10 класс. Биология. Уровни организации живой материи

10 класс. Биология. Уровни организации живой материи

Комментарии преподавателя

 1. Взаимосвязь живого

Мир живых су­ществ, вме­сте с че­ло­ве­ком, пред­став­ля­ет собой био­ло­ги­че­ские си­сте­мы раз­но­об­раз­ной формы, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по раз­ме­рам и слож­но­сти внут­рен­не­го устрой­ства. Все живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток. Клет­ка может быть от­дель­ным ор­га­низ­мом или эле­мен­тар­ной со­став­ной ча­стью более слож­но­го ор­га­низ­ма.

Если клет­ка су­ще­ству­ет в виде са­мо­сто­я­тель­но­го ор­га­низ­ма, то она про­яв­ля­ет все функ­ции це­лост­ной си­сте­мы, но если клет­ка вхо­дит в со­став более слож­но­го ор­га­низ­ма – мно­го­кле­точ­но­го, то со­во­куп­ность кле­ток сразу об­ра­зу­ет ткань, то есть клет­ка те­ря­ет свою са­мо­сто­я­тель­ность и не спо­соб­на су­ще­ство­вать вне жи­во­го ор­га­низ­ма.

Несколь­ко тка­ней вме­сте фор­ми­ру­ют ор­га­ныОр­га­ны вхо­дят в со­став це­ло­го ор­га­низ­маор­га­низм – в со­став по­пу­ля­ции,вида.

Вза­и­мо­дей­ству­ю­щие между собой виды об­ра­зу­ют эко­си­сте­му и со­об­ще­ство, они, в свою оче­редь, яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми ком­по­нен­та­ми био­сфе­ры.

Для живых си­стем ха­рак­тер­на мно­го­уров­не­вость и иерар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция.

 2. Уровни организации живой материи

Итак, да­вай­те рас­смот­рим уров­ни ор­га­ни­за­ции живой ма­те­рии:

 3. Молекулярный

Мо­ле­ку­ляр­ный уро­вень пред­став­лен мо­ле­ку­ла­ми ор­га­ни­че­ских ве­ществ, на­хо­дя­щих­ся в клет­ках и по­лу­чив­ших на­зва­ние био­ло­ги­че­ских мо­ле­кул

 

  

Рис. 1. Мо­ле­ку­лы ос­нов­ных ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний

Это белки, нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты, жиры (ли­пи­ды). Имен­но на этом уровне про­яв­ля­ют­ся такие про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти, как обмен ве­ществ, пре­вра­ще­ние энер­гии, а также пе­ре­да­ча на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции (рис. 1).

 4. Клеточный уровень

Кле­точ­ный уро­вень. Клет­ка яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной, струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей живой си­сте­мы. Это на­чаль­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции жи­во­го.

На этом уровне про­ис­хо­дят про­цес­сы мор­фо­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции клет­ки, спо­со­бы де­ле­ния клет­ки, спе­ци­а­ли­за­ция клет­ки в про­цес­се ее раз­ви­тия, а также функ­ци­о­ни­ру­ют ос­нов­ные струк­ту­ры клет­ки.

 5. Тканевый уровень

Тка­не­вый уро­вень – если это мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм, то клет­ки объ­еди­ня­ют­ся в ткани (рис. 2).

 

Рис. 2. Ткани живых ор­га­низ­мов со­сто­ят из кле­ток и меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства

Ткань – это со­во­куп­ность меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства и кле­ток, сход­ных по стро­е­нию и про­ис­хож­де­нию и вы­пол­ня­ю­щих оди­на­ко­вые функ­ции.

 6. Органный уровень

Ор­ган­ный уро­вень. Что такое ор­га­ны? Ор­га­ны – это струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ные объ­еди­не­ния несколь­ких типов тка­ней. На­при­мер, кожа че­ло­ве­ка как орган вклю­ча­ет эпи­те­лий и со­еди­ни­тель­ную ткань (см. урок Кожа).

Вме­сте эти ор­га­ны вы­пол­ня­ют ряд раз­но­об­раз­ных функ­ций.

 7. Организменный уровень

Ор­га­низ­мен­ный уро­вень может быть пред­став­лен как од­но­кле­точ­ны­ми, так и мно­го­кле­точ­ны­ми ор­га­низ­ма­ми. На этом уровне ор­га­низм изу­ча­ет­ся как еди­ное целое, устой­чи­вость ко­то­ро­го обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет со­гла­со­ван­ной ра­бо­ты всех его ор­га­нов (рис. 3).

Рис. 3. Од­но­кле­точ­ное (слева) и мно­го­кле­точ­ное (спра­ва) жи­вот­ные

 8. Популяционно-видовой

По­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой уро­вень – со­во­куп­ность осо­бей од­но­го и того же вида, оби­та­ю­щих на одной тер­ри­то­рии. Они со­зда­ют по­пу­ля­цию как си­сте­му на­дор­га­низ­мен­но­го по­ряд­ка (см. видео).

На этом уровне изу­ча­ют­ся фак­то­ры, вли­я­ю­щие на ди­на­ми­ку и чис­лен­ность по­пу­ля­ции, на воз­раст­ной со­став по­пу­ля­ции, изу­ча­ют­ся про­бле­мы ис­че­за­ю­щих видов и дей­ствие фак­то­ров мак­ро­э­во­лю­ции.

 9. Экосистема

На эко­си­стем­ном уровне пред­став­ле­ны си­сте­мы по­пу­ля­ций раз­ных видов и их вза­и­мо­свя­зи между собой и окру­жа­ю­щей сре­дой.

На этом уровне изу­ча­ет­ся вза­и­мо­от­но­ше­ние ор­га­низ­ма и среды, фак­то­ры нежи­вой и живой при­ро­ды, вли­я­ю­щие на устой­чи­вость и про­дук­тив­ность эко­си­стем, а также дей­ствие хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка на эко­си­сте­мы.

 10. Биосферный

Био­сфер­ный уро­вень – это эко­си­сте­ма выс­ше­го по­ряд­ка, охва­ты­ва­ю­щая все про­яв­ле­ния жизни на нашей пла­не­те (рис. 4).

Рис. 4. Био­сфе­ра Земли – вид из кос­мо­са

 11. Выводы

На этом уровне изу­ча­ет­ся кру­го­во­рот ве­ществ и энер­гии, свя­зан­ный с про­яв­ле­ни­ем жиз­не­де­я­тель­но­сти всех живых ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих на пла­не­те Земля.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bvvedenieb/urovni-organizatsii-zhivoy-materii

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ex8djUUn2pI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Z5ZrE-1Po4A

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HmW4-9MoisY

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/3564-urovni-organizacii-zhivoy-materii.html

Файлы