1 класс. Русский язык. От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка

1 класс. Русский язык. От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка

Комментарии преподавателя

Про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние Агнии Львов­ны Барто «Силь­ное кино» и по­ду­май­те, по­нра­вил­ся ли де­воч­ке фильм (рис. 1).

За­ра­нее, за­ра­нее

Все было ре­ше­но:

У школь­ни­ков со­бра­ние,

Потом у них кино.

Домой при­дет

Мой стар­ший брат,

Он мне рас­ска­жет

Все под­ряд,

Он объ­яс­нит мне,

Что к чему.

А я боль­шая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рас­сказ:

– Они пол­зут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она полз­ла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

За­од­но...

Ух, силь­ное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ни­че­го не по­ня­ла.

Рис. 1. Де­воч­ка

По­че­му же так по­лу­чи­лось, что де­воч­ка ни­че­го не по­ня­ла? Её брат не смог хо­ро­шо рас­ска­зать, пра­виль­но по­стро­ить пред­ло­же­ния. Хо­ро­шо по­стро­ен­ные пред­ло­же­ния умеют скла­ды­вать­ся в рас­ска­зы, стихи, сказ­ки, песни. Пред­ло­же­ния могут мно­гое рас­ска­зать обо всём, толь­ко надо от­но­сить­ся с ува­же­ни­ем к стро­гим за­ко­нам пред­ло­же­ний.

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

Най­ди­те гра­ни­цы пред­ло­же­ний.

на­сту­пи­ла весна тепло начал таять снег

С чего нач­нем вы­пол­нять за­да­ние? Про­чи­та­ем пред­ло­жен­ные слова: на­сту­пи­ла весна тепло начал таять снег.

Те­перь про­чи­та­ем с оста­нов­ка­ми – па­у­за­ми.

на­сту­пи­ла весна / тепло / начал таять снег

Най­дём первую мысль: на­сту­пи­ла весна. В конце пред­ло­же­ния надо по­ста­вить точку. Ис­пра­вим первую букву – на­ча­ло пред­ло­же­ния надо пи­сать с за­глав­ной буквы.

На­сту­пи­ла весна.

Най­дём вто­рую мысль: тепло. Ис­пра­вим первую букву пред­ло­же­ния на за­глав­ную, в конце по­ста­вим точку.

Тепло.

Тре­тье пред­ло­же­ние: начал таять снег. Ис­пра­вим его.

Начал таять снег.

Мы вы­де­ли­ли три пред­ло­же­ния. В конце вто­ро­го пред­ло­же­ния можно по­ста­вить вос­кли­ца­тель­ный знак. Тогда про­чи­та­ем это пред­ло­же­ние с дру­гой ин­то­на­ци­ей.

Тепло!

Итак, пред­ло­же­ние – это одно или несколь­ко слов, ко­то­рые вы­ра­жа­ют за­кон­чен­ную мысль. Все слова в пред­ло­же­нии свя­за­ны по смыс­лу.

Будь­те вни­ма­тель­ны: даже если толь­ко два слова по­ме­нять ме­ста­ми, мысль пред­ло­же­ния может по­ме­нять­ся.

Срав­ни­те.

Даже Ни­ки­та не смог со­счи­тать при­мер.

Ни­ки­та даже не смог со­счи­тать при­мер.

В пер­вом пред­ло­же­нии речь шла о том, что при­мер был труд­ный, и даже умный Ни­ки­та не смог его со­счи­тать. Во вто­ром пред­ло­же­нии мысль была со­всем дру­гой. В пред­ло­же­нии ска­за­но, что Ни­ки­та плохо счи­та­ет.

А те­перь по­про­буй­те к каж­до­му из этих пред­ло­же­ний найти про­дол­же­ние – вто­рое пред­ло­же­ние, ко­то­рое под­твер­жда­ет мысль пер­во­го пред­ло­же­ния.

Ва­ри­ан­ты.

Очень труд­ное было за­да­ние.

Он плохо счи­та­ет.

По­про­бу­ем со­еди­нить пред­ло­же­ния. Про­чи­та­ем, что по­лу­чи­лось:

Даже Ни­ки­та не смог со­счи­тать при­мер. Очень труд­ное было за­да­ние.

Ни­ки­та даже не смог со­счи­тать при­мер. Он плохо счи­та­ет.

У нас по­лу­чи­лось два вы­ска­зы­ва­ния, на­уч­но го­во­рят – два тек­ста.

Что такое же такое текст? Текст – ла­тин­ское слово. Пе­ре­во­дит­ся оно как «ткань, со­че­та­ние слов, сло­вес­ное един­ство». Если вы вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те любую ткань, то за­ме­ти­те, что со­сто­ит она из ни­то­чек, ко­то­рые пе­ре­пле­те­ны между собой так, что со­став­ля­ют еди­ное, креп­кое целое.

Так и в тек­сте – все пред­ло­же­ния пе­ре­пле­те­ны одной глав­ной мыс­лью и все рас­ска­зы­ва­ют об одной теме.

Тек­сты бы­ва­ют раз­ные. В них может быть всего два пред­ло­же­ния и боль­ше.

Най­ди­те среди двух за­пи­сей текст.

1. У Саши жил пёс. Саша любит сказ­ки. Оля ест яб­ло­ко.

2. У Саши есть со­ба­ка. Её зовут Жуль­ка. Маль­чик любит с ней иг­рать. 

3. Когда? Разве? Гуляю.

Будем рас­суж­дать так. Пер­вая за­пись не яв­ля­ет­ся тек­стом. Это раз­ные пред­ло­же­ния. Они не свя­за­ны по смыс­лу между собой.

Тре­тья за­пись – от­ве­ты на чьи-то во­про­сы, не свя­зан­ные между собой по смыс­лу. Она также не яв­ля­ет­ся тек­стом.

Вто­рая за­пись – это текст. Все пред­ло­же­ния свя­за­ны общим смыс­лом, они рас­ска­зы­ва­ют про со­ба­ку, ко­то­рая была у Саши. К тек­сту можно на­ри­со­вать кар­тин­ку (рис. 2).

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к тек­сту (Ис­точ­ник)

К тек­сту можно при­ду­мать ещё пред­ло­же­ние-про­дол­же­ние. На­при­мер: Каж­дый день Саша вы­хо­дит с Жуль­кой на про­гул­ку.

Вы, на­вер­ное, за­ме­ча­ли, что у сти­хов, рас­ска­зов, ска­зок, ко­то­рые вы чи­та­ли, бы­ва­ет за­го­ло­вок. Он за­пи­сы­ва­ет­ся по­се­ре­дине перед тек­стом. Да­вай­те по­про­бу­ем при­ду­мать за­го­ло­вок к на­ше­му тек­сту. Для этого опре­де­лим, о ком был текст. О Саше и Жуль­ке. Вот и за­го­ло­вок готов: «Саша и Жуль­ка». Часто по за­го­лов­ку можно сразу до­га­дать­ся, о ком или о чём будет го­во­рить­ся в тек­сте.     

В кни­гах, жур­на­лах, учеб­ни­ках вы тоже чи­та­е­те тек­сты. В боль­шом тек­сте может быть не одна важ­ная мысль, а несколь­ко. Чтобы их по­ка­зать, текст делят на части. Каж­дая часть имеет свою важ­ную мысль. Но чтобы легче было найти каж­дую часть, её на­чи­на­ют пи­сать с крас­ной стро­ки. Я думаю, вы слы­ша­ли такое вы­ра­же­ние, «крас­ная стро­ка», но что оно озна­ча­ет? По­че­му имен­но крас­ная, а не синяя или зе­лё­ная?

Ко­гда-то в древ­ние вре­ме­на, когда ещё не были изоб­ре­те­ны ма­ши­ны, ко­то­рые умеют пе­ча­тать, книги пе­ре­пи­сы­ва­ли от руки. Был даже такой спе­ци­аль­ный че­ло­век – пи­сарь.

Рис. 3. Пи­сарь (Ис­точ­ник)

Перед ним сто­я­ли две ба­ноч­ки с крас­кой. Чёр­ной крас­кой пи­сарь пе­ре­пи­сы­вал весь текст, а вот новую стра­ни­цу на­чи­нал с ри­со­ва­ния кра­си­вой крас­ной буквы (рис. 4). Наши пред­ки слово «крас­ный» упо­треб­ля­ли в зна­че­нии «очень кра­си­вый»: крас­на де­ви­ца, крас­но­ре­чие, крас­ное слов­цо, пре­крас­ный. А вот цвет сло­вом «крас­ный» стали на­зы­вать позже. В наши дни кра­си­вых букв никто не ри­су­ет, а на­зва­ние «крас­ная стро­ка» оста­лось.

Рис. 4. Крас­ная стро­ка (Ис­точ­ник)

Да­вай­те про­чи­та­ем от­ры­вок из рас­ска­за Ни­ко­лая Слад­ко­ва. Это тоже текст. По­на­блю­да­ем, как он за­пи­сан.

Про­ста­ки эти го­лу­би!

Во­ро­бьи по­хит­рее.

Го­лу­би чест­но ищут корм, а во­ро­бьи-хит­рю­ги за ними под­гля­ды­ва­ют. Как уви­дят, что го­лу­би на под­окон­ник сле­те­лись, тол­кать­ся на­ча­ли, так и мчат сразу, но не на под­окон­ник, а под окно.

На­вер­ху тол­кот­ня, драка: зёрна и крош­ки сып­лют­ся вниз. Во­ро­бьи внизу не зе­ва­ют: клюют себе с вы­бо­ром. Вот прой­до­хи!

Крас­ная стро­ка – это неболь­шой от­ступ от края стро­ки. С крас­ной стро­ки на­чи­на­ют пи­сать не любую часть тек­ста, а такую, в ко­то­рой со­дер­жит­ся новая мысль. Сколь­ко раз на­чи­нал Н. Слад­ков пи­сать с крас­ной стро­ки? Че­ты­ре раза. Часть тек­ста от од­но­го от­сту­па (крас­ной стро­ки) до дру­го­го на­зы­ва­ет­ся абзац. Абзац может со­сто­ять толь­ко из од­но­го пред­ло­же­ния, но может быть и боль­шим. За­ви­сит это от той мысли, ко­то­рую он вы­ра­жа­ет.

Итак, се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что пред­ло­же­ния могут со­еди­нять­ся по смыс­лу и со­зда­вать тек­сты. Тек­сты могут про­из­но­сить­ся и за­пи­сы­вать­ся. Тек­сты – это и стихи, и рас­ска­зы, и объ­яв­ле­ния, и пись­ма, ко­то­рые мы пишем и чи­та­ем. Но все пред­ло­же­ния в тек­сте рас­ска­зы­ва­ют о чём-то, пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию и имеют обя­за­тель­но общий смысл. У каж­до­го тек­ста, как и у пред­ло­же­ния, есть своя важ­ная мысль. У него может быть за­го­ло­вок. За­го­ло­вок к тек­сту, если его нет, вы мо­же­те при­ду­мать сами.

 ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=Uis8WDsze9I

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/nasha-rech/ot-predlozheniya-k-tekstu-chto-takoe-tekst-krasnaya-stroka?seconds=0&chapter_id=1919

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/04/24/konspekt-otkrytogo-uroka-russkogo-yazyka-na-temu-tekst-i

Файлы