3 класс. Русский язык. Типы предложений по цели высказывания

3 класс. Русский язык. Типы предложений по цели высказывания

Комментарии преподавателя

 Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания

Тема урока: «Типы пред­ло­же­ний по цели вы­ска­зы­ва­ния».

Об­ща­ясь друг с дру­гом, мы го­во­рим или пишем не про­сто так, а за­чем-то, с ка­кой-то целью. Ино­гда мы хотим  со­об­щить о ка­ких-ли­бо фак­тах, со­бы­ти­ях, яв­ле­ни­ях. Так я со­об­щи­ла вам тему урока.

Ино­гда хотим по­лу­чить от со­бе­сед­ни­ка ка­кую-ли­бо ин­фор­ма­цию, спро­сить о чём-то. Я могу за­дать вам во­прос: «Вы при­го­то­ви­лись к уроку?»

А ко­гда-то мы по­буж­да­ем что-то сде­лать: про­сим, пред­ла­га­ем, со­ве­ту­ем, тре­бу­ем. Я могу по­со­ве­то­вать вам: «Будь­те вни­ма­тель­ны­ми».

Вот по­че­му пред­ло­же­ния, ко­то­рые мы стро­им, бы­ва­ют раз­ные по цели вы­ска­зы­ва­ния: по­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ныеили по­бу­ди­тель­ные.

 Объясняем, с какой целью люди вели диалог

Про­чи­та­ем диа­лог, т. е. раз­го­вор двух людей. По­ста­ра­ем­ся объ­яс­нить, зачем, с какой целью го­во­ри­лись эти пред­ло­же­ния.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил за­во­пил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто пе­ре­драз­нил меня кто-то вдали.

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось?

-Я думал, ты да­ле­ко! – сразу успо­ко­ив­шись, от­ве­тил я. –Там в лесу кто-то драз­нит­ся.

-Кто драз­нит­ся?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот по­слу­шай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - ото­зва­лось из лес­ной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скре­биц­ко­му)

Мама за­да­ёт сыну во­про­сы:

-Что ты кри­чишь? Что слу­чи­лось? Кто драз­нит­ся?

 Это во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния.

Маль­чик со­об­ща­ет ей:

- Я думал, ты да­ле­ко!  Там в лесу кто-то драз­нит­ся. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то – это по­вест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния.

Най­дём пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сын про­сит маму, по­буж­да­ет что-то сде­лать.

- Вот по­слу­шай

Это по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние.

 Объ­яс­ню тер­мин «по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние». Бу­дить - по­мо­гать  проснуть­ся (от­сю­да слово бу­диль­ник), а зна­чит, на­чать дей­ство­вать; по­буж­де­ние – под­тал­ки­ва­ние к дей­ствию, по­то­му и на­зва­ли пред­ло­же­ния по­бу­ди­тель­ны­ми.

 Что могут выражать побудительные предложения

По­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния могут вы­ра­жать совет,  прось­бу, пред­ло­же­ние, по­же­ла­ние, тре­бо­ва­ние.

Рас­по­ло­жи­те пред­ло­же­ния в дан­ном по­ряд­ке: 1) совет,  2) прось­ба, 3) пред­ло­же­ние, 4) по­же­ла­ние, 5) тре­бо­ва­ние.

По­зо­ви­те, по­жа­луй­ста, Сашу к те­ле­фо­ну. (Прось­ба)

Не ба­ра­бань паль­ца­ми по столу! (Тре­бо­ва­ние)

Будь­те доб­ры­ми! (По­же­ла­ние)

Да­вай­те иг­рать в прят­ки. (Пред­ло­же­ние)

Вы лучше встань­те утром по­рань­ше. (Совет)

Тре­бо­ва­ние все­гда можно пре­вра­тить в прось­бу, если до­ба­вить одно вол­шеб­ное слово: Не ба­ра­бань паль­ца­ми по столу, по­жа­луй­ста. Не ба­ра­бань, по­жа­луй­ста, паль­ца­ми по столу.  Слово по­жа­луй­ста вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

 Какие бывают предложения по интонации

Вы за­ме­ти­ли, что в конце неко­то­рых пред­ло­же­ний стоит вос­кли­ца­тель­ный знак?

Пред­ло­же­ния бы­ва­ют раз­ны­ми не толь­ко по тому, зачем, с какой целью  мы го­во­рим, но и по тому, как это де­ла­ем: спо­кой­ноили с осо­бым чув­ством. По­вест­во­ва­тель­ные, во­про­си­тель­ные и по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния можно про­из­но­сить с раз­ной ин­то­на­ци­ей.

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­мет­но вы­ра­же­ны чув­ства (ра­дость, вос­торг, страх, удив­ле­ние, огор­че­ние, до­са­да), про­из­но­сят­ся с вос­кли­ца­тель­ной ин­то­на­ци­ей.  Их так и на­зы­ва­ют: вос­кли­ца­тель­ные.

Пред­ло­же­ни­ям, в ко­то­рых чув­ства не вы­ра­жа­ют­ся или не под­чёр­ки­ва­ют­ся, дали на­зва­ние: невос­кли­ца­тель­ные.

В конце вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Хо­ти­те – за­пом­ни­те: де­ле­ние пред­ло­же­ний по ин­то­на­ции можно на­зы­вать и по-дру­го­му: по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке.

 Характеризуем предложения по цели высказывания и по интонации

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния. В чём вы ви­ди­те раз­ли­чие пред­ло­же­ний в каж­дой груп­пе? (Эти пред­ло­же­ния раз­ные  по ин­то­на­ции). Про­чи­та­ем пред­ло­же­ния так, как тре­бу­ют знаки. Опре­де­лим, каким яв­ля­ет­ся каж­дое из пред­ло­же­ний по цели и ин­то­на­ции.

1. Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся.

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся!

2. Что тут у вас про­ис­хо­дит?

Что тут у вас про­ис­хо­дит?!

3. Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга.

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга!

1. По цели эти пред­ло­же­ния по­вест­во­ва­тель­ные, так как со­об­ща­ют о том, что сне­го­вик по­лу­чил­ся хо­ро­ший. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, в нём вы­ра­же­на ра­дость.

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся. (По­веств., невос­кл.)

Хо­ро­ший сне­го­вик по­лу­чил­ся! (По­веств., воскл.)

2. По цели эти пред­ло­же­ния во­про­си­тель­ные, так как за­да­ют во­про­сы. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное, про­из­но­сит­ся с осо­бым чув­ством.

Что тут у вас про­ис­хо­дит? (Во­прос., невос­кл.)

Что тут у вас про­ис­хо­дит?! (Во­прос., воскл.)

3. По цели эти пред­ло­же­ния по­бу­ди­тель­ные, они по­буж­да­ют нас не ссо­рить­ся, не оби­жать друг друга. По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое – вос­кли­ца­тель­ное.

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга. (По­бу­дит., невос­кл.)

Не ссорь­тесь, не оби­жай­те друг друга! (По­бу­дит., воскл.)

 Вопросительные предложения

В во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях мы часто ис­поль­зу­ем спе­ци­аль­ные во­про­си­тель­ные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколь­ко, какой, как, зачем, по­че­му, где, куда, от­ку­да, когда и дру­гие.

Кто живёт в капле реч­ной воды?

По­че­му летом жарко, а зимой хо­лод­но?

Что будет, если ис­чез­нут на­се­ко­мые?

Какой зверь самый хищ­ный на свете?

Где и как рож­да­ет­ся снег?

От­ку­да бе­рёт­ся роса на траве?

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние может быть за­го­лов­ком в тек­сте.

 Определяем, какие предложения подходят к схемам

Ка­ки­ми по цели и ин­то­на­ции могут быть пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ные та­ки­ми схе­ма­ми?

  

Что каж­дый из зна­ков го­во­рит об ин­то­на­ции?

По ин­то­на­ции пер­вое пред­ло­же­ние - невос­кли­ца­тель­ное, а вто­рое и тре­тье – вос­кли­ца­тель­ные.

Что каж­дый из зна­ков го­во­рит о цели?

Во­про­си­тель­ный знак точно под­ска­зы­ва­ет цель пред­ло­же­ния. Тре­тье пред­ло­же­ние – во­про­си­тель­ное.

Каж­дое из двух пер­вых пред­ло­же­ний по цели может быть по­вест­во­ва­тель­ным или по­бу­ди­тель­ным.

Про­чи­та­ем диа­лог и опре­де­лим, какие пред­ло­же­ния под­хо­дят к схе­мам.

 - Какой шум!

 - Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум под­нял?!

 - Да разве я ви­но­ват?! Это ли­стья под ла­па­ми шур­шат. (По Э. Шиму)

 - Какой шум! (2 схема: по­вест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

 - Не бойся меня, заяц. (1 схема:  по­бу­ди­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Я ёжик. (1 схема:  по­вест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

- Что ты такой шум под­нял?! (3 схема: во­про­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

 - Да разве я ви­но­ват?! (3 схема: во­про­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Это ли­стья под ла­па­ми шур­шат. (1 схема:  по­вест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

 Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения

По­тре­ни­руй­тесь. Про­чи­тай­те текст. Най­ди­те во­про­си­тель­ные, по­вест­во­ва­тель­ные, по­бу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Вы зна­е­те, кто я? Я – по­ве­ли­тель птиц. За­хо­чу – и птицы сами при­ле­тят ко мне. Вы спро­си­те, по­че­му? По­то­му что у меня есть вол­шеб­ная по­лоч­ка.

Сде­лай­те и вы себе вол­шеб­ную по­лоч­ку. По­ло­жи­те на неё ку­со­чек сала или кисти ря­би­ны. Каж­дый день будут при­ле­тать к вам птицы. (По Н. Слад­ко­ву)

Во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния: Вы зна­е­те, кто я? Вы спро­си­те, по­че­му?

По­вест­во­ва­тель­ные: Я – по­ве­ли­тель птиц. За­хо­чу – и птицы сами при­ле­тят ко мне. По­то­му что у меня есть вол­шеб­ная по­лоч­ка. Каж­дый день будут при­ле­тать к вам птицы.

По­бу­ди­тель­ные: Сде­лай­те и вы себе вол­шеб­ную по­лоч­ку. По­ло­жи­те на неё ку­со­чек сала или кисти ря­би­ны.

 Заключение

Те­перь вы зна­е­те, что пред­ло­же­ние бы­ва­ет

1) по цели: по­вест­во­ва­тель­ное,во­про­си­тель­ное или по­бу­ди­тель­ное;

2) по ин­то­на­ции: вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное.

По­вест­во­ва­тель­ное – это пред­ло­же­ние, в ко­то­ром мы хотим рас­ска­зать что-то, по­вест­ву­ем о чём-то.

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние за­да­ёт во­прос.

По­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние по­буж­да­ет к дей­ствию.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/predlozhenie/tipy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya?seconds=0&chapter_id=2138

http://www.youtube.com/watch?v=zDrMrohy-C4

http://www.youtube.com/watch?v=HDRmD6CtG6U

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/08/tema-vidy-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya-3-klass

Файлы