3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

Комментарии преподавателя

§1. Правописание парных согласных на конце слова

В этом уроке поговорим о правописании парных согласных в корне слова.

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

Вспомним, что в русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Звуки б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с образуют пары звуков, из которых один – звонкий, другой – глухой.

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

Парные согласные:

звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

Понаблюдаем, что происходит с парными согласными в середине и в конце слова:

Данные пары записанных слов являются однокоренными словами. Выделенные буквы находятся в корне.

Какой же звук обозначает каждая выделенная буква?

Снег, друг, луг – слышим звук [к], а пишем букву г.

Согласный звук в конце слова оглушается.

 

 

Чтобы проверить правильность написания парного согласного в конце слова, после согласного ставим гласный звук:

 

А теперь произнесём и послушаем, что происходит с согласным звуком в середине слова.

Снежки, подружка, лужки – в этих словах слышим звук [ш], а пишем букву ж.

Сказка – слышим звук [с], а пишем букву з.

Согласный звук в середине слова также оглушается.

Почему это происходит? Сравним по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

Снежки, подружка, лужки, сказка.

Если парные согласные находятся перед другим глухим согласным, в данном случае перед [к], то происходит их оглушение.

В слове  просьба слышим звук [з], а пишем букву с. Произошла замена глухого согласного [с] на звонкий звук, потому что он находится перед звонким [б].

Можно сделать вывод:

Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.

Значит, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

§2. Правописание парных согласных в середине слова

Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Давайте попробуем:

снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

Если парная согласная в середине слова стоит перед гласной, то её произношение совпадает с написанием. 

 

 

Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так:

 

Существуют разные способы подбора проверочных слов.

Во-первых, можно изменить само слово, если мысленно подставить перед ним слово «нет».

Во-вторых, к данному слову можно подобрать однокоренное.

В-третьих, можно изменить слова так, чтобы после парного согласного шёл звонкий согласный звук [н].

Отсюда можно сделать вывод:

чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н]

А теперь разберем, как следует пользоваться правилом:

  1. Произнесем слово и прослушаем, есть ли в слове парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным.
  2. Если таковой имеется, то подберем проверочное слово.
  3. Затем определим, какую букву нужно писать.
  4. Записываем слово и проверяем себя, обозначая орфограмму.

Попробуем привести пример рассуждения. Для этого произнесём слово скользкий.

В середине слове слышим три согласных звука подряд: [л'], [с], [к'], среди которых есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

Затем подбираем проверочное слово: скользит – перед гласным [и] слышим [з'].

Пишем букву з. Наконец записываем все слово и обозначаем орфограмму.

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

  1. Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается.
  2. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.
  3. Следовательно, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять. Это орфограмма.
  4. Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н].

************************************************************************

 Введение:

Чтобы гра­мот­но пи­сать и знать, когда при­ме­нять пра­ви­ла, нужно на­учить­ся за­ме­чать ор­фо­грам­мы и по­ни­мать зна­че­ние слов и их ча­стей. На уроке вы узна­е­те о пра­во­пи­са­нии звон­ких и глу­хих со­глас­ных в корне и о спо­со­бах про­вер­ки слов с пар­ны­ми со­глас­ны­ми.

 Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Неко­то­рые слова мы пишем пра­виль­но без пра­ви­ла, по­то­му что в этих сло­вах каж­до­му звуку со­от­вет­ству­ет од­на-един­ствен­ная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непар­ные звон­кие [р, л, м, н] и непар­ный глу­хой со­глас­ный звук [х]. Этим зву­кам при пись­ме можно до­ве­рять. На их месте нет вы­бо­ра букв, а зна­чит, нет ор­фо­грамм.

А можно ли до­ве­рять пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным?

Обо­зна­чим звуки, ко­то­рые слы­шим в ука­зан­ных ме­стах.

1. Повар го­то­вил обе [т],

А тут от­клю­чи­ли све [т].

2. При­шли к нам че­ты­ре ко [ш] ки…

От­ло­жи­ли мы в сто­ро­ну ло [ш] ки.   О. Гри­го­рьев

По­смот­ри­те, как пи­шут­ся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Срав­ни­те звуки с бук­ва­ми.

Ино­гда буквы пар­ных со­глас­ных со­от­вет­ству­ют зву­кам, а ино­гда – нет.

Звук [т] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой т или д,

звук [ш] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой ш или ж (см. Рис. 1).

Схема

Рис. 1. Схема

Пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным зву­кам, когда они на конце слов и перед дру­ги­ми пар­ны­ми со­глас­ны­ми, при пись­ме до­ве­рять нель­зя. А нель­зя по­то­му, что на месте од­но­го и того же звука бы­ва­ют раз­ные буквы.

Пра­виль­ную букву для та­ко­го звука нужно вы­би­рать. Это ор­фо­грам­ма.

Пе­ре­чис­лим буквы пар­ных со­глас­ных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

 Как проверить парный согласный?

Объ­яс­ним, по­че­му в одних сло­вах буквы пар­ных со­глас­ных на­пи­са­ны, а в дру­гих вме­сто букв остав­ле­ны «окош­ки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В сло­вах повез, дуб есть ор­фо­грам­ма пар­ных по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ных в конце слов. В сло­вах книж­ка, за­пис­ка эта ор­фо­грам­ма на­хо­дит­ся перед дру­гим пар­ным со­глас­ным. По­это­му на месте ор­фо­грамм остав­ле­ны «окош­ки».

Осталь­ные слова про­ве­роч­ные. Они и по­мо­га­ют узнать нуж­ную букву в корне. Корни в од­но­ко­рен­ных сло­вах пи­шут­ся оди­на­ко­во, по­это­му с их по­мо­щью можем вста­вить буквы.

По­на­блю­да­ем за про­ве­роч­ны­ми сло­ва­ми. Букву пар­но­го со­глас­но­го в про­ве­ря­е­мом слове будем под­чёр­ки­вать одной чер­той, в про­ве­роч­ном слове те буквы, ко­то­рые под­ска­зы­ва­ют ре­ше­ние за­да­чи, двумя чер­та­ми.

Повёз – везут. Ко­рень вёз-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [з] идёт глас­ный [у]. Дуб – дубок. Ко­рень дуб-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [б] идёт глас­ный [о]. Книж­ка – кни­жеч­ка. Ко­рень книж-, после со­глас­но­го звука идёт глас­ный.

За­пис­ка – пи­сать. Ко­рень пис-, после со­глас­но­го звука [с] идёт глас­ный [а]. По­смот­рим на осталь­ные слова.

Увезли – после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [л']. Дубрава – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [р]. Книжный, записная – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [н] (см. Рис. 2).

Образец

Рис. 2. Об­ра­зец

Как про­ве­рить пар­ный со­глас­ный?

Чтобы про­ве­рить пар­ный по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ный, нужно по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное про­ве­роч­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука был глас­ный.

В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

 Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

 Эти су­ще­стви­тель­ные стоят во мно­же­ствен­ном числе.

Есть ли в кор­нях ор­фо­грам­мы пар­ных со­глас­ных?

Нет, так как после пар­но­го со­глас­но­го сле­ду­ет глас­ный.

Из­ме­ним слова, по­ста­вим их в един­ствен­ное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих сло­вах есть ор­фо­грам­ма на конце слов.

Ис­поль­зуя слова пер­во­го стол­би­ка, вста­вим буквы, под­черк­нём ор­фо­грам­му, вы­де­лим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы за­ме­ти­ли, что в кор­нях льв-лев-, лб-лоб- есть бег­лый глас­ный? (см. Рис. 3)

Рис. 3. Об­ра­зец

Итак, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный в имени су­ще­стви­тель­ном, нужно  из­ме­нить слово по чис­лам.

 Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно про­ве­рить слова, ко­то­рые нам встре­ти­лись в на­ча­ле урока.

 Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

 Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно из­ме­нить слова по ко­ман­де во­про­са кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), по­ста­вим во мн. ч. – бу­ке­ты, пишем буквут в корне бу­кет-,

 на го(т, д) – что? год (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Образец

Рис. 4. Об­ра­зец

 Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

... – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

 лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка  

 Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один спо­соб под­бо­ра про­ве­роч­ных слов – это объ­яс­не­ние зна­че­ния слова с по­мо­щью од­но­ко­рен­но­го.

Когда так го­во­рят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

 шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

 Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнать­бук­вы в кор­нях имён су­ще­стви­тель­ных можно так.

1. По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (объ­яс­нить зна­че­ние слова, на­звать пред­мет лас­ко­во).

2. Из­ме­нить про­ве­ря­е­мое слово

1. по чис­лам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по ко­ман­де во­про­са (много) кого? чего?

3. по ко­ман­де во­про­са кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В сти­хо­тво­ре­нии най­ди­те слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми в корне, под­бе­ри­те про­ве­роч­ные слова.

Скри­пит мороз. Сер­дит мороз.

И снег сухой и кол­кий.

И вяз озяб, и дуб за­мёрз,

На­сквозь про­дрог­ли ёлки. Т. Вол­жи­на

мороз – морозный, (буква з в корне мо­роз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лист­вен­ное де­ре­во) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

на­сквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

 Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объ­яс­нить буквы со­глас­ных в гла­го­лах озяб и за­мёрз?

Из­ме­ни­те про­ве­ря­е­мые слова по ко­ман­дам  во­про­сов что сде­лаю? что де­лать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы со­глас­ных в гла­го­лах, из­ме­нив слова по ко­ман­де во­про­са что сде­лаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

 Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как ре­шать за­да­чи в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

По­про­бу­ем по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узна­ли суф­фик­сы -еньк-, -оньк- с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как про­ве­рить слово ги_кий? Ведь «ги­бень­кий» так не го­во­рят.

Надо из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

Спра­воч­ное бюро: гибок, цепок, робок, хру­пок.

Под­бе­рём эти слова к про­ве­ря­е­мым сло­вам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных можно так.

1.    По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

2.    Из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

 Заключение:

Раз­ли­ча­ют­ся слова с про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми со­глас­ны­ми. На­пи­са­ние слов с непро­ве­ря­е­мы­ми со­глас­ны­ми опре­де­ля­ет­ся по сло­ва­рю.

На­при­мер, пишем: вок­зал, фут­бол, ковш.

На уроке вы узна­ли, что, чтобы пра­виль­но вы­брать букву со­глас­но­го звука в корне, нужно по­до­брать про­ве­роч­ное слово. Для этого можно из­ме­нить про­ве­ря­е­мое слово или по­до­брать од­но­ко­рен­ное, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го был глас­ный звук.

В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

 

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Pravopisanie-proveryaemykh-bukv-soglasnykh-v-korne-slova

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnyh-v-korne-sposoby-proverki-slov-s-parnymi-soglasnymi-v-korne?seconds=0&chapter_id=2221

http://www.youtube.com/watch?v=mmhGuYI-K0s

http://www.youtube.com/watch?v=c_zgoq4p1Y0

http://www.youtube.com/watch?v=rJ591NNbaAQ

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-cheredovanie-soglasnih-zvukov-v-korne.html

Файлы