8 класс. Обществознание. Общество как форма жизнедеятельности людей

8 класс. Обществознание. Общество как форма жизнедеятельности людей

Комментарии преподавателя

Для на­ча­ла нужно по­нять, что имен­но мы на­зы­ва­ем об­ще­ством. На самом деле, этим по­ня­ти­ем мы на­зы­ва­ем самые раз­ные объ­еди­не­ния людей. Об­ще­ством можно на­звать даже самую неболь­шую груп­пу людей, со­брав­шу­ю­ся по ка­ким-ли­бо ин­те­ре­сам, это может быть некое по­ли­ти­че­ское объ­еди­не­ние или же лю­би­те­ли опре­де­лен­но­го вида спор­та. В то же время об­ще­ство может пред­став­лять собой вполне кон­крет­ную ор­га­ни­за­цию, на­при­мер, об­ще­ство Крас­но­го Кре­ста.

При­ме­ров можно при­ве­сти массу. Если же рас­смат­ри­вать по­ня­тие об­ще­ства в более ши­ро­ком смыс­ле, то вы­яс­нит­ся, что об­ще­ство – это вы­де­лив­ша­я­ся из при­ро­ды часть. Все люди яв­ля­ют­ся ча­стью об­ще­ства. Более того, все люди, ко­гда-ли­бо жив­шие на земле, тоже жили некой об­ще­ствен­ной жиз­нью, а зна­чит, были ча­стью об­ще­ства.

В древ­но­сти счи­та­лось, что об­ще­ство – это со­во­куп­ность че­ло­ве­че­ских ин­ди­ви­ду­у­мов, объ­еди­нен­ных по неко­му прин­ци­пу. В целом эта идея верна, но в ней есть неболь­шая про­бле­ма: людей, жи­ву­щих в об­ще­стве, все­гда что-то объ­еди­ня­ет. Струк­ту­ра об­ще­ства все­гда очень слож­на. Раз­лич­ных свя­зей, воз­ни­ка­ю­щих между лю­дь­ми, огром­ное мно­же­ство. Ра­зу­ме­ет­ся, что люди, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии, имеют боль­ше таких свя­зей, по­это­му го­во­рят, что тер­ри­то­ри­аль­ные объ­еди­не­ния по­сте­пен­но скла­ды­ва­лись в го­су­дар­ствен­ные или на­ци­о­наль­но-эт­ни­че­ские объ­еди­не­ния.

Пред­ста­ви­те­ли рус­ско­го эт­но­са (nyta.biz)

Вза­и­мо­свя­зи между лю­дь­ми внут­ри об­ще­ства на­зы­ва­ют­ся об­ще­ствен­ны­ми свя­зя­ми. Можно ли струк­ту­ри­ро­вать об­ще­ство, то есть вы­де­лить в нем некие со­став­ные части? Если бы нам это уда­лось, изу­чать об­ще­ство было бы го­раз­до проще. И такое под­раз­де­ле­ние воз­мож­но. В науке при­ня­то под­раз­де­лять об­ще­ство на сферы, на­прав­ле­ния его жиз­не­де­я­тель­но­сти. Обыч­но таких сфер вы­де­ля­ют 4. Рас­смот­рим их по оче­ре­ди.

Это очень важ­ная сфера, и не зря мы рас­смат­ри­ва­ем ее пер­вой. Эко­но­ми­ка яв­ля­ет­ся сво­е­го рода кро­ве­нос­ной си­сте­мой об­ще­ства, ос­но­вой его жиз­не­де­я­тель­но­сти. Все, что мы про­из­во­дим, по­ку­па­ем и об­ме­ни­ва­ем, яв­ля­ет­ся пред­ме­том эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Таким об­ра­зом, эко­но­ми­че­ская сфера – это все, что поз­во­ля­ет на­ше­му об­ще­ству раз­ви­вать­ся с ма­те­ри­аль­ной точки зре­ния.

По­ли­ти­ка – это очень важ­ный эле­мент че­ло­ве­че­ской жизни, по­то­му что это сфера управ­ле­ния че­ло­ве­че­ским об­ще­ством. Она за­хва­ты­ва­ет про­бле­му го­су­дар­ства, по­ли­ти­че­ских пар­тий, объ­еди­не­ний, групп и т. д. Сюда от­но­сит­ся все, что свя­за­но с тем, как управ­лять че­ло­ве­ком и куда дви­гать­ся че­ло­ве­че­ству в целом.

Го­су­дар­ствен­ная сим­во­ли­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (volgograd-sp.ru)

Со­ци­аль­ная сфера рас­смат­ри­ва­ет про­бле­мы де­ле­ния об­ще­ства на те или иные клас­сы, со­ци­у­мы, слои и т. д. В на­сто­я­щее время че­ло­ве­че­ство дви­жет­ся к тому, чтобы из­ба­вить­ся от раз­но­об­раз­ных де­ле­ний, но пол­ное от­сут­ствие ка­ко­го-ли­бо со­ци­аль­но­го де­ле­ния на прак­ти­ке недо­сти­жи­мо. Это ста­но­вит­ся оче­вид­ным, если рас­смот­реть про­стей­ший при­мер: де­ле­ние об­ще­ства на лю­би­те­лей фут­бо­ла и бас­кет­бо­ла. До опре­де­лен­ной сте­пе­ни нечто по­доб­ное будет все­гда. К со­жа­ле­нию, про­бле­ма меж­ра­со­вых от­но­ше­ний также все­гда будет ак­ту­аль­на, в том числе в нашей стране, на тер­ри­то­рии ко­то­рой про­жи­ва­ет огром­ное ко­ли­че­ство наций и эт­но­сов.

К ду­хов­ной сфере от­но­сит­ся все то, что свя­за­но с на­у­кой, ис­кус­ством, ре­ли­ги­ей. Это тоже важ­ный эле­мент об­ще­ствен­ной жизни, по­то­му что, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не хле­бом еди­ным жив че­ло­век. Лю­бо­му че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо не толь­ко вос­ста­нав­ли­вать фи­зи­че­ские силы с по­мо­щью еды, но и по­лу­чать опре­де­лен­ную ду­хов­ную пищу. Воз­мож­но, это зву­чит слиш­ком аб­стракт­но, но по­ду­май­те, мо­же­те ли вы обой­тись без му­зы­ки, книг, ху­до­же­ствен­ных филь­мов? Ваш ответ – нет. Все эти виды ис­кус­ства иг­ра­ют нема­ло­важ­ную роль в жизни каж­до­го из нас.

 

Ко­неч­но же, эти 4 сферы не раз­ви­ва­ют­ся от­дель­но друг от друга, они тесно пе­ре­пле­та­ют­ся, по­сколь­ку пред­став­ля­ют собой си­сте­му вза­и­мо­свя­зей. Каж­дый из нас за­тра­ги­ва­ет каж­дую из сфер об­ще­ствен­ной жизни, по­это­му для того, чтобы наше об­ще­ство раз­ви­ва­лось долж­ным об­ра­зом, необ­хо­ди­мы кон­крет­ные ме­то­ды уре­гу­ли­ро­ва­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний внут­ри об­ще­ства. Для этих целей су­ще­ству­ют со­ци­аль­ные нормы. Мо­раль, нрав­ствен­ность, эта­ло­ны по­ве­де­ния не яв­ля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми в си­сте­ме об­ще­ства.

Когда в класс вхо­дит учи­тель, уче­ни­ки вста­ют, чтобы по­при­вет­ство­вать его. Не су­ще­ству­ет та­ко­го за­ко­на, по ко­то­ро­му вас бы при­влек­ли к суду за то, что вы не вста­ли при виде учи­те­ля в клас­се. И, тем не менее, мы де­ла­ем так, как де­ла­ем. При­чи­на этого за­клю­ча­ет­ся в том, что мо­раль, этика, нрав­ствен­ность ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния в об­ще­стве между лю­дь­ми. Ино­гда они со­зда­ют сте­рео­тип доз­во­ле­ний и за­пре­тов. Рас­смот­рим этот во­прос по­дроб­нее.

Об­ще­ство про­шло дли­тель­ный путь сво­е­го ста­нов­ле­ния и пре­тер­пе­ло мно­же­ство пре­об­ра­зо­ва­ний. Ран­ние об­ще­ства имели в своей ос­но­ве аг­рар­ную ци­ви­ли­за­цию, и их глав­ным ис­точ­ни­ком бо­гат­ства яв­лял­ся хлеб, т. е. про­дук­ты пи­та­ния. По­это­му мы го­во­рим, что пер­вые об­ще­ства были аг­рар­ны­ми, а, сле­до­ва­тель­но, пер­вый пе­ри­од раз­ви­тия об­ще­ства был аг­рар­ным.

Сле­ду­ю­щий этап об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия – это ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство. Неко­то­рые стра­ны до сих пор на­хо­дят­ся на этом этапе раз­ви­тия об­ще­ства, по­сколь­ку пе­ре­ход – это очень слож­ный про­цесс, и раз­ви­тие че­ло­ве­че­ских об­ществ на земле про­ис­хо­дит нерав­но­мер­но. Ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство, при­шед­шее на смену аг­рар­ной ци­ви­ли­за­ции, ха­рак­те­ри­зо­ва­лось со­вер­шен­но иными прин­ци­па­ми, это было ма­шин­ное, мас­со­вое про­из­вод­ство. Это при­выч­но нам, по­сколь­ку мы видим это во­круг себя.

 

Бе­тон­ный завод (specserver.com)

Пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство ба­зи­ро­ва­лось на раз­ра­бот­ке сферы об­слу­жи­ва­ния. Этот пе­ри­од про­длил­ся очень недол­го.

По­след­ний на дан­ный мо­мент этап раз­ви­тия об­ще­ства – ин­фор­ма­ци­он­ный. Его ос­но­ва – в ком­пью­те­ре, в том, что с се­ре­ди­ны 20-го века мы очень ак­тив­но ис­поль­зу­ем раз­лич­ные ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. В наше время жизнь без ин­тер­не­та, без раз­лич­ных элек­трон­ных устройств про­сто невоз­мож­на. Вся наша жизнь про­пи­та­на ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, они ре­гу­ли­ру­ют дви­же­ние об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, гру­зо­по­то­ки и т. д. Со­вре­мен­ный че­ло­век не может обой­тись без ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, и это очень силь­но по­вли­я­ло на нашу жизнь и наше со­зна­ние.

 

Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии (flagvruki.com)

Тип об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, уро­вень раз­ви­то­сти ци­ви­ли­за­ции, этап об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся фак­то­ра­ми, ко­то­рые силь­но по­вли­я­ли на по­все­днев­ную жизнь людей, на их мен­таль­ность, на по­ли­ти­че­скую и со­ци­аль­ную струк­ту­ру об­ще­ства.

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/obschestvo-kak-forma-zhiznedeyatelnosti-lyudey

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rYKgPwkba-U

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео - https://vimeo.com/113368729

Файлы