2 класс. Русский язык. Звонкие и глухие согласные звуки

2 класс. Русский язык. Звонкие и глухие согласные звуки

Комментарии преподавателя

Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки

Вспом­ним, как рож­да­ют­ся звуки речи. Когда че­ло­век на­чи­на­ет го­во­рить, то вы­ды­ха­ет воз­дух из лёг­ких. По ды­ха­тель­но­му горлу он бежит в узень­кую гор­тань, где на­хо­дят­ся осо­бые мышцы – го­ло­со­вые связ­ки. Если че­ло­век про­из­но­сит со­глас­ные звуки, то за­кры­ва­ет (хоть немно­го) рот, из-за этого по­лу­ча­ет­ся шум. Но шумят со­глас­ные по-раз­но­му.

Про­ве­дем опыт: за­жмем уши и про­из­не­сем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы про­из­нес­ли звук [б], связ­ки на­тя­ну­лись и на­ча­ли дро­жать. Это дро­жа­ние пре­вра­ти­лось в голос. В ушах немно­го за­зве­не­ло.

Можно про­ве­сти по­хо­жий опыт, по­ло­жив руки на шею с пра­вой и левой сто­ро­ны, и про­из­не­сти звуки [д] и [т]. Звук [д] про­из­но­сит­ся на­мно­го звон­че, более звуч­но. Такие звуки учё­ные на­зва­ли звон­ки­ми, а звуки, ко­то­рые со­сто­ят толь­ко из шума –глу­хи­ми.

Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

По­про­бу­ем раз­де­лить звуки на две груп­пы по спо­со­бу про­из­но­ше­ния. За­се­лим фо­не­ти­че­ские до­ми­ки в го­ро­де зву­ков. До­го­во­рим­ся: на пер­вом этаже будут жить глу­хие звуки, а на вто­ром – звон­кие. Жи­те­ли пер­во­го до­ми­ка:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся пар­ны­ми по звон­ко­сти – глу­хо­сти.

Парные звонкие и глухие согласные звуки 

Рис. 1. Пар­ные звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

Они очень по­хо­жи друг на друга – на­сто­я­щие «двой­няш­ки», их и про­из­но­сят почти оди­на­ко­во: оди­на­ко­во скла­ды­ва­ют­ся губы, оди­на­ко­во дви­га­ет­ся язык. Но у них есть пары и по мяг­ко­сти – твёр­до­сти. До­ба­вим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У зву­ков [ж] и [ш] нет пар­ных мяг­ких зву­ков, они все­гда твёр­дые. А ещё их на­зы­ва­ют ши­пя­щи­ми зву­ка­ми.

Все эти звуки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми:

[б] [б’]

Б

(бэ)

[п] [п’]

П

(пэ)

[д] [д’]

Д

(дэ)

[т] [т’]

Т

(тэ)

[з] [з’]

З

(зэ)

[с] [с’]

С

(эс)

[г] [г’]

Г

(гэ)

[к] [к’]

К

(ка)

[в] [в’]

В

(вэ)

[ф] [ф’]

Ф

(эф)

[ж]

 

Ж

(жэ)

[ш]

 

Ш

(ша)

Непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки

Но не все со­глас­ные звуки и буквы об­ра­зу­ют пары. Те со­глас­ные, ко­то­рые пар не имеют, на­зы­ва­ют непар­ные. По­се­лим непар­ные со­глас­ные звуки в свои до­ми­ки.

Во вто­рой домик – непар­ныезвон­кие со­глас­ные звуки:

[л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й’]

На­пом­ним, что звук [й’] все­гда толь­ко мяг­кий. По­это­му в нашем до­ми­ке он будет жить один. Эти звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

[л] [л’]

Л

(эль)

[м] [м’]

М

(эм)

[н] [н’]

Н

(эн)

[р] [р’]

Р

(эр)

 

[й’]

Й

(и крат­кая)

Звуки вто­ро­го до­ми­ка на­зы­ва­ют ещё со­нор­ны­ми, по­то­му что об­ра­зу­ют­ся они с по­мо­щью го­ло­са и почти без шума, они очень звуч­ные. Слово «со­нор­ный» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го «со­но­рус» озна­ча­ет звон­кий. 

Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки

В тре­тий домик мы по­се­лим непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспом­ним, что звук [ц] все­гда твёр­дый, а [ч’] и [щ’] – все­гда мяг­кие. Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

[х] [х’]

Х

(ха)

[ц]  

Ц

(цэ)

  [ч’]

Ч

(че)

  [щ’]

Щ

(ща)

Звуки [ч’], [щ’] – ши­пя­щие звуки.

Вот мы и за­се­ли­ли наш город со­глас­ных зву­ков и букв. Те­перь сразу по­нят­но, по­че­му со­глас­ных букв – 21, а зву­ков – 36.

Звонкие и глухие согласные звуки

Рис. 2. Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

Вы­пол­ним за­да­ния.

1. Рас­смот­рим кар­тин­ки и пре­вра­тим одно слово в дру­гое, за­ме­нив толь­ко один звук. Под­сказ­ка: вспом­ним пары со­глас­ных зву­ков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удоч­ка – уточ­ка

Удочка

Уточка

Рис. 3. Удоч­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 4. Уточ­ка (Ис­точ­ник)

 

2. Су­ще­ству­ют за­гад­ки, смысл ко­то­рых за­клю­чён в зна­нии со­глас­ных зву­ков, они на­зы­ва­ют­ся ша­ра­ды. По­про­буй­те их от­га­дать:

1) С глу­хим со­глас­ным на­ли­ва­юсь в поле,
Со звон­ким — сам звеню я на раз­до­лье(Колос — голос)

2) С глу­хим — траву она сре­за­ет,
Со звон­ким — ли­стья объ­еда­ет. (Коса — коза)

3) С «эм» — при­я­тен, зо­ло­тист, очень сла­док и ду­шист.
С бук­вой «эль» зимой бы­ва­ет, а вес­ною ис­че­за­ет(Мёд- лёд)

Мёд

Лёд

Рис. 5. Мёд (Ис­точ­ник)

Рис. 6. Лёд (Ис­точ­ник)

Для того чтобы раз­вить уме­ние про­из­но­сить ка­кие-то звуки, осо­бен­но ши­пя­щие, учат ско­ро­го­вор­ки. Ско­ро­го­вор­ку рас­ска­зы­ва­ют сна­ча­ла мед­лен­но, а потом уско­ря­ют темп. По­про­бу­ем вы­учить ско­ро­го­вор­ки:

  1. Шесть мышат в ка­мы­шах шур­шат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грыз­ли щётку в угол­ке.

Итак, се­год­ня мы узна­ли, что со­глас­ные звуки могут быть звон­ки­ми и глу­хи­ми и как обо­зна­ча­ют­ся на пись­ме эти звуки.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=FL2BGB25y0w

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/zvonkie-i-gluhie-soglasnye-zvuki

http://www.youtube.com/watch?v=Y2XeWdbE7A8

Файлы