендарным человеком и очень огорчился, когда узнал о его “смерти”: “У меня умирают лучшие люди!”

Блистательно прожил свою сомнительную жизнь подпоручик Киже, дослужившийся до генерала! И “жизнь” эта — свидетельство того, что безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может ….__________

Ваши варианты завершения предложения.

Читаем на Слайде 5.

Безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может иметь самые неожиданные последствия. История знает множество подобных подпоручиков Киже. Очень часто причина их незаконного появления связана с неправильным чтением (а значит, и неверным пониманием) не разделенного на слова текста.

Слайд 6.

А теперь давайте вернемся во времени на 9–10 веков назад:

Новгородская грамота на бересте,
написанная в XII в., открыта во время
археологических раскопок в г. Новгороде в 1951 г
Письмо “От Гостяты к Василию”.
Лист из Изборника Святослава 1073 г.,
созданного в Киеве. Эта книга являетя
своеобразной энциклопедией  знаний
того времени в разных областях жизни.

  В чем сходство этих текстов? – Слитное написание слов, отсутствие членения текста

Слайд 7. (Попробуйте прочитать!)

А вы знаете, что

слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения
печатногостанкаиучреждениявовторойполовине
16векапервойкрупнойтипографиивМоскве

Сложно ли было читать? Почему?

Сравнивая старое и современное письмо, мы видим преимущество последнего.

Современное письмо – письмо смысловое, четко указывает на начало и конец слова.

Раздельное написание слов позволяет
– точно передать смысловую сторону речи,
– избежать непонимания и двусмысленности,
– помогает быстро и осмысленно читать текст

6. Демонстрация образовательного продукта.

Слайд 8.

Частицы

Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)

Через дефис пишутся: -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка -де, –с.

Запомните:

Бывает, бессильна и логика.
Пугаться ж, постой, не спеши.
То, либо, нибудь, кое, таки, ка
Ты только с дефисом пиши!

7. Закрепление.

Слайд 9.

Впишите слова с частицами в карточку № 1.

Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).

После выполнения задания карточки № 1 сдаются, проводится анализ работы на следующем уроке.

(Дополнительный материал А вы знаете, что…)

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала”. А кто не знает знаменитого “Уж небо осенью дышало...”?)

8. Рефлексия.

Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. А сейчас ответьте на вопросы. Что вы нового вы узнали на уроке? Какие камни преткновения преодолели? Что больше всего запомнилось?

9. Постановка домашнего задания.

В зависимости от подготовленности класса (от времени, оставшегося до окончания урока) Притча зачитывается или не зачитывается на уроке, но обязательно каждый учащийся получает Карточку № 4 .

Слайд 10.

По карточке каждый учащийся выполняет разноуровневое домашнее задание.

Карточка № 4.

Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком.
Анаис Нин.

Притча.

Давным-давно в одном городе жили друзья.

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний же, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, начал тонуть и утонул бы, но его друг спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь-то ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Задание

  1. Если бы ты был другим человеком, хотел бы ты быть своим другом? Почему?
    Используя частицы, составьте текст из 4-5 предложений.
  2. 2.Найдите афоризмы о дружбе, запишите и объясните их

Файлы