9 класс. Алгебра. Множества и операции над ними.

9 класс. Алгебра. Множества и операции над ними.

Комментарии преподавателя

 Множества в реальной жизни

Ма­те­ма­ти­ка от­ра­жа­ет ре­аль­ную жизнь, а в ре­аль­ной жизни мы на­блю­да­ем вы­де­ле­ние от­дель­ных объ­ек­тов, людей в еди­ную со­во­куп­ность. На­при­мер, род­ствен­ни­ков мы вы­де­ля­ем в еди­ную со­во­куп­ность и на­зы­ва­ем се­мьей, груп­пу книг на­зы­ва­ем биб­лио­те­кой и т.д. В ма­те­ма­ти­ке со­от­вет­ству­ю­щим по­ня­ти­ем яв­ля­ет­ся по­ня­тие мно­же­ства.

Мно­же­ства обо­зна­ча­ют­ся боль­ши­ми бук­ва­ми ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та (). Мно­же­ства в ма­те­ма­ти­ке со­сто­ят из эле­мен­тов, ко­то­рые обо­зна­ча­ют­ся ма­лы­ми ла­тин­ски­ми бук­ва­ми ().

Тот факт, что эле­мент  при­над­ле­жит мно­же­ству , за­пи­сы­ва­ет­ся как . Тот факт, что эле­мент  не при­над­ле­жит мно­же­ству , за­пи­сы­ва­ет­ся как .

Два мно­же­ства на­зы­ва­ют­ся рав­ны­ми, если они со­дер­жат одни и те же эле­мен­ты. На­при­мер: мно­же­ство  со­дер­жит цифры 1, 2, 3 и мно­же­ство  со­дер­жит эти цифры (), зна­чит, мно­же­ства равны друг другу (.

 Способы задания множеств

Спо­со­бы за­да­ния мно­же­ства:

1) Пе­ре­чис­ле­ние всех эле­мен­тов мно­же­ства. На­при­мер: .

2) С по­мо­щью ха­рак­те­ри­сти­че­ско­го свой­ства – свой­ства, ко­то­рым об­ла­да­ют эле­мен­ты мно­же­ства (рис. 1).

Мно­же­ство про­стых чисел – все на­ту­раль­ные числа, ко­то­рые имеют ровно два обыч­ных де­ли­те­ля.

Рас­по­ло­жен­ные на оси x числа, между чис­ла­ми 1 и 2: .

Задание множества с помощью характеристического свойства

Рис. 1. За­да­ние мно­же­ства с по­мо­щью ха­рак­те­ри­сти­че­ско­го свой­ства

Мно­же­ство всех моск­ви­чей, ко­то­рых зовут Дмит­рий.

При­мер

Рас­смот­рим мно­же­ство кор­ней урав­не­ния. За­да­дим его ха­рак­те­ри­сти­че­ским свой­ством: . До­пу­стим, те­перь сле­ду­ет за­дать то же мно­же­ство, но с по­мо­щью пе­ре­чис­ле­ния его эле­мен­тов. Для этого решим урав­не­ние:

Тогда  и т.д., по­ря­док эле­мен­тов здесь не важен.

Мы видим, что пе­ре­ход к но­во­му виду мно­же­ства может быть со­дер­жа­тель­ной ма­те­ма­ти­че­ской за­да­чей. Здесь – это ре­ше­ние урав­не­ния.

Ана­ло­гич­ный при­мер: опи­сать мно­же­ство кор­ней урав­не­ния: .

Мы знаем, что для лю­бо­го , тогда , зна­чит, урав­не­ние не имеет смыс­ла, то есть у него нет кор­ней. В этом слу­чае за­пи­сы­ва­ет­ся так на­зы­ва­е­мое пу­стое мно­же­ство .

По ана­ло­гии с нулем пу­стое мно­же­ство – это мно­же­ство в ко­то­ром нет ни од­но­го эле­мен­та.

 

 Неправильное задание множеств

Ха­рак­те­ри­сти­че­ское мно­же­ство все­гда долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но четко. Вот при­мер не очень удач­ной ха­рак­те­ри­сти­ки мно­же­ства: окруж­но­стью на­зы­ва­ет­ся мно­же­ство точек плос­ко­сти, рав­но­уда­лен­ных от одной точки. Если пред­ста­вить квад­рат, то можно уви­деть, что все его вер­ши­ны рав­но­уда­ле­ны от одной точки – точки пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей (рис. 2).

 Иллюстрация примера не очень удачной характеристики множества

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция при­ме­ра не очень удач­ной ха­рак­те­ри­сти­ки мно­же­ства

Но мно­же­ство вер­шин квад­ра­та не яв­ля­ет­ся окруж­но­стью, про­пу­ще­но клю­че­вое слово «…всех точек плос­ко­сти…».

 Примеры множеств, основанных на теоремах

Еще один при­мер о спо­со­бах за­да­ния бес­ко­неч­ных мно­жеств. Тео­ре­ма: се­ре­дин­ный пер­пен­ди­ку­ляр к от­рез­ку есть гео­мет­ри­че­ское место точек, рав­но­уда­лен­ных от его кон­цов.

Возь­мем от­ре­зок , его центр – точка . Пер­пен­ди­ку­ляр, про­ве­ден­ный через точку  к от­рез­ку () – это се­ре­дин­ный пер­пен­ди­ку­ляр, любая его точка  рав­но­уда­ле­на от кон­цов от­рез­ка (рис. 3). Точка  при­над­ле­жит пер­пен­ди­ку­ля­ру  () тогда и толь­ко тогда, когда . Смысл этой тео­ре­мы в том, что есть мно­же­ство, ко­то­рое за­да­но ха­рак­те­ри­сти­че­ским свой­ством, то есть рав­но­уда­лен­но­стью от кон­цов от­рез­ка, то есть мно­же­ство за­да­но неяв­но. Тео­ре­ма утвер­жда­ет, что это мно­же­ство сов­па­да­ет с се­ре­дин­ным пер­пен­ди­ку­ля­ром к от­рез­ку, то есть может быть за­да­но явно – в том смыс­ле, что может быть ука­зан спо­соб его по­стро­е­ния, в дан­ном слу­чае по­стро­е­ние цир­ку­лем и ли­ней­кой.

Пример к теореме о серединном перпендикуляре к отрезку

Рис. 3. При­мер к тео­ре­ме о се­ре­дин­ном пер­пен­ди­ку­ля­ре к от­рез­ку

Еще один при­мер: при изу­че­нии впи­сан­ных окруж­но­стей до­ка­зы­ва­ют такую тео­ре­му – бис­сек­три­са есть гео­мет­ри­че­ское место точек, рав­но­уда­лен­ных от сто­рон угла.

Имеем угол с вер­ши­ной , бис­сек­три­са , точка  на бис­сек­три­се. Опус­ка­ем пер­пен­ди­ку­ля­ры на сто­ро­ны угла, к точ­кам  и  (рис. 4). Эти пер­пен­ди­ку­ля­ры, а зна­чит, и рас­сто­я­ние от точки  до лучей угла равны между собой. Точка  при­над­ле­жит бис­сек­три­се  () тогда и толь­ко тогда, когда .

Пример для теоремы о биссектрисе угла

Рис. 4. При­мер для тео­ре­мы о бис­сек­три­се угла

Смысл этой тео­ре­мы в том, что есть мно­же­ство с за­дан­ным ха­рак­те­ри­сти­че­ским свой­ством: гео­мет­ри­че­ское место точек, рав­но­уда­лен­ных от сто­рон угла, то есть мно­же­ство за­да­но неяв­но. Тео­ре­ма утвер­жда­ет, что это мно­же­ство может быть за­да­но явно, то есть может быть ука­зан спо­соб его по­стро­е­ния, в дан­ном слу­чае по­стро­е­ние цир­ку­лем и ли­ней­кой. Оно сов­па­да­ет с бис­сек­три­сой. В дан­ном слу­чае мы опять стал­ки­ва­ем­ся с тем, что за­да­ча пе­ре­хо­да от од­но­го опи­са­ния мно­же­ства к дру­го­му, может быть со­дер­жа­тель­ной ма­те­ма­ти­че­ски. Об­ра­тим вни­ма­ние на то, что для бес­ко­неч­ных мно­жеств, за­да­ние мно­же­ства пе­ре­чис­ле­ни­ем невоз­мож­но, а явное по­стро­е­ние слу­жит за­ме­ной этого спо­со­ба.

Подмножество.

 Введение

С по­ня­ти­ем «мно­же­ство» вы уже зна­ко­мы. Под­мно­же­ство, как можно до­га­дать­ся из на­зва­ния, – это опре­де­лен­ная часть мно­же­ства. На­при­мер:

А – это мно­же­ство всех уче­ни­ков в клас­се.

В – это мно­же­ство де­во­чек ука­зан­но­го выше клас­са.

С – мно­же­ство всех маль­чи­ков клас­са.

D – мно­же­ство всех от­лич­ни­ков дан­но­го клас­са.

Е – мно­же­ство всех маль­чи­ков-от­лич­ни­ков этого клас­са.

Таким об­ра­зом, были пе­ре­чис­ле­ны мно­же­ство (А) и его под­мно­же­ства (В, С, D, Е). Те­перь мы можем дать опре­де­ле­ние, что такое «под­мно­же­ство».

 Определение

Если каж­дый эле­мент мно­же­ства В яв­ля­ет­ся эле­мен­том мно­же­ства А, то мно­же­ство В на­зы­ва­ют под­мно­же­ством мно­же­ства А.

В ⊂ А

Как при­мер, де­воч­ки клас­са из при­ме­ра выше (мно­же­ство В) яв­ля­ют­ся уче­ни­ца­ми клас­са (мно­же­ство А). Зна­чит, В вхо­дит в А.

Маль­чи­ки тоже яв­ля­ют­ся ча­стью клас­са, зна­чит, С ⊂ А.
Все от­лич­ни­ки яв­ля­ют­ся ча­стью клас­са, D ⊂ A.

Как и маль­чи­ки, от­лич­ни­ки – это уче­ни­ки клас­са, то есть Е ⊂ А.

 Разница между значками ∈ и ⊂

Если у нас а ∈ А, то это зна­чит, что а при­над­ле­жит А.То есть, это один эле­мент a при­над­ле­жит мно­же­ству А.

Если же под­мно­же­ство В вхо­дит в А, то мы пишем В ⊂ А.

То есть между знач­ка­ми есть раз­ни­ца.

 Примеры важных числовых множеств и подмножеств

N – мно­же­ство на­ту­раль­ных чисел (с их по­мо­щью мы счи­та­ем пред­ме­ты, при­ро­ду и так далее.)

N = 

Z – мно­же­ство целых чисел.

Z = 

Ясно, что на­ту­раль­ные числа – это под­мно­же­ство целых чисел, то есть N ⊂ Z.

Q – мно­же­ство ра­ци­о­наль­ных чисел.

Q = 

Если к мно­же­ству ра­ци­о­наль­ных чисел до­ба­вить мно­же­ство ир­ра­ци­о­наль­ных чисел, то мы по­лу­чим мно­же­ство всех дей­стви­тель­ных чисел.

R – мно­же­ство дей­стви­тель­ных чисел.

R = 

За­пи­шем пра­виль­ные вклю­че­ния:

N ⊂ Z ⊂ Q ⊂ R

 Пример из геометрии

Пусть мно­же­ство А – это мно­же­ство всех че­ты­рех­уголь­ни­ков: A, B, C, D (рис. 1).

Множество А

Рис. 1. Мно­же­ство А

Пусть мно­же­ство В – это мно­же­ство че­ты­рех­уголь­ни­ков с парой рав­ных па­рал­лель­ных сто­рон: A, B, C, D (рис. 2).

BC = AD       BC || AD

Множество В      

Рис. 2. Мно­же­ство В

Мно­же­ство С – это мно­же­ство таких че­ты­рех­уголь­ни­ков, у ко­то­рых диа­го­на­ли, пе­ре­се­ка­ясь, де­лят­ся по­по­лам: AB, CD – диа­го­на­ли, т. О – точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей, АО = ОС, BO = OD (рис. 3).

Множество С

Рис. 3. Мно­же­ство С

Итак, было рас­смот­ре­но 3 мно­же­ства че­ты­рех­уголь­ни­ков: мно­же­ство про­из­воль­ных че­ты­рех­уголь­ни­ков; мно­же­ство че­ты­рех­уголь­ни­ков, у ко­то­рых пар­ные сто­ро­ны равны и па­рал­лель­ны; мно­же­ство че­ты­рех­уголь­ни­ков, у ко­то­рых диа­го­на­ли, пе­ре­се­ка­ясь, точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам.

Рас­смот­рим еще 2 мно­же­ства.

Мно­же­ство D – это мно­же­ство всех па­рал­ле­ло­грам­мов, и мно­же­ство Е – мно­же­ство па­рал­ле­ло­грам­мов с пря­мым углом (рис. 4).

Множества D и Е

Рис. 4. Мно­же­ства D и Е

Таким об­ра­зом, мы имеем 5 мно­жеств че­ты­рех­уголь­ни­ков.

 Задача

На­пи­сать вер­ное вклю­че­ние (то есть, какое мно­же­ство яв­ля­ет­ся под­мно­же­ством дру­го­го мно­же­ства) (рис. 5).

Иллюстрация к задаче

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Наи­бо­лее бо­га­тое – это мно­же­ство всех че­ты­рех­уголь­ни­ков. Зна­чит:

B ⊂ A; C ⊂ A; D ⊂ A; E ⊂ A

Мно­же­ства В, С, D и Е яв­ля­ют­ся под­мно­же­ства­ми мно­же­ства А.

Далее вспом­ним опре­де­ле­ние па­рал­ле­ло­грам­ма:

Па­рал­ле­ло­грам­мом на­зы­ва­ет­ся такой че­ты­рех­уголь­ник, у ко­то­ро­го про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны по­пар­но па­рал­лель­ны.

Для того чтобы убе­дить­ся, что фи­гу­ра яв­ля­ет­ся па­рал­ле­ло­грам­мом, необ­хо­ди­мо вспом­нить его при­зна­ки:

1. Если 2 сто­ро­ны па­рал­лель­ны и равны, то такой че­ты­рех­уголь­ник яв­ля­ет­ся па­рал­ле­ло­грам­мом.

Зна­чит, В – это мно­же­ство всех па­рал­ле­ло­грам­мов.

2. Если в че­ты­рех­уголь­ни­ке диа­го­на­ли пе­ре­се­ка­ют­ся и точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам, то эта фи­гу­ра – па­рал­ле­ло­грамм.

Зна­чит, С – это мно­же­ство всех па­рал­ле­ло­грам­мов.

Про мно­же­ство D на­пря­мую было ска­за­но, что это мно­же­ство всех па­рал­ле­ло­грам­мов.

Если будет сто­ять во­прос, какие мно­же­ства равны между собой, то можно от­ве­тить, что:

В = С = D – это мно­же­ства всех па­рал­ле­ло­грам­мов.

3. Если в па­рал­ле­ло­грам­ме хотя бы один угол равен 900, то такой па­рал­ле­ло­грамм яв­ля­ет­ся пря­мо­уголь­ни­ком.

Зна­чит, Е – это мно­же­ство всех пря­мо­уголь­ни­ков. Мно­же­ство всех пря­мо­уголь­ни­ков яв­ля­ет­ся под­мно­же­ством (част­ным слу­ча­ем) про­из­воль­но­го че­ты­рех­уголь­ни­ка и под­мно­же­ством па­рал­ле­ло­грам­ма. От­сю­да имеем:

Е ⊂ А; E ⊂ B; E ⊂ C; E ⊂ D

Мы рас­смот­ре­ли мно­же­ства че­ты­рех­уголь­ни­ков, из ко­то­рых самое бо­га­тое мно­же­ство – это мно­же­ство всех че­ты­рех­уголь­ни­ков, далее по-раз­но­му за­да­ны мно­же­ства па­рал­ле­ло­грам­мов и, на­ко­нец, Е – это мно­же­ство всех пря­мо­уголь­ни­ков. Были даны от­ве­ты на во­про­сы, где вер­ные вклю­че­ния, какие мно­же­ства равны между собой.

Мы уже знакомы с понятием множеств. Знаем, что каждое множество состоит из элементов. Сегодня мы рассмотрим примеры пересечения и объединения множеств.

Обозначение:            
a∈A

b∉A

∈ – принадлежит, ∉ – не принадлежит.

Число элементов в множестве может быть конечным, бесконечным и пустым.

A={a;b;c} – конечное множество

B={x| 2≤x≤3} – бесконечное множество

∅ – пустое множество  

 

 Повторение знаний о множестве

Пе­ре­се­че­ние и объ­еди­не­ние мно­жеств – опе­ра­ции над мно­же­ства­ми.

 Пример на применение объединения и пересечения множеств

При­мер: В клас­се 19 уче­ни­ков: 10 де­во­чек, 9 маль­чи­ков.

10 де­во­чек – это мно­же­ство .

9 маль­чи­ков – это мно­же­ство .

Класс из 19 уче­ни­ков – это мно­же­ство С, ко­то­рое объ­еди­ня­ет два мно­же­ства.

Пусть в клас­се 5 от­лич­ни­ков – это мно­же­ство D.

Из них 2 маль­чи­ка – это мно­же­ство E.

Из какие эле­мен­тов со­сто­ит мно­же­ство Е?

Маль­чи­ки вхо­дят в мно­же­ства В, так как 2 маль­чи­ка – от­лич­ни­ки, они вхо­дят в мно­же­ство D.

Рис. 1. Пе­ре­се­че­ние двух мно­жеств

Мно­же­ство Е есть пе­ре­се­че­ние двух мно­жеств В и D(рис. 1).

 Определение понятия объединение множеств

Опре­де­ле­ние: объ­еди­не­ни­ем мно­жеств А и В на­зы­ва­ет­ся новое мно­же­ство, со­сто­я­щее из тех и толь­ко тех эле­мен­тов, ко­то­рые вхо­дят хотя бы в одно из мно­жеств А или В (рис. 3).

                                  

Рис. 2. Мно­же­ства

Рис. 3. Объ­еди­не­ние мно­жеств

 – знак объ­еди­не­ния.

Мно­же­ство  со­сто­ит из всех эле­мен­тов , ко­то­рые вхо­дят или в мно­же­ство , или в мно­же­ство . Это можно за­пи­сать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

 Пример № 1 на применение определения объединение множеств

Дано мно­же­ство = и .

Найти объ­еди­не­ние мно­жеств .

Ре­ше­ние:

 Пример № 2 на объединение бесконечных множеств

Дано мно­же­ство  и .

Найти объ­еди­не­ние мно­жеств .

Ре­ше­ние:

 

 

 

Имеем со­во­куп­ность нера­венств:

   

 Пример № 3. Решение квадратного неравенства

Ре­шить квад­рат­ное нера­вен­ство .

Ре­ше­ние:

Рас­смот­рим функ­цию .

Най­дём корни функ­ции .

По тео­ре­ме Виета: .

Имеем объ­еди­не­ние двух мно­жеств .

Схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­зим гра­фик функ­ции:

 при  или .

Ответ:.

 Определение понятия пересечение множеств

Пе­ре­се­че­ние мно­жеств

Пе­ре­се­че­ни­ем мно­жеств Aи B на­зы­ва­ет­ся новое мно­же­ство, со­дер­жа­щее те и толь­ко те эле­мен­ты, ко­то­рые вхо­дят од­но­вре­мен­но и в мно­же­ство А, и в мно­же­ство В.

 – знак пе­ре­се­че­ния

Рис. 4а. Пе­ре­се­че­ние мно­жеств

– пе­ре­се­че­ние мно­жеств на рис. 4а

Рис. 4б. Пе­ре­се­че­ния мно­жеств нет

На рис. 4б мно­же­ства не пе­ре­се­ка­ют­ся, их пе­ре­се­че­ние – пу­стое мно­же­ство 

 Пример № 4 на применение определения пересечения множеств

Даны мно­же­ства  и . Найти пе­ре­се­че­ние мно­жеств .

Ре­ше­ние

По опре­де­ле­нию пе­ре­се­че­ния, ре­ше­ни­ем будут те эле­мен­ты, ко­то­рые од­но­вре­мен­но вхо­дят в оба мно­же­ства:

 – пе­ре­се­че­ние мно­жеств.

Срав­ним с объ­еди­не­ни­ем:

C= – объ­еди­не­ние мно­жеств.

 Пример № 5 на пересечение бесконечных множеств

Найти пе­ре­се­че­ние бес­ко­неч­ных мно­жеств

Ре­ше­ние

Нужно найти такие х, ко­то­рые при­над­ле­жат пе­ре­се­че­нию :

 

 

 

Нужно ре­шить си­сте­му нера­венств. На оси изоб­ра­жа­ем мно­же­ства и на­хо­дим их пе­ре­се­че­ние

 

Ответ:

.

Срав­ним с объ­еди­не­ни­ем мно­жеств:

 Пример № 6. Решение системы неравенств

Ре­шить си­сте­му нера­венств 

 

 

 

Ре­ше­ние:

Рас­смот­рим ось х:

 

Ответ: 

Пе­ре­се­че­ни­ем мно­жеств будет:

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/ponyatie-mnozhestva?konspekt&chapter_id=22

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/peresechenie-i-ob-edinenie-mnozhestv?konspekt&chapter_id=22

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=s0As4waawqA

Файлы