2 класс. Русский язык. Правописание суффиксов ЧК и ЧН

2 класс. Русский язык. Правописание суффиксов ЧК и ЧН

Комментарии преподавателя

Ре­че­вая раз­мин­ка

В на­ча­ле урока про­ве­дём ре­че­вую раз­мин­ку:

Ш — все­гда ши­пя­щий звук.

Шар воз­душ­ный сдул­ся вдруг:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

На кам­нях змея шипит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Море Чер­ное шумит:

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш!

Ж — ко­неч­но, звук жуж­жа­щий.

Это жук жуж­жит бле­стя­щий:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

А еще жуж­жит пила:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

И ле­тя­щая пчела:

Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж!

Ч — на­пом­нит этот звук,

Как пус­ка­ет пар утюг:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Как ва­гон­чи­ки спе­шат:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Как жа­ле­ют ма­лы­ша:

Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч!

Щет­кой вещи чищу чисто:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Об­ры­ва­ет ветер ли­стья:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Щ — метем мы мусор щет­кой:

Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ!

Про­из­но­сим звуки четко:

Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – со­глас­ные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – ши­пя­щие. Ши­пя­щие со­глас­ные не имеют пары по твёр­до­сти и мяг­ко­сти. По­это­му звуки Ж и Ш – все­гда твёр­дые, а звуки Ч и Щ – все­гда мяг­кие. Нам уже зна­ко­мы пра­ви­ла: ЖИ-ШИ пиши с бук­вой И, ЧА-ША пиши с бук­вой А, ЧУ-ШУ пиши с бук­вой У. Се­год­ня мы узна­ем об осо­бен­но­сти на­пи­са­ния бук­во­со­че­та­ний ЧК – ЧН – ЩН.

 

Осо­бен­но­сти на­пи­са­ния бук­во­со­че­та­ний ЧК – ЧН – ЩН

В со­че­та­ни­ях ЧК – ЧН – ЩН мяг­кий знак не пи­шет­ся, по­то­му что звуки Ч и Щ все­гда мяг­кие. Их мяг­кость обо­зна­чать не нужно.

Про­чтём сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое по­мо­жет нам за­пом­нить это пра­ви­ло:

Ёлоч­ка и бе­лоч­ка,

Шу­точ­ка, ми­ну­точ­ка.

Сроч­ный, улич­ный, ноч­ной,

Точ­ный, шу­точ­ный, реч­ной.

Знаем мы на­вер­ня­ка,

Где ЧН, а где ЧК.

Мяг­кий знак не пи­шет­ся,

Даже если слы­шит­ся!

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

Рас­смот­рим кар­тин­ки и на­зо­вём пред­ме­ты. За­пи­шем слова с со­че­та­ни­ем ЧК.

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Рис. 4. (Ис­точ­ник)

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

Рис. 6. (Ис­точ­ник)

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: тучка, си­нич­ка, свеч­ка, речка, спич­ка, печка.

На­зо­вём ска­зоч­ных ге­ро­ев, в чьих име­нах есть со­че­та­ние ЧК.

Рис. 7. Крас­ная Ша­поч­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Чи­пол­ли­но (Ис­точ­ник)

Рис. 9. Дюй­мо­воч­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 10. Бу­ра­ти­но (Ис­точ­ник)

Рис. 11. Ру­са­лоч­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 12. Прин­цес­са (Ис­точ­ник)

Это Крас­ная Шапочка, Дюй­мо­вочка, Ру­са­лочка. В сло­вах Чи­пол­ли­но, Бу­ра­ти­но, Прин­цес­са со­че­та­ния ЧК нет.

Из­ме­ним вы­де­лен­ные слова так, чтобы в них по­яви­лось со­че­та­ние ЧК.

Хищ­ная щука, све­жее мо­ло­ко, рыжая белка, доб­рое серд­це, белая со­ба­ка, яркая свеча, мо­ло­дая ветка.

Про­ве­рим:

Хищ­ная щучка, све­жее молочко, рыжая белочка, доб­рое сердечко, белая собачка, яркая свечка, мо­ло­дая веточка.

Под­бе­рём к дан­ным сло­вам сло­ва-род­ствен­ни­ки, от­ве­ча­ю­щие на во­прос какой?  Вы­де­лим бук­во­со­че­та­ния, ко­то­рые мы ис­поль­зо­ва­ли.

Яб­ло­ко – ……….пирог;

пше­ни­ца – ……хлеб;

огу­рец – ………сок;

овощи – ……  салат;

ночь – ………поезд;

дача – ………сезон;

хищ­ник – ……зверь.

Про­ве­рим:

Яблочный пирог

Пшеничный хлеб

Огуречный сок

Овощной салат

Ночной поезд

Дачный сезон

Хищный зверь

Мы ис­поль­зо­ва­ли бук­во­со­че­та­ния ЧН-ЩН.

Спи­шем, встав­ляя нуж­ное бук­во­со­че­та­ние: мо…ая ма­ши­на, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

Про­ве­рим: мощная ма­ши­на, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.

Со­еди­ним слова в сло­во­со­че­та­ния.

Мощ­ная                               суп

изящ­ная                              зверь

сол­неч­ный                           ма­ши­на

си­нич­кин                             день

хищ­ный                               птен­чик

овощ­ной                              ваза

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось:

Мощ­ная ма­ши­на

Изящ­ная ваза

Сол­неч­ный день

Си­нич­кин птен­чик

Хищ­ный зверь

Овощ­ной суп

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, что оди­на­ко­вые со­глас­ные, ко­то­рые пи­шут­ся в слове под­ряд, на­зы­ва­ют удво­ен­ные. Вы­учим пра­ви­ла их на­пи­са­ния и пе­ре­но­са слов с удво­ен­ны­ми со­глас­ны­ми.

 

Источники:

http://www.radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_russkii_yazyk/

http://interneturok.ru/

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/zvuki-i-bukvy/soglasnye-zvuki-sochetaniya-bukv-chn-chk-schn?seconds=0&chapter_id=1955

Файлы