8 класс. Обществознание. Нации и межнациональные отношения

8 класс. Обществознание. Нации и межнациональные отношения

Комментарии преподавателя

 1. Этносы

Из курса гео­гра­фии вы на­вер­ня­ка усво­и­ли тер­мин «этнос», ко­то­рый яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом по­ня­тию «народ». Этнос – это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии устой­чи­вая со­во­куп­ность людей, об­ла­да­ю­щих об­щи­ми чер­та­ми и осо­бен­но­стя­ми куль­ту­ры и пси­хо­ло­ги­че­ско­го скла­да, а также со­зна­ни­ем сво­е­го един­ства и от­ли­чия от дру­гих по­доб­ных об­ра­зо­ва­ний (са­мо­со­зна­ни­ем). Если вы рас­смат­ри­ва­ли эт­ни­че­скую карту Земли, то могли со­ста­вить для себя опре­де­лён­ное пред­став­ле­ние о рас­пре­де­ле­нии эт­но­сов. При этом эт­ни­че­ская карта весь­ма услов­на: смот­ря на карту, вы по­ни­ма­е­те, что на опре­де­лён­ной тер­ри­то­рии живут рус­ские, на дру­гой – аме­ри­кан­цы и т. д. Но ведь мир да­ле­ко не так од­но­зна­чен. Даже наше го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся мно­го­на­ци­о­наль­ным, то есть в нём про­жи­ва­ют не толь­ко рус­ские, но и дру­гие эт­но­сы.  В целом, по­ня­тие «этнос», как и вся груп­па по­ня­тий, от­но­ся­щих че­ло­ве­ка к той или иной куль­тур­ной общ­но­сти, до­воль­но неод­но­знач­но. Во­про­сы эти дей­стви­тель­но слож­ны, в них про­сто оши­бить­ся, а по­след­ствия ошиб­ки в иден­ти­фи­ка­ции че­ло­ве­ка могут быть крайне се­рьёз­ны­ми, в том числе, для всего со­ци­у­ма, в целом. 

Этносы 

Рис. 1. Эт­но­сы  (Ис­точ­ник)

 2. Немцы

За­ду­мы­ва­лись ли вы над во­про­сом, по­че­му народ мы на­зы­ва­ем нем­ца­ми, а живут они в Гер­ма­нии? Это да­ле­ко не три­ви­аль­ный во­прос, ответ на него не так уж прост. Су­ще­ству­ет такая счи­та­лоч­ка: «Немец-пе­рец-кол­ба­са, купил ло­шадь без хво­ста», ко­то­рая из­вест­на ещё с XVII века, но жива до сих пор. На пер­вый взгляд непо­нят­но, от­ку­да взя­лись эти слова. Дело в том, что нем­ца­ми на Руси на­зы­ва­ли во­об­ще всех ино­стран­цев. Когда впер­вые, ещё при царе Ми­ха­и­ле Фё­до­ро­ви­че Ро­ма­но­ве,  в Рос­сию на­ча­ли при­ез­жать ино­стран­цы, они се­ли­лись сло­бод­ка­ми. Среди них были пред­ста­ви­те­ли раз­ных на­ро­дов: гол­ланд­цы, шот­ланд­цы, фран­цу­зы, но боль­шин­ство со­став­ля­ли гер­ман­цы. Рос­си­яне эти сло­бод­ки на­зы­ва­ли немец­ки­ми по при­чине того, что там жили люди «немые», не уме­ю­щие объ­яс­нять­ся на рус­ском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколь­ко зна­че­ний. С одной сто­ро­ны, немой  - это че­ло­век, ко­то­рый не может раз­го­ва­ри­вать, а с дру­гой, не мой – это че­ло­век, не при­над­ле­жа­щий к моему об­ще­ству, чужой.

В дей­стви­тель­но­сти же этот народ, без­услов­но, на­зы­ва­ет­ся гер­ман­ским, и го­во­рить нужно о гер­ман­ском языке, а не о немец­ком.  Но так устро­е­ны люди: мы любим про­во­дить чёт­кую грань между нашим и не нашим. По­это­му, со­от­вет­ствен­но, если мы не по­ни­ма­ем куль­ту­ру дру­го­го че­ло­ве­ка, при­над­ле­жа­ще­го к дру­го­му на­ро­ду, он ста­но­вит­ся для нас немым. Древ­ние ла­ти­няне на­зы­ва­ли все окру­жа­ю­щие их на­ро­ды вар­ва­ра­ми;они счи­та­ли, что вар­вар – это че­ло­век, ко­то­рый не го­во­рит на ла­тин­ском языке, а лишь бор­мо­чет что-то, со­от­вет­ствен­но, его тра­ди­ции не стоит изу­чать, его куль­ту­ра при­ми­тив­на.

Варвары

Рис. 2. Вар­ва­ры (Ис­точ­ник)

Но со­вре­мен­ный мир даёт нам со­вер­шен­но иные об­раз­цы по­ве­де­ния. Мы не можем от­но­сить­ся к дру­гим людям, как к вар­ва­рам или как к немым. Все люди на Земле равны и близ­ки друг другу, по­то­му что мы живём со­об­ща, а, зна­чит, чужих в нашем мире быть не может.

 3. Самоидентификация

Опас­ность та­ит­ся в том, что наша са­мо­иден­ти­фи­ка­ция, наше са­мо­опре­де­ле­ние, ответ на во­прос: «Кто я?»  - это до­воль­но слож­ный про­цесс. Не все люди вполне уве­ре­ны в том, к какой на­ци­о­наль­но­сти и эт­но­су они от­но­сят­ся. С одной сто­ро­ны, можно ска­зать, что че­ло­век – рус­ский, так как это за­пи­са­но по его же прось­бе у него в пас­пор­те, но кто же он в дей­стви­тель­но­сти – это со­всем дру­гой во­прос. В дей­стви­тель­но­сти он че­ло­век, ко­то­рый себя кем-то ощу­ща­ет. Каж­дый че­ло­век при­над­ле­жит к той или иной куль­ту­ре, счи­та­ет ка­кой-то язык род­ным для себя. Ис­хо­дя из этой очень слож­ной па­лит­ры, ко­то­рая имеет много со­став­ля­ю­щих, и скла­ды­ва­ет­ся народ.

Кто я? 

Рис. 3. Кто я? (Ис­точ­ник)

В дан­ной связи воз­ни­ка­ет про­бле­ма. В со­вре­мен­ном об­ще­стве мы живём крайне пе­ре­ме­шан­но, а не уз­ки­ми ло­каль­ны­ми груп­па­ми. В древ­но­сти это было вполне воз­мож­но, люди жили оча­го­во, то есть су­ще­ство­ва­ли пле­ме­на людей, близ­ких по всем ха­рак­те­ри­сти­кам, ко­то­рые мы ого­во­ри­ли: бли­зость языка, куль­тур­ная бли­зость, фи­зио­ло­ги­че­ская бли­зость. Эти люди дей­стви­тель­но яв­ля­лись некой на­род­ной общ­но­стью и жили спло­чён­но, все, кто жил вне зоны их оби­та­ния, были со­сед­ству­ю­щи­ми на­ро­да­ми. Племя – это со­во­куп­ность людей, обыч­но сход­ных по фи­зи­че­ско­му типу, объ­еди­нен­ных (в той или иной форме) ро­до­вы­ми от­но­ше­ни­я­ми, общим язы­ком и тер­ри­то­ри­ей. На тот мо­мент людям легко уда­ва­лось со­хра­нять куль­тур­ную са­мо­быт­ность, такая чёт­кая са­мо­иден­ти­фи­ка­ция шла толь­ко на поль­зу, так как фор­ми­ро­ва­ла пре­дан­ность сво­е­му пле­ме­ни или об­щине. Всё-та­ки че­ло­век – су­ще­ство био­со­ци­аль­ное, без об­ще­ства мы немыс­ли­мы. Но вот со­вре­мен­ный мир стал очень за­пу­тан­ным, он весь ло­ка­лен, мы уже не можем ска­зать, «где за­кан­чи­ва­ет­ся наше племя и на­чи­на­ет­ся со­сед­нее». И в со­вре­мен­ном мире нам нужно всем на­учить­ся жить со­об­ща, хоть учить­ся все­гда дей­стви­тель­но очень слож­но.

 4. Маугли

Кто-то из вас, воз­мож­но, читал про­из­ве­де­ние Кип­лин­га «Мауг­ли», во вся­ком слу­чае, вы точно зна­е­те, о чём идёт речь в этом про­из­ве­де­нии.  А речь идёт о маль­чи­ке, ко­то­рый был вос­пи­тан стаей вол­ков. Между про­чим, в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства были слу­чаи, когда в некие со­об­ще­ства жи­вот­ных по­па­да­ли ещё со­всем ма­лень­кие дети, и жи­вот­ные вос­пи­ты­ва­ли этого ре­бён­ка, как сво­е­го. Воз­ни­ка­ет во­прос: а кто по на­ци­о­наль­но­сти де­ти-мауг­ли? По­сколь­ку Мауг­ли ро­дил­ся в семье людей, ко­то­рые при­над­ле­жа­ли к неко­то­рой куль­тур­ной и на­ци­о­наль­ной общ­но­сти, по идее, он тоже дол­жен быть пред­ста­ви­те­лем ка­ко­го-то на­ро­да. В силу опре­де­лён­ных жиз­нен­ных об­сто­я­тельств он ока­зал­ся среди вол­ков, но он же остал­ся че­ло­ве­ком.  В конце книги Мауг­ли воз­вра­ща­ет­ся к людям, но кто же он? Внешне Мауг­ли похож на пред­ста­ви­те­ля на­ро­дов Индии, но по на­ту­ре это вол­чо­нок, по­то­му что всё-та­ки нас всех опре­де­ля­ет окру­же­ние.

Маугли 

Рис. 4. Мауг­ли (Ис­точ­ник)

 Если вы ро­ди­лись в семье рус­ских, но всю жизнь жили в США или Ка­на­де и вос­при­ня­ли аме­ри­кан­скую куль­ту­ру как свою соб­ствен­ную, то вряд ли вас можно счи­тать рус­ским. Вы жа­ри­те ин­дей­ку на День Бла­го­да­ре­ния и пус­ка­е­те фей­ер­вер­ки на День Неза­ви­си­мо­сти США, вы стали на­сто­я­щим аме­ри­кан­цем. Вы не ста­не­те рус­ским бла­го­да­ря рус­ской фа­ми­лии, ведь при­выч­ки у вас, как у ти­пич­но­го аме­ри­кан­ца.

То же самое про­изой­дёт с че­ло­ве­ком, ко­то­рый в силу ка­ких-то об­сто­я­тельств на дли­тель­ный пе­ри­од ока­зал­ся в Рос­сии. По пас­пор­ту он может быть пор­ту­галь­цем, ин­ду­сом, фин­ном, кем угод­но, но если этот че­ло­век вырос в этой куль­тур­ной среде, то, ско­рее всего, он ста­нет тем, кем хочет его ви­деть его окру­же­ние. По­это­му когда мы го­во­рим о меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ни­ях, мы долж­ны, пре­жде всего, го­во­рить о меж­куль­тур­ных от­но­ше­ни­ях. Чем боль­ше мы знаем о куль­ту­ре со­сед­ству­ю­ще­го на­ро­да, тем проще нам об­щать­ся. Люди ста­но­вят­ся тем, кто они есть, вос­при­ни­мая до­сти­же­ния среды, в ко­то­рой они живут. А если эти люди ещё и де­ла­ют добро, то со­всем неваж­но, какой они на­ци­о­наль­но­сти.

 

Когда че­ло­ве­че­ство жило оча­га­ми, то есть в мо­но­эт­ни­че­ском мире, осо­бых про­блем с са­мо­иден­ти­фи­ка­ци­ей не воз­ни­ка­ло.  Да, люди ком­му­ни­ци­ро­ва­ли, но по­ни­ма­ли, что в чужом со­об­ще­стве дру­гой устав и дру­гие по­ряд­ки. Но сей­час все наши «пле­ме­на» объ­еди­ни­лись, по­яви­лись меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния. Ме­ж­эт­ни­че­ские (меж­на­ци­о­наль­ные) от­но­ше­ния – от­но­ше­ния между эт­но­са­ми (на­ро­да­ми), охва­ты­ва­ю­щие все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Нужно на­учить­ся по­ни­мать людей, ко­то­рые живут рядом с нами, и в то же время нужно тре­бо­вать, чтобы люди, ко­то­рые живут рядом с нами, на­учи­лись по­ни­мать нас. Толь­ко так об­ще­ство ста­нет креп­ким и спло­чён­ным, будет ли­ше­но про­блем меж­на­ци­о­наль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, ко­то­рые сей­час в мире не так уж и редки.

 5. Межнациональные проблемы

Когда мы го­во­рим о том, что в Рос­сии меж­на­ци­о­наль­ные про­бле­мы имеют се­рьёз­ный ха­рак­тер, это не зна­чит, что РФ – един­ствен­ная стра­на в мире, ко­то­рая столк­ну­лась с от­сут­стви­ем вза­и­мо­по­ни­ма­ния между эт­но­са­ми на своей тер­ри­то­рии. Такие про­бле­мы есть прак­ти­че­ски везде, в каж­дой стране мира. Даже если мы по­смот­рим на вполне бла­го­по­луч­ную с точки зре­ния ме­ж­эт­ни­че­ско­го диа­ло­га Ев­ро­пу, то об­на­ру­жим, что до­воль­но много стран имеют ме­ж­эт­ни­че­ские про­бле­мы. Эти про­бле­мы, как пра­ви­ло, впи­сы­ва­ют­ся в по­ня­тие «се­па­ра­тизм». Се­па­ра­тизм - дви­же­ние к са­мо­сто­я­тель­но­сти неко­то­рой груп­пы или ор­га­ни­за­ции, стре­мя­щих­ся к от­де­ле­нию от боль­шой ас­со­ци­а­ции. На­при­мер, Фран­ция очень дол­гие годы бо­рет­ся с кор­си­кан­ским се­па­ра­тиз­мом: на ост­ро­ве Кор­си­ка до­ста­точ­но давно дей­ству­ет тер­ро­ри­сти­че­ская ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая бо­рет­ся за неза­ви­си­мость этого ост­ро­ва от Фран­ции. Ана­ло­гич­ные про­яв­ле­ния се­па­ра­тиз­ма на­блю­да­ют­ся в Ис­па­нии, где народ бас­ков бо­рет­ся за соб­ствен­ную неза­ви­си­мость опять–таки при по­мо­щи тер­ро­ри­сти­че­ских актов. Снято очень много  филь­мов и на­пи­са­но много книг о борь­бе Ве­ли­ко­бри­та­нии с ИРА – Ир­ланд­ской рес­пуб­ли­кан­ской ар­ми­ей, что также яв­ля­ет­ся яр­чай­шим при­ме­ром меж­на­ци­о­наль­но­го кон­флик­та. Если мы по­смот­рим на Се­вер­ную Аме­ри­ку, то вы­яс­нит­ся, что в Ка­на­де есть фран­ко­языч­ная часть, а есть ан­гло­языч­ная часть, и имен­но про­вин­ция Кве­бек (фран­ко­языч­ная) упор­но бо­рет­ся за со­зда­ние соб­ствен­но­го го­су­дар­ства.

Сепаратизм в Европе

Рис. 5. Се­па­ра­тизм в Ев­ро­пе (Ис­точ­ник)

Ана­ло­гич­ные про­бле­мы есть и на Во­сто­ке. Если мы рас­смот­рим Ближ­ний Во­сток, то уви­дим прак­ти­че­ски нераз­ре­ши­мый узел про­ти­во­ре­чий, свя­зан­ный с ара­бо-из­ра­иль­ским про­ти­во­бор­ством. По сути своей это прак­ти­че­ски один народ (се­ми­то-ха­мит­ская груп­па), их языки очень схожи, но те про­ти­во­ре­чия, ко­то­рые сло­жи­лись между на­ро­да­ми ис­то­ри­че­ски, до сих пор не уда­ёт­ся раз­ре­шить. Почти мо­но­на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство – Китай – также стра­да­ет от ме­ж­эт­ни­че­ских кон­флик­тов, ведь в дей­стви­тель­но­сти Китай со­сто­ит из огром­но­го ко­ли­че­ства на­ро­дов и на­род­но­стей. Пра­ви­тель­ство Китая пы­та­ет­ся удер­жать эту огром­ную массу людей в своих руках, но в пре­де­лах Китая вы­де­ля­ет­ся Уй­гур­ский ав­то­ном­ный округ, жи­те­ли ко­то­ро­го очень от­ли­ча­ют­ся от ки­тай­цев осо­бен­но­стя­ми куль­ту­ры и языка и же­ла­ют от­де­лить­ся. Как пра­ви­ло, Япо­нию при­во­дят в ка­че­стве при­ме­ра аб­со­лют­но мо­но­эт­ни­че­ско­го го­су­дар­ства и, вме­сте с тем, там есть очень неболь­шая груп­па ко­рен­но­го на­се­ле­ния Япон­ских ост­ро­вов. В дей­стви­тель­но­сти ны­неш­ние япон­цы – народ приш­лый, а из­на­чаль­но на этих ост­ро­вах жила на­род­ность, ко­то­рая на­зы­ва­лась айны. Эти айны были вы­тес­не­ны, сей­час они живут на очень неболь­шой груп­пе малых Япон­ских ост­ро­вов. Айны со­став­ля­ют 1 % на­се­ле­ния Япо­нии, но всё же пы­та­ют­ся до­бить­ся для себя ка­ких-то на­ци­о­наль­ных прав.

Айны 

Рис. 6. Айны (Ис­точ­ник)

 6. Межнациональный вопрос в России

Хо­ро­шо, если эта борь­ба носит ис­клю­чи­тель­но мир­ный ха­рак­тер, но ведь можно при­ве­сти много при­ме­ров войн на ос­но­ве меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов. Вот по­че­му про­бле­ма меж­на­ци­о­наль­но­го диа­ло­га осо­бен­но остра для на­ше­го го­су­дар­ства. Рос­сия – мно­го­на­ци­о­наль­на, в Кон­сти­ту­ции нашей стра­ны за­пи­са­но, что рос­сий­ский народ мно­го­на­ци­о­на­лен.  Пред­ставь­те себе си­ту­а­цию, если пра­ви­тель­ство нач­нёт «иг­рать» на этом на­ци­о­наль­ном поле, го­во­ря, что ка­кой-то народ здесь ис­клю­чи­тель­ный, а дру­гие – вто­ро­сте­пен­ные, мало нуж­ные, ущерб­ные. Тогда наше го­су­дар­ство по­про­сту пе­ре­ста­нет су­ще­ство­вать. Пред­ставь­те, что люди, ко­то­рые на­зы­ва­ют себя на­ци­о­на­ли­ста­ми, то есть го­во­рят, что бо­рют­ся за чи­сто­ту сво­е­го на­ро­да,  нач­нут от­ста­и­вать ис­клю­чи­тель­ность ка­ко­го-ли­бо на­ро­да в рам­ках всей Рос­сии или же опре­де­лён­ной тер­ри­то­рии Рос­сии. Имен­но с этого мо­мен­та, с этого воз­гла­са и пре­кра­тит­ся ис­то­рия на­ше­го го­су­дар­ства. Если мы го­во­рим, что Рос­сия толь­ко для рус­ских, это озна­ча­ет, что мы те­ря­ем ста­тус Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, со­сто­я­щей из огром­но­го ко­ли­че­ства субъ­ек­тов. Ска­зать, что ка­кой-то из субъ­ек­тов нашей фе­де­ра­ции пред­на­зна­чен толь­ко для жизни ти­туль­но­го на­ро­да, озна­ча­ет по­те­рять ста­тус Ве­ли­кой дер­жа­вы. Спе­ку­ля­ции во­про­са­ми меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний все­гда за­кан­чи­ва­ют­ся ка­та­стро­фой. Любые по­пыт­ки вбить клин между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных на­ро­дов – это игра с огнём, ко­то­рая при­ве­дёт к ка­та­стро­фе.

Мы живём в очень бо­га­той и счаст­ли­вой стране. Для того чтобы эта стра­на про­дол­жа­ла оста­вать­ся такой, мы долж­ны быть вни­ма­тель­ны и к себе, и к окру­жа­ю­щим. Толь­ко таким об­ра­зом мы смо­жем при­умно­жить то бо­гат­ство, ко­то­рое нам до­ста­лось от наших пред­ков.

источник коспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema/natsii-i-mezhnatsionalnye-otnosheniya

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=wgZbm6-u14s

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=msjBNKozi4g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GGCHuDeFLyo

источник видео 0 http://www.youtube.com/watch?v=E9_B9ONR8rc

источник презентации  - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/4258-nacii-i-mezhnacionalnye-otnosheniya.html

Файлы