3 класс. Русский язык. Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

3 класс. Русский язык. Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Комментарии преподавателя

Чтобы вы­ра­жать свои мысли и чув­ства, узна­вать о мыс­лях и чув­ствах дру­гих людей, мы стро­им пред­ло­же­ния.

Чем лучше, точ­нее, раз­но­об­раз­нее мы умеем стро­ить сло­во­со­че­та­ния, тем яснее, бо­га­че наши пред­ло­же­ния.

Тема урока: «Пред­ло­же­ние и сло­во­со­че­та­ние. Связь слов в пред­ло­же­нии».

 Составляем словосочетания

Рас­смот­ри­те ри­сун­ки и вы­бе­ри­те более точ­ные на­зва­ния. (см. Рис.1)

 

 

Рис. 1. Ли­стья

Лист  

лист клёна

кле­но­вый лист

лист бе­рё­зы

бе­рё­зо­вый лист

Более точ­ные на­зва­ния: лист клёна или кле­но­вый лист, лист бе­рё­зы или бе­рё­зо­вый лист.

По­ка­зан­ное на сле­ду­ю­щем ри­сун­ке дей­ствие на­зо­ви­те как можно точ­нее.

(см. Рис. 2)

 

Рис. 2. Школа (Ис­точ­ник)

По­лу­чи­лись со­че­та­ния слов:

         

Чтобы на­звать пред­мет, при­знак, дей­ствие более точно, можно по­стро­ить сло­во­со­че­та­ние. Для этого к глав­но­му слову надо до­ба­вить за­ви­си­мое, ко­то­рое и по­мо­жет уточ­нить ска­зан­ное.

Мы сде­ла­ли более точ­ные под­пи­си ри­сун­кам, со­ста­вив сло­во­со­че­та­ния. Глав­ный член сло­во­со­че­та­ния от­ме­ча­ем кре­сти­ком, про­во­дим от него стрел­ку и пишем во­прос к за­ви­си­мо­му члену сло­во­со­че­та­ния. (см. Рис. 3)

 

Рис. 3. Сло­во­со­че­та­ние

Чаще всего каж­дый член сло­во­со­че­та­ния бы­ва­ет пред­став­лен одним сло­вом: пошёл (как?) бодро

Неред­ко ка­кой-то член сло­во­со­че­та­ния вы­ра­жен име­нем су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­гом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

 Из любых ли слов можно составить словосочетания?

Про­ве­рим, из любых ли слов можно со­ста­вить сло­во­со­че­та­ния.

Сло­во­со­че­та­ния:

 

За­ви­си­мый член сло­во­со­че­та­ния обя­за­тель­но дол­жен быть свя­зан с глав­ным по смыс­лу.

Игра мел­кая, игра ши­ро­кая, игра ненаст­ная, игра бо­ро­да­тая  – это не сло­во­со­че­та­ния, т.к. слова не свя­за­ны по смыс­лу.

Можно ли на­звать сло­во­со­че­та­ни­ем  пару слов  в парке? Нель­зя.

Сло­во­со­че­та­ние все­гда со­став­ля­ют слова са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи (ино­гда им по­мо­га­ют пред­ло­ги), при этом одно слово ко­ман­ду­ет, а дру­гое под­чи­ня­ет­ся.

Со­ста­вим сло­во­со­че­та­ния, ис­поль­зуя эту пару слов.

На­при­мер, в парке (каком?) лет­нем. В парке – глав­ный член сло­во­со­че­та­ния.

Гулял (где?) в парке. В парке – за­ви­си­мый член.

 Составим словосочетания, подбирая зависимые члены

 

по­стро­и­ли  (что?) школу

по­стро­и­ли (как?) быст­ро

по­стро­и­ли (где?) в селе

по­стро­и­ли (из чего?) из кир­пи­чей

по­стро­и­ли (для кого?) для ребят

по­стро­и­ли (когда?) летом.

По­стро­и­ли стро­и­те­ли. Это не сло­во­со­че­та­ние. Это ос­но­ва пред­ло­же­ния. Глав­ные члены пред­ло­же­ния сло­во­со­че­та­ни­ем не яв­ля­ют­ся.

 Включим словосочетания в предложение

Вклю­чи­те сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­ние. Вы­би­рай­те, как лучше рас­ста­вить слова, чтобы яснее вы­ра­зить мысль.

 

 

Стая белых гусей тре­уголь­ни­ком про­плы­ва­ет над теп­ло­хо­дом. (В. Пес­ков)

Это пред­ло­же­ние пол­нее, точ­нее вы­ра­жа­ет мысль.

 Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Вы за­ме­ти­ли, что неред­ко к слову можно по­ста­вить два во­про­са: по смыс­лу и по форме.

Чтобы по­нять, какое зна­че­ние за­ви­си­мый член вно­сит в сло­во­со­че­та­ние, что имен­но он уточ­ня­ет, осо­бен­но важен смыс­ло­вой во­прос.

Па­деж­ный во­прос (во­прос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в ко­то­ром упо­треб­ле­но за­ви­си­мое имя су­ще­стви­тель­ное.

По­ста­вим смыс­ло­вые и па­деж­ные во­про­сы в сло­во­со­че­та­ни­ях.

Мышь се­рень­кая (какая? – смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: пред­мет и его при­знак);

све­ти­ло над лесом (где? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: дей­ствие и место его со­вер­ше­ния, над чем? – во­прос по форме, над лесом, Т.п.);

уле­те­ли  осе­нью (когда? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния:  дей­ствие и время его со­вер­ше­ния);

вы­гля­ды­ва­ли из-под ли­стьев (от­ку­да? - смыс­ло­вой во­прос, зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния: дей­ствие и место его со­вер­ше­ния, из-под чего? – во­прос по форме, из-под ли­стьев, Р.п.).

 Выписываем словосочетания из предложения

Какое сло­во­со­че­та­ние вы­пи­са­но из пред­ло­же­ния невер­но?

Из ело­вой чащи про­тя­нул­ся лисий след.

след (чей?) лисий

след (от­ку­да? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) ело­вой

Из ело­вой чащи про­тя­нул­ся лисий след. 

Ос­но­ва пред­ло­же­ния про­тя­нул­ся след.

Ста­вим во­прос от под­ле­жа­ще­го: след (чей?) лисий.

Ста­вим во­прос от ска­зу­е­мо­го: про­тя­нул­ся (от­ку­да? из чего?) из чащи.

Ста­вим во­прос от вто­ро­сте­пен­но­го члена пред­ло­же­ния: из чащи (какой?) ело­вой.

След (от­ку­да? из чего?) из чащи – невер­но вы­де­лен­ное сло­во­со­че­та­ние, т.к. име­нем су­ще­стви­тель­ным ко­ман­ду­ет гла­гол.

 Потренируйся

Читай за­пи­си и решай, что это: слово, сло­во­со­че­та­ние или пред­ло­же­ние.

пу­ши­стые сне­жин­ки

ле­та­ли около  бе­рё­зы

са­ди­лись на поле

тихо са­ди­лись

около  бе­рё­зы

на пу­стын­ное поле

сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись

Это сло­во­со­че­та­ния, так как есть глав­ный член и за­ви­си­мый:

сне­жин­ки (какие?) пу­ши­стые

ле­та­ли  (где? около чего?) около  бе­рё­зы

са­ди­лись (куда? на что?) на поле

са­ди­лись (как?) тихо

на поле (какое?) пу­стын­ное

Это не сло­во­со­че­та­ние, это су­ще­стви­тель­ное с пред­ло­гом:

около  бе­рё­зы

Глав­ные члены пред­ло­же­ния:

сне­жин­ки ле­та­ли и са­ди­лись

Офор­мим гра­ни­цы най­ден­но­го пред­ло­же­ния.

Сне­жин­киле­та­ли и са­ди­лись.

С по­мо­щью сло­во­со­че­та­ний рас­про­стра­ним пред­ло­же­ние. 

Пу­ши­стые сне­жин­ки ле­та­ли около бе­рё­зы и тихо са­ди­лись на пу­стын­ное поле.

 Заключение

Чтобы на­звать пред­мет, при­знак, дей­ствие более точно, можно по­стро­ить сло­во­со­че­та­ние.  В сло­во­со­че­та­нии есть глав­ный член и за­ви­си­мый. Неред­ко к за­ви­си­мо­му члену сло­во­со­че­та­ния  можно по­ста­вить два во­про­са: по смыс­лу и по форме.

Глав­ные члены пред­ло­же­ния сло­во­со­че­та­ни­ем не яв­ля­ют­ся.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/predlozhenie/predlozhenie-i-slovosochetanie-svyaz-slov-v-predlozhenii?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=HKGYpFA95Sk

http://www.youtube.com/watch?v=w0y8ZkUqTWQ

Файлы