2 класс. Русский язык. Ударный и безударный слог

2 класс. Русский язык. Ударный и безударный слог

Комментарии преподавателя

У: - Внимание!  (учитель ударяет в бубен)

     - Что вы услышали?

Д: - Звук.

У: - Почему бубен зазвучал?

Д: - Был удар по нему.

У: - Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет  деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: - Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: - А почему? От чего зависит сила звука?

Д: - От силы удара.

У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (об ударении)

    - Сегодня на уроке мы  узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения.

5. Работа над новым материалом.

У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.

     - Как вы это понимаете?

Д: - Значит что-то выделить силой голоса.

У: - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя   кружочками.

У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?

Д: - Второй.

У: - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр   Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.

        А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:

        Ударный слог, ударный слог!

        Он назван так недаром.

        Эй, невидимка – молоток –

        Отметь его ударом.

У: - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт со свечой. Будьте внимательны и смотрите, сколько раз колыхнет пламя. (сворачиваю лист бумаги в трубку и произношу слова, дети наблюдают)

        /                       /                               /

   ЛЕС            ШКОЛА             МАШИНА

У: - Кто был внимательным, тот ответит на поставленный вопрос: Сколько раз колыхнулось пламя 1 раз, второй, при произношении третьего слова?

     - Почему пламя мигало по-разному?

Д: - Потому, что в слове ЛЕС 1 слог, в слове ШКОЛА – 2 слога, в слове МАШИНА – 3 слога.

У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)

У: - Что случилось? Я не договорила слово, а пламя погасло. Почему? Какой вывод можно сделать?

Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.

У: - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.

           КОТ                       ПАРТА                   ЛИНЕЙКА

- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение.   (записывают), (проверка)

 Работа с учебником.

У: - Ударение, ребята, заставляет не только пропеть слово, но и сыграть его. Это можно сделать при помощи музыкальных инструментов. Я сейчас сыграю а-а, или о-о (один раз по клавише легонько, второй сильно и больше длительность)

У: - Какой слог ударный, как догадались?

Д: - Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность.

У: - Давайте попробуем выполнить упражнение  упр.178,  определяя ударения с помощью этого инструмента и запишем эти слова.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=0DHlafyhb44

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/01/24/udarenie-udarnyy-i-bezudarnyy-slog-2-klass

Файлы