8 класс. Обществознание. Значение науки

8 класс. Обществознание. Значение науки

Комментарии преподавателя

 1. Понятие о науке

На­чать нашу се­го­дняш­нюю тему хо­те­лось бы с рас­смот­ре­ния по­ня­тия наука. Мы уже ранее рас­смат­ри­ва­ли сферы че­ло­ве­че­ской жизни, сферы че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, зна­ния. Как вы пом­ни­те, наука – это часть ду­хов­ной сферы.

Стро­го го­во­ря, наука – это осо­бая си­сте­ма зна­ний. Осо­бой она яв­ля­ет­ся по­то­му, что, по­ми­мо этой си­сте­мы зна­ний, вы по­лу­ча­е­те ка­кой-то лич­ный опыт, узна­ё­те что-то об окру­жа­ю­щем мире по­сред­ством ор­га­нов чувств и эти зна­ния, со­от­вет­ствен­но, оста­ют­ся в вашей па­мя­ти. Также есть здра­вый смысл, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы что-то осмыс­ли­ва­е­те, даёте тем или иным фак­там и яв­ле­ни­ям ло­ги­че­скую оцен­ку. На­уч­ное зна­ние от­ли­ча­ет­ся от опыта тем, что оно опе­ри­ру­ет ис­клю­чи­тель­но на­уч­ны­ми фак­та­ми, то есть теми объ­ек­та­ми, ко­то­рые очень чётко со­бра­ны во­еди­но, осмыс­ле­ны со всех сто­рон (при­чём осмыс­ле­ны аб­стра­ги­ро­ван­но, отой­дя от ка­ких-ли­бо воз­мож­ных вли­я­ний извне). Толь­ко тогда, когда это осмыс­лен­ное зна­ние струк­ту­ри­ро­ва­но, оно пре­кра­ща­ет­ся в на­уч­ный факт.

Ис­хо­дя из вы­ше­ска­зан­но­го, на­уч­ное зна­ние – это си­сте­ма. При­ня­то вы­де­лять несколь­ко эле­мен­тов со­вре­мен­но­го на­уч­но­го зна­ния:

а) есте­ство­зна­ние (уче­ние о при­ро­де);

б) тех­нозна­ние (уче­ние о тех­ни­ке);

в) об­ще­ст­во­зна­ние (уче­ние о со­ци­у­ме);

г) че­ло­ве­ко­ве­де­ние (уче­ние о че­ло­ве­ке).

Неко­гда ос­нов­ной на­у­кой и, по сути, един­ствен­ной на­у­кой была фи­ло­со­фия, по­это­му она так и на­зы­ва­лась «фи­ло­со­фия», то есть лю­бовь к муд­ро­сти. Потом науки стали пре­умно­жать­ся, они вы­хо­ди­ли из со­ста­ва фи­ло­со­фии, ста­но­ви­лись от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ны­ми. Тем не менее, все науки свя­за­ны между собой и сей­час, хотя это де­ле­ние про­дол­жа­ет­ся, оно не спо­соб­ству­ет разъ­еди­не­нию на­уч­но­го зна­ния. На­о­бо­рот, мы узна­ём что-то новое и более глу­бо­ко изу­ча­ем ка­кую-то от­дель­ную часть на­уч­но­го зна­ния, необ­хо­ди­мую нам в бу­ду­щем, но меж­от­рас­ле­вое зна­ние толь­ко лишь куль­ти­ви­ру­ет­ся и уве­ли­чи­ва­ет­ся. До­пу­стим, в со­став ме­ди­ци­ны вхо­дит более 300 дроб­ных наук. Од­на­ко ме­ди­ци­на сей­час невоз­мож­на без тех­ни­ки, ма­те­ма­ти­ки, а, ска­жем, пси­хо­ло­гия невоз­мож­на без дру­гих гу­ма­ни­тар­ных наук. Ма­те­ма­ти­ка – ца­ри­ца всех наук – невоз­мож­на без фи­ло­со­фии и т. д. Этот про­цесс неоста­но­вим.

 2. Процессы дробления науки

Со­вре­мен­ная наука очень раз­рос­лась. В дей­стви­тель­но­сти наука со­сто­ит не со­всем из со­во­куп­но­сти на­уч­ных фак­тов. По­ми­мо соб­ствен­но фак­тов, науку ин­те­ре­су­ют на­уч­ные тео­рии, ко­то­рых ве­ли­кое мно­же­ство и ко­то­рые яв­ля­ют­ся важ­ной со­став­ной ча­стью науки. Не менее важ­ным яв­ля­ет­ся метод по­зна­ния, то есть спо­соб при­об­ре­те­ния на­уч­но­го зна­ния. Таких спо­со­бов не так уж много. Вы на­вер­ня­ка зна­ко­мы с ними: на­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, ана­лиз, син­тез и т. д. Ме­то­ды до­сти­же­ния на­уч­но­го зна­ния очень важны, по­то­му что от того, как мы по­лу­ча­ем зна­ние, за­ви­сит то, ка­ко­во будет это зна­ние.

В ка­че­стве глав­ных функ­ций науки в жизни об­ще­ства от­ме­тим:

по­зна­ва­тель­ная функ­ция за­да­на самой сутью науки, глав­ное на­зна­че­ние ко­то­рой – по­зна­ние при­ро­ды, об­ще­ства и че­ло­ве­ка, ра­ци­о­наль­но-тео­ре­ти­че­ское по­сти­же­ние мира, от­кры­тие его за­ко­нов и за­ко­но­мер­но­стей, объ­яс­не­ние самых раз­лич­ных яв­ле­ний и про­цес­сов, осу­ществ­ле­ние про­гно­сти­че­ской де­я­тель­но­сти, то есть про­из­вод­ство но­во­го на­уч­но­го зна­ния;

ми­ро­воз­зрен­че­ская функ­ция, без­услов­но, тесно свя­за­на с пер­вой, глав­ная цель – раз­ра­бот­ка на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния и на­уч­ной кар­ти­ны мира, ис­сле­до­ва­ние ра­ци­о­на­ли­сти­че­ских ас­пек­тов от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к миру, обос­но­ва­ние на­уч­но­го ми­ро­по­ни­ма­ния;

про­из­вод­ствен­ная, тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ская функ­ция при­зва­на для внед­ре­ния в про­из­вод­ство ин­но­ва­ций, новых тех­но­ло­гий, форм ор­га­ни­за­ции и др. Ис­сле­до­ва­те­ли го­во­рят и пишут о пре­вра­ще­нии науки в непо­сред­ствен­ную про­из­во­ди­тель­ную силу об­ще­ства, о науке как осо­бом «цехе» про­из­вод­ства, от­не­се­нии уче­ных к про­из­во­ди­тель­ным ра­бот­ни­кам;

куль­тур­ная, об­ра­зо­ва­тель­ная функ­ция за­клю­ча­ет­ся глав­ным об­ра­зом в том, что наука яв­ля­ет­ся фе­но­ме­ном куль­ту­ры, за­мет­ным фак­то­ром куль­тур­но­го раз­ви­тия людей и об­ра­зо­ва­ния. Её до­сти­же­ния, идеи и ре­ко­мен­да­ции за­мет­но воз­дей­ству­ют на весь учеб­но-вос­пи­та­тель­ный про­цесс, на со­дер­жа­ние про­грамм пла­нов, учеб­ни­ков, на тех­но­ло­гию, формы и ме­то­ды обу­че­ния. Без­услов­но, ве­ду­щая роль здесь при­над­ле­жит пе­да­го­ги­че­ской науке. Дан­ная функ­ция науки осу­ществ­ля­ет­ся через куль­тур­ную де­я­тель­ность и по­ли­ти­ку, си­сте­му об­ра­зо­ва­ния и средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность уче­ных и др.

 3. Специфический язык науки

Есть ещё один важ­ный эле­мент, ко­то­рый объ­еди­ня­ет, по сути, все науки. Это ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­фи­че­ско­го языка науки, с по­мо­щью ко­то­ро­го наука об­ща­ет­ся с дру­ги­ми дис­ци­пли­на­ми и нами как по­тре­би­те­ля­ми на­уч­но­го зна­ния. До­пу­стим, вы рас­смат­ри­ва­е­те ка­кую-то ал­геб­ра­и­че­скую за­да­чу. Вы учи­лись в рос­сий­ской школе, но эта за­да­ча будет вполне по­нят­на и япон­ско­му уче­ни­ку, так как ал­геб­ра­и­че­ские фор­му­лы общие для всех. То же самое будет ка­сать­ся и гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния с той толь­ко раз­ни­цей, что су­ще­ству­ет необ­хо­ди­мость вы­учить ино­стран­ный язык. Но сама по­да­ча ма­те­ри­а­ла будет общей, по­то­му что если мы шиф­ру­ем ка­ки­ми-то спе­ци­фи­че­ски­ми зна­ка­ми общее по­ня­тие, в таком слу­чае оно ста­но­вит­ся об­ще­че­ло­ве­че­ской цен­но­стью.

 4. Международность науки

Общий язык науки необ­хо­дим ещё и по­то­му, что со­вре­мен­ная наука уже давно вышла за рамки тес­ной на­ци­о­наль­ной науки и стала меж­ду­на­род­ной. Учё­ные всего мира об­ща­ют­ся между собой, со­зда­ют сов­мест­ные ла­бо­ра­то­рии, сов­мест­ные ис­сле­до­ва­тель­ские цен­тры. Тому можно при­ве­сти мно­же­ство при­ме­ров, до­пу­стим, зна­ме­ни­тый и за­га­доч­ный ад­рон­ный кол­лай­дер, ко­то­рый стро­ит­ся в Же­не­ве. Это огром­ный меж­ду­на­род­ный про­ект, в нём при­ни­ма­ют уча­стие в том числе и рос­сий­ские учё­ные. Фи­зи­ки всего мира сле­дят за тем, как будет раз­ви­вать­ся на­уч­ная де­я­тель­ность этого экс­пе­ри­мен­таль­но­го ком­плек­са. То же самое можно ска­зать об аст­ро­но­ми­че­ских об­сер­ва­то­ри­ях, ко­то­рые свя­за­ны между собой и в слу­чае воз­ник­но­ве­ния того или иного за­га­доч­но­го яв­ле­ния, тут же это со­об­ще­ние про­хо­дит по всем аст­ро­но­ми­че­ским ла­бо­ра­то­ри­ям по всему миру. При­мер­но так же дей­ству­ют и сей­смо­ло­ги. Учё­ные дру­гих спе­ци­аль­но­стей участ­ву­ют в сим­по­зи­у­мах, сов­мест­ных фо­ру­мах, на ко­то­рых они об­ме­ни­ва­ют­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми.

Адронный коллайдер

Рис. 1. Ад­рон­ный кол­лай­дер (Ис­точ­ник)

 5. Нравственность и этика в науке, значение науки

Вы долж­ны по­ни­мать, что наука – это не ка­кая-то от­дель­ная сфера жизни че­ло­ве­ка, это, по сути, её неотъ­ем­ле­мая часть. Да, ею за­ни­ма­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но люди увле­чён­ные, име­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щие спо­соб­но­сти, люди, об­ла­да­ю­щие тру­до­лю­би­ем и усер­ди­ем в дан­ной об­ла­сти. Но это не озна­ча­ет, что эти люди ото­рва­ны от нас. Науки ка­са­ют­ся все те же про­бле­мы, ко­то­рые ка­са­ют­ся и обыч­ных людей. Про­бле­мы нрав­ствен­но­сти и этики также очень важны в на­уч­ном зна­нии. Для нас очень важно то, что при­не­сут те зна­ния, ко­то­рые мы до­бы­ли, к чему при­ве­дут те экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые про­во­дят учё­ные. Можно пред­ста­вить себе воз­мож­ные по­след­ствия ка­ких-ли­бо экс­пе­ри­мен­тов в об­ла­сти био­хи­мии или атом­ной энер­ге­ти­ки, если учё­ные под­хо­ди­ли бы к этим во­про­сам, не думая о нрав­ствен­но­сти, этике и мо­ра­ли.

Ко­неч­но, по­след­ствия таких экс­пе­ри­мен­тов могли бы быть крайне пла­чев­ны­ми. Мы по-преж­не­му ещё очень мало знаем о нас самих и о нашем мире. Но мы точно знаем, что этот мир хру­пок, и его в любой мо­мент можно очень се­рьёз­но на­ру­шить. Тем не менее, со­вре­мен­ное об­ще­ство ста­вит перед на­у­кой очень кон­крет­ные при­клад­ные за­да­чи, и учё­ный мир на это от­кли­ка­ет­ся. Без­услов­но, че­ло­ве­ку нужно улуч­шать свою жизнь, нужно улуч­шать ка­че­ство жизни. Необ­хо­ди­мо ре­шать те про­бле­мы, ко­то­рые вста­ют перед нашим об­ще­ством, перед че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ци­ей. Этим нуж­дам и слу­жит наука.

В конце 20 века наука пре­вра­ти­лась в спе­ци­фи­че­ско­го «об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля», она вы­сту­па­ет как флаг­ман об­ще­ствен­ной мысли. И это пра­виль­но, ведь самые умные и об­ра­зо­ван­ные люди на Земле долж­ны под­ска­зы­вать, куда раз­ви­вать­ся на­ше­му об­ще­ству. Это было бы со­вер­шен­но есте­ствен­ным и ло­гич­ным. Так или иначе, мы уви­де­ли, что наука – это ла­ко­нич­ная и важ­ная часть на­ше­го об­ще­ства.

 Наука – важная часть нашего общества

Рис. 2. Наука – важ­ная часть на­ше­го об­ще­ства (Ис­точ­ник)

 6. Вставка 1. Нобелевская премия

Со­вре­мен­ная наука дей­стви­тель­но стала меж­ду­на­род­ной. Об этом го­во­рит даже такой факт, как при­суж­де­ние меж­ду­на­род­ных пре­мий. Речь идёт о том, как за­слу­ги учё­ных в ка­кой-то стране были при­зна­ны всем че­ло­ве­че­ством. Самой из­вест­ной из дан­ных пре­мий яв­ля­ет­ся Но­бе­лев­ская.

Аль­фред Но­бель – вы­хо­дец из Шве­ции из до­ста­точ­но ро­до­ви­той, из­вест­ной швед­ской семьи пред­при­ни­ма­те­лей, но очень дол­гое время он жил в Рос­сии (с 1842 года). Здесь у семьи Но­бе­лей были свои за­во­ды, ра­бо­тав­шие на рос­сий­скую обо­ро­ну. Это была очень бо­га­тая семья, ко­то­рая была при­част­на к раз­ным видам де­я­тель­но­сти, в том числе вела неф­тя­ной биз­нес, а сам Аль­фред был та­лант­ли­вым хи­ми­ком. В ко­неч­ном итоге по на­сто­я­нию пи­тер­ской про­фес­су­ры он уехал из Рос­сии, для того чтобы по­вы­сить своё об­ра­зо­ва­ние, в Гер­ма­нию, Ан­глию и США.

 

Альфред Нобель

Рис. 3. Аль­фред Но­бель (Ис­точ­ник)

Но­бель изоб­рёл ди­на­мит, ос­нов­ное своё со­сто­я­ние сде­лал на взрыв­чат­ке, но за­ве­щал его всему че­ло­ве­че­ству. Тот фонд, ко­то­рый сей­час со­став­ля­ет Но­бе­лев­ский ко­ми­тет, это те день­ги, ко­то­рые Но­бель за­ве­щал бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям. Каж­дый год про­во­дит­ся вру­че­ние этой пре­мии, при этом на 5 язы­ках за­чи­ты­ва­ет­ся имя того, кто стал ла­у­ре­а­том, в том числе и на рус­ском. На самом деле Но­бе­лев­ская пре­мия очень и очень тесно свя­за­на с Рос­си­ей.

 7. Вставка 2. Ответственность учёного

Если мы го­во­рим о нрав­ствен­но­сти и этике в науке, то луч­шей ил­лю­стра­ции, чем жизнь и де­я­тель­ность вы­да­ю­ще­го­ся со­вет­ско­го ака­де­ми­ка Ан­дрея Дмит­ри­е­ви­ча Са­ха­ро­ва, найти невоз­мож­но. Ещё в 50-е годы Са­ха­ров вме­сте с дру­ги­ми учё­ны­ми, фи­зи­ка­ми-ядер­щи­ка­ми, по сути, раз­ра­бо­та­ли во­до­род­ную бомбу. Это не было в чи­стом виде бом­бой, это было устрой­ство, ко­то­рое вы­зы­ва­ло ре­ак­цию во­до­род­но­го взры­ва, но в даль­ней­шем было из­го­тов­ле­но и со­от­вет­ству­ю­щее ору­жие, ко­то­рое можно было бы при­ме­нить (Со­вет­ский Союз ис­пы­тал такую во­до­род­ную бомбу на о. Новая Земля, это было самое круп­ное ру­ко­твор­ное по­тря­се­ние в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства).

А. Д. Сахаров

Рис. 4. А. Д. Са­ха­ров (Ис­точ­ник)

Од­на­ко всю свою по­сле­ду­ю­щую жизнь Са­ха­ров свя­зал с тем, чтобы за­пре­тить ядер­ное ору­жие. Ка­за­лось бы, это аб­сурд­но, ведь Ан­дрей Дмит­ри­е­вич сам и раз­ра­бо­тал это ору­жие. Но ведь он делал тер­мо­ядер­ное ору­жие, по­то­му что это было необ­хо­ди­мо его стране, ведь аме­ри­кан­цы при­ме­ня­ли ядер­ное ору­жие, а СССР не могло от­стать в дан­ном во­про­се. В конце кон­цов, не было ни­ка­ких га­ран­тий, что аме­ри­кан­цы не при­ме­нят ядер­ное ору­жие про­тив Со­вет­ско­го Союза. И Са­ха­ров со­зда­вал имен­но про­ти­во­вес их во­ен­ной мощи. Но, по­ни­мая то, что это может при­ве­сти к ги­бе­ли всего че­ло­ве­че­ства, Са­ха­ров пы­тал­ся всеми воз­мож­ны­ми си­ла­ми до­бить­ся того, чтобы люди сами за­пре­ти­ли ис­пы­та­ние та­ко­го ору­жия и, тем более, его при­ме­не­ние. По­жа­луй, это наи­выс­ший уро­вень нрав­ствен­но­сти учё­но­го.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/znachenie-nauki

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=VXH177YtLGE

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6453-nauka-v-sovremennom-obschestve.html

http://www.youtube.com/watch?v=CE6c2aBRQSI

Файлы