Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )

Комментарии преподавателя

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учи­теля, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выра­зительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. От­ветьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»

Пр...н...мающая сторона (не)была (во)еремя поставлена в из-вес.ность о сокр...щени... сроков пр...быванш иностра(н, нн)ых

туристов.

Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из доку­мента может иметь нежелательные последствия, в том числе поли­тические и финансовые.                                                

Принимающая сторона не была вовремя поставлена в извест­ность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.

П. Проверка домашнего задания

1.              Беседа по вопросам.

-

-

2.              Упражнение ...: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор.

III. Изучение темы «Формообразующие частицы»

1. Эвристическая беседа.

-               У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.
Понятно, что формообразующие частицы служат для обра­зования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть

(пускай) — для образования повелительного наклонения гла­гола.) - Попробуем определить значения других формообразующих частиц:

1)           Ребята, давайте жить дружно.

(Частица давайте (давай) служит для образования повелитель­ного наклонения глагола.)

2)           В этой ситуации надо действовать более решительно.
(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ника- § .., с. ..

IV. Выполнение упражнений

1.           Упражнение ...: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тет­радях.

Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообра­зующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.

2.           Упражнение ...: комментированное письмо; различение
частиц и союзов.

Фонетический и морфологический разбор выполняем письмен­но на доске и в тетрадях.

3.           Упражнение ...: комментированное письмо; различение час­тиц и других частей речи.

Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей - с союзом да в значении но.

Домашнее задание

 

Смысловые частицы

Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учите­ля, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

-            Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пунктограммы, определите роль и значение частиц. (Можно вклю­чить аудиозапись песни.)

Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, -Тем более что жизнь короткая такая.

БШ. Окуджава

П. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упраж­нению ....

III.   Изучение темы «Смысловые частицы»

1.            Слово учителя.

Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно оп­ределить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».

Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении тоже есть смы­словая частица -лишь, она вносит ограничительное значение.

  1. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ника-§ .., с. ....
  2. Беседа по вопросам.

 

-

-

-частицы?

IV.    Выполнение упражнений

  1. Упражнение ...: устно.
  2. Упражнение ...: выразительное чтение, определение частиц. Комментарий. В восклицательном предложении частица что

за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном накло­нении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми час­тицами очень важна верная интонация, выразительность речи.

  1. Упражнение ...: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.

4.письменное выполнение.

 V. Словарная работа

-                Запишите слова, помещенные в рамках на с. ....., в сло­варики, составьте с ними предложения с использованием
смысловых частиц:

Чемпион, предварительный.

Домашнее задание

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.