3 класс. Русский язык. Сложные слова и их правописание. Соединительные гласные О, Е в сложных словах

3 класс. Русский язык. Сложные слова и их правописание. Соединительные гласные О, Е в сложных словах

Комментарии преподавателя

§1. Сложные слова

На этом уроке мы познакомимся со сложными словами и поучимся правильно писать в таких словах соединительные гласные.

Отгадайте загадки:

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. (Водопад)

 

 

 

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – над лугами

Отливает серебром. (Самолёт)

Обратите внимание на строение слов водопад и самолет. В каждом из них спряталось по два слова.

ВОДОПАД – вода падает

САМОЛЕТ – сам летает

 
 


Заметим, что слова состоят из двух корней.

В русском языке много таких слов:

Слова, у которых два корня, называются сложными.

§2. Соединительные гласные в сложных словах

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

водолаз – лазит в воду

самовар - сам варит

вездеход - ходит везде

камнепад - падают камни


В словах водолаз и самовар первый корень оканчивается на твердый согласный [д] и [м], и корни соединяет гласная О.

В словах вездеход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный [д,] и [н,], и корни соединяет гласная Е.

Буквы, которые соединяют два корня в сложных словах, называют соединительными.

Соединительные гласные безударные, поэтому являются орфограммой.

Буква Е также пишется и после непарных твердых согласных: Ж, Ш, Ц
например: птицелов, лежебока, мышеловка.

Рассмотрим, как нужно действовать, чтобы не ошибиться в правописании соединительной буквы в сложных словах.

1. Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3. Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый, то надо писать соединительную гласную о, если на мягкий – соединительную гласную е.

4. Пишу слово.

5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.

 
 

 

 

 

§3. Давайте потренируемся!

Пользуясь инструкцией, определим, какую букву надо писать на месте пропуска в следующих словах.

Лунход - родственные слова: ходит, луна. Это сложное слово.

Корни - лун и ходсоединительная гласная - О, т.к. первый корень оканчивается на твердый согласный [н]

Древнрусский – родственные слова: древний, Русь. Это сложное слово.

Корни - древн и русссоединительная гласная - Е, т.к. первый корень оканчивается на мягкий согласный [н,]

Снегпад – родственные слова: снег, падает. Сложное слово.

Корни - снег и пад, соединительная гласная - О, т.к. первый корень оканчивается на твердый согласный [г]

Птицферма - ферма, птица. Сложное слово.


Корни - птиц и ферм, соединительная гласная - Е, т.к. первый корень оканчивается на непарный согласный [ц]

Образуем сложные слова.

Как назвать человека, который выращивает овощи? Овощевод

Как назвать человека, который ловит рыбу? Рыболов

Приспособление для измельчения мяса? Мясорубка

Стремительно падающая вода? Водопад

§4. Краткие итоги урока

Подведем итог урока.

Слова, у которых два корня, называются сложными. В сложных словах пишется соединительная гласная О, если первый корень оканчивается на твердый согласный, или соединительная гласная Е, если первый корень оканчивается на мягкий согласный и на согласные Ж, Ш, Ц.

 

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Slozhnye-slova-i-ikh-pravopisanie

https://www.youtube.com/watch?v=w1F-ghC9pKs

Файлы