8 класс. География. Воды и человек. Водные ресурсы

8 класс. География. Воды и человек. Водные ресурсы

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Цель урока: узнать, ка­ко­во зна­че­ние вод­ных ре­сур­сов и как ими обес­пе­че­на Рос­сия, по­зна­ко­ми­тесь с ме­ра­ми по охране вод­ных ре­сур­сов.

 2. Водные ресурсы и их использование

Вод­ные ре­сур­сы – воды, при­год­ные для ис­поль­зо­ва­ния в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Боль­шую часть вод­ных ре­сур­сов со­став­ля­ют прес­ные воды.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния ис­поль­зо­ва­ния вод­ных ре­сур­сов:

1.      Про­мыш­лен­ность

2.      Сель­ское хо­зяй­ство

3.      Бы­то­вые нужды

4.      Су­до­ход­ство

5.      Ры­бо­лов­ство

6.      Ле­со­сплав

7.      Ту­ризм (ре­кре­а­ция)

8.      Вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии

Наи­бо­лее во­до­ем­кие про­из­вод­ства: цвет­ная ме­тал­лур­гия, хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная про­мыш­лен­ность.

Че­ло­век ак­тив­но ис­поль­зу­ет воду в быту, что вы­зы­ва­ет ис­то­ще­ние ее за­па­сов.

Водопроводная вода

Рис. 1. Во­до­про­вод­ная вода (Ис­точ­ник)

Пол­ная оцен­ка вод­ных ре­сур­сов Рос­сии дана в Вод­ном ка­даст­ре.

Водный кадастр

Рис. 2. Вод­ный ка­дастр (Ис­точ­ник)

 3. Водные ресурсы речного стока

Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком вод­ных ре­сур­сов в Рос­сии яв­ля­ет­ся реч­ной сток. По за­па­сам реч­но­го стока Рос­сия за­ни­ма­ет вто­рое место в мире после Бра­зи­лии, при этом по об­ще­му за­па­су вод­ных ре­сур­сов Рос­сия на­хо­дит­ся на пер­вом месте в мире.

Кроме того боль­шое зна­че­ние имеют за­па­сы вод­ных ре­сур­сов в озе­рах, бо­ло­тах, а также в под­зем­ных водах и лед­ни­ках.

Боль­шая часть реч­но­го стока при­хо­дит­ся на бас­сей­ны Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го и Ти­хо­го оке­а­нов, при этом на тер­ри­то­рии, где про­те­ка­ют круп­ные реки, от­но­ся­щи­е­ся к этим бас­сей­нам, про­жи­ва­ет мень­шая часть на­се­ле­ния. Ос­нов­ная часть на­се­ле­ния и хо­зяй­ства Рос­сии со­сре­до­то­че­на в ев­ро­пей­ской части Рос­сии, таким об­ра­зом, ос­нов­ная на­груз­ка при­хо­дит­ся на реки, от­но­ся­щи­е­ся к бас­сей­ну Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на и внут­рен­не­го стока. Имен­но в пре­де­лах ев­ро­пей­ской части Рос­сии наи­бо­лее четко про­яв­ля­ет­ся де­фи­цит вод­ных ре­сур­сов. Кроме того, надо от­ме­тить, что для мно­гих рек Рос­сии ха­рак­тер­ны се­зон­ные ко­ле­ба­ния реч­но­го стока, что вли­я­ет на хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность че­ло­ве­ка.

Много воды те­ря­ет­ся и не воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но в вод­ные ис­точ­ни­ки. Для мно­гих рек Рос­сии ха­рак­тер­на вы­со­кая за­гряз­нен­ность по­верх­ност­ных вод.

Грязные сточные воды

Рис. 3. Гряз­ные сточ­ные воды (Ис­точ­ник)

 4. Меры по охране и рациональному использованию водных ресурсов

1.      Со­ору­же­ние очист­ных со­ору­же­ний

2.      Кон­троль за «гряз­ны­ми» про­из­вод­ства­ми и от­рас­ля­ми хо­зяй­ства

3.      Ра­ци­о­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние вод

4.      Мо­ни­то­ринг вод­ных объ­ек­тов и пи­тье­вой воды

5.      Обо­рот­ное (за­мкну­тое) во­до­поль­зо­ва­ние

6.      Сни­же­ние во­до­ем­ко­сти про­из­вод­ства

7.      Ле­со­по­сад­ки

8.      Эко­ном­ное рас­хо­до­ва­ние воды

 5. Стихийные бедствия

Мно­гие сти­хий­ные бед­ствия свя­за­ны с нехват­кой воды или ее из­быт­ком. Ос­нов­ные сти­хий­ные бед­ствия: на­вод­не­ния, за­су­хи, го­ло­лед. В горах часто про­ис­хо­дят сходы снеж­ных лавин, селей. Для борь­бы с вод­ны­ми сти­хий­ны­ми яв­ле­ни­я­ми со­зда­ют­ся во­до­хра­ни­ли­ща, дамбы, спе­ци­аль­ные служ­бы, це­ле­на­прав­лен­ный спуск лавин.

Наводнение на Кубани

Рис. 4. На­вод­не­ние на Ку­ба­ни (Ис­точ­ник)

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/morja-vnutrenie-vody-i-vodnye-resursy/vody-i-chelovek-vodnye-resursy?seconds=0&chapter_id=868

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cDAgdc4YdyA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=plMC693WTHo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=f76mJ541pDo

источник презентации - http://prezentacii.com/ekologiya/3923-vodnye-resursy-ohrana-vod.html

Файлы