8 класс. География. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

8 класс. География. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Чтобы по­нять за­ко­но­мер­ность фор­ми­ро­ва­ния гор и рав­нин необ­хо­ди­мо по­зна­ко­мит­ся с ис­то­ри­ей гео­ло­ги­че­ско­го фор­ми­ро­ва­ния тер­ри­то­рии. Ис­то­рию гео­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия любой тер­ри­то­рии узна­ют, изу­чая воз­раст, со­став и за­ле­га­ние гор­ных пород. Имен­но по этим дан­ным можно узнать, что про­ис­хо­ди­ло с тер­ри­то­ри­ей в да­лё­кие гео­ло­ги­че­ские эпохи, по­кры­ва­лась ли тер­ри­то­рия морем или про­ис­хо­ди­ло из­вер­же­ние вул­ка­нов, были ли здесь пу­сты­ни, или лед­ни­ки.

 2. Абсолютный и относительный возраст

Одни участ­ки зем­ной по­верх­но­сти сло­же­ны древни­ми ме­та­мор­фи­че­ски­ми по­ро­да­ми, дру­гие мо­ло­ды­ми вул­ка­ни­че­ски­ми, а тре­тьи оса­доч­ны­ми. Гор­ные по­ро­ды могут за­ле­гать го­ри­зон­таль­но или об­ра­зо­вы­вать склад­ки. Все гор­ные по­ро­ды имеют аб­со­лют­ный или от­но­си­тель­ный воз­раст. От­но­си­тель­ный воз­раст опре­де­ля­ет­ся по­ня­ти­я­ми  «древ­нее»  и «мо­ло­же». Оса­доч­ные и вул­ка­ни­че­ские по­ро­ды на­кап­ли­ва­ют­ся го­ри­зон­таль­ны­ми сло­я­ми и по­это­му есте­ствен­но пред­по­ло­жить, что более древ­ние на­хо­дят­ся глуб­же, а более мо­ло­дые на­хо­дят­ся ближе к по­верх­но­сти. (см. рис. 1)

Залегание слоев осадочных пород

Рис. 1. За­ле­га­ние слоев оса­доч­ных пород

По­мо­га­ют опре­де­лить от­но­си­тель­ный воз­раст и древ­ние ока­ме­не­ло­сти. (см. рис. 2)

Трилобит. Возраст около 380 млн лет

Рис. 2. Три­ло­бит. Воз­раст около 380 млн лет

Мощ­ные толщи оса­доч­ных пород об­ра­зу­ют­ся на дне Ми­ро­во­го оке­а­на. Океан ко­гда-то по­кры­вал об­шир­ные тер­ри­то­рии нашей пла­не­ты и в нем жили раз­лич­ные жи­вот­ные, ко­то­рые по­ги­ба­ли и осе­да­ли на дно, за­но­си­лись пес­ком, илом, мяг­кие ткани раз­ла­га­лись, а твёр­дые ста­но­ви­лись ока­ме­не­ло­стя­ми.

Чем более слож­но устро­ен ор­га­низм, тем гор­ная по­ро­да мо­ло­же; чем проще, тем стар­ше. Аб­со­лют­ный воз­раст пород - это ко­ли­че­ство лет про­шед­ших со дня об­ра­зо­ва­ния дан­ных пород.

 3. Геохронологическая таблица

Изу­че­ние гор­ных пород,  вы­мер­ших  остат­ков  жи­вот­ных  и рас­те­ний, поз­во­ли­ло вы­де­лить несколь­ко эта­пов фор­ми­ро­ва­ния гео­ло­ги­че­ской ис­то­рии нашей пла­не­ты. Эти этапы от­ра­же­ны в гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­це («гео» – земля, «хро­нос» – время, «логос» – уче­ние). Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца пред­став­ля­ет собой гео­ло­ги­че­скую ле­то­пись со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих на нашей пла­не­те. В таб­ли­це пред­став­ле­на по­сле­до­ва­тель­ность и про­дол­жи­тель­ность смены раз­лич­ных гео­ло­ги­че­ских эта­пов, также в таб­ли­це могут быть пред­став­ле­ны, раз­лич­ные гео­ло­ги­че­ские со­бы­тия  в раз­ные пе­ри­о­ды, ти­пич­ные жи­вот­ные, а так же по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, ко­то­рые фор­ми­ро­ва­лись в раз­лич­ные  эпохи. Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца по­стро­е­на по прин­ци­пу: от древ­ней­ше­го до со­вре­мен­но­го, по­это­му чи­тать её нужно снизу – вверх. (см. рис. 3)

Геохронологическая таблица

Рис. 3. Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца (Ис­точ­ник)

По наи­бо­лее су­ще­ствен­ным из­ме­не­ни­ям,  про­изо­шед­шим на нашей пла­не­те в гео­ло­ги­че­ском про­шлом,  всё гео­ло­ги­че­ское время де­лит­ся на два круп­ных гео­ло­ги­че­ских от­рез­ка - эоныКрип­то­зой – время скры­той жизни, Фа­не­ро­зой – время явной жизни. Эоны вклю­ча­ют в себя эры:Крип­то­зой – Архей и Про­те­ро­зой, Фа­не­ро­зой – Па­лео­зой, Ме­зо­зой и Кай­но­зой. (см. рис. 4)

Деление геологического времени на эоны и эры

Рис. 4. Де­ле­ние гео­ло­ги­че­ско­го вре­ме­ни на эоны и эры

По­след­ние три эры: Па­лео­зой­ская, Ме­зо­зой­ская, Кай­но­зой­ская раз­де­ле­ны на пе­ри­о­ды, в силу того, что гео­ло­ги­че­ский мир был в то время силь­но ослож­нён. На­зва­ния пе­ри­о­дов даны были по тому, где впер­вые об­на­ру­же­ны гор­ные по­ро­ды дан­но­го воз­рас­та, или по тем гор­ным по­ро­дам, сла­га­ю­щим ту или иную мест­ность, на­при­мер: Перм­ский и Де­вон­ский по на­зва­нию мест­но­сти, а Ка­мен­но­уголь­ный, или Ме­ло­вой по по­ро­дам. Мы живём в Ка­и­но­зоскую эру, со­вре­мен­ную, ко­то­рая длит­ся по сей день. Она на­ча­лась при­мер­но 1,7 млн. лет назад. (см. рис. 3)

 

 4. Геологические эры

Рас­смот­рим неко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки гео­ло­ги­че­ских эр. Архей и Про­те­ро­зой счи­та­ют­ся вре­ме­нем скры­той жизни (Крип­то­зой). Счи­та­ет­ся, что су­ще­ству­ю­щие в то время ор­га­ни­че­ские формы жизни не имели твер­дых ске­ле­тов, по­это­му они не оста­ви­ли ни­ка­ких сле­дов в от­ло­же­ни­ях этих эр. (см. рис. 5)

Рис. 5. Крип­то­зой (Архей и Про­те­ро­зой) (Ис­точ­ник)

Па­лео­зой -  время гос­под­ства бес­по­зво­ноч­ных, ра­ко­об­раз­ных, на­се­ко­мых, мол­люс­ков. В позд­нем Па­лео­зое по­яви­лись пер­вые по­зво­ноч­ные – ам­фи­бии, рыбы. В цар­стве рас­те­ний  гос­под­ство­ва­ли во­до­рос­ли и псе­ло­фи­ты. Позже по­яв­ля­ют­ся хвощи и пла­у­ны. (см. рис. 6) 

Палеозой

Рис. 6. Па­лео­зой (Ис­точ­ник)

В Ме­зо­зое гос­под­ству­ют круп­ные реп­ти­лии, а в рас­ти­тель­ном мире го­ло­се­мен­ные.(см. рис. 7) 

Мезозой

Рис. 7. Ме­зо­зой (Ис­точ­ник)

В Кай­но­зое - гос­под­ство по­кры­то­се­мен­ных цвет­ко­вых рас­те­ний, по­яв­ле­ние мле­ко­пи­та­ю­щих и, на­ко­нец, че­ло­ве­ка. (см. рис. 8)

Кайнозой

Рис. 8. Кай­но­зой (Ис­точ­ник)

 5. Геологическая карта

В каж­дой из гео­ло­ги­че­ских эпох и пе­ри­о­дов про­ис­хо­ди­ло на­коп­ле­ние хи­ми­че­ско­го и ме­ха­ни­че­ско­го со­ста­ва  гор­ных пород. Для того чтобы узнать ка­ки­ми по­ро­да­ми сло­же­на та или иная тер­ри­то­рия нашей стра­ны,  мы можем вос­поль­зо­вать­ся гео­ло­ги­че­ской кар­той Рос­сии. (см. рис.9)

Рис. 9. Гео­ло­ги­че­ская карта Рос­сии (Ис­точ­ник)

Гео­ло­ги­че­ская карта со­дер­жит ин­фор­ма­цию о воз­расте гор­ных пород, о по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ин­фор­ма­ция на карте по­ка­за­на  раз­ны­ми цве­та­ми. Если вы по­смот­ри­те на гео­ло­ги­че­скую карту, то уви­ди­те что са­мы­ми древни­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми сло­же­ны  тер­ри­то­рия За­бай­ка­лья и Коль­ско­го по­лу­ост­ро­ва.  

Раз­лич­ные пе­ри­о­ды по­ка­за­ны раз­ны­ми цве­та­ми, на­при­мер,  по­ро­ды Ка­мен­но­уголь­но­го  пе­ри­о­да по­ка­за­ны серым цве­том, а Ме­зо­зой­ско­го – зе­лё­ным. Ана­ли­зи­руя гео­ло­ги­че­скю карту, можно об­ра­тить вни­ма­ние на то, что Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на сло­же­на гор­ны­ми по­ро­да­ми Па­лео­зой­ской эры, и лишь, на Край­нем Се­ве­ро-За­па­де мы видим вы­хо­ды пород Ар­хей­ско­го и Про­те­ро­зой­ско­го пе­ри­о­да.  За­пад­но-Си­бир­ская низ­мен­ность  сло­же­на мо­ло­ды­ми от­ло­же­ни­я­ми Па­лео­ге­на  и Нео­ге­на.

По гео­ло­ги­че­ским кар­там можно по­лу­чить ин­фор­ма­цию о по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, а также про­гно­зи­ро­вать их поиск.

 6. Как формировалась Земная кора

Гео­ло­ги­че­ский воз­раст нашей пла­не­ты на­счи­ты­ва­ет при­мер­но 4,7 млрд  лет. Имен­но в этот пе­ри­од в ре­зуль­та­те диф­фе­рен­ци­а­ции ве­ще­ства об­ра­зо­ва­лись ядро, ман­тия, зем­ная кора(см. рис. 10) 

Внутренне строение Земли

Рис. 10. Внут­ренне стро­е­ние Земли

Зем­ная кора раз­би­та на блоки – ли­то­сфер­ные плиты. Пе­ре­ме­ща­ясь по ман­тии,  ли­то­сфер­ные плиты из­ме­ня­ли очер­та­ния ма­те­ри­ков и оке­а­нов. (см. рис. 11)

Литосферные плиты

Рис. 11. Ли­то­сфер­ные плиты

Были пе­ри­о­ды, когда ли­то­сфер­ные плиты опус­ка­лись, и тогда пло­щадь суши умень­ша­лась, а пло­щадь Ми­ро­во­го оке­а­на уве­ли­чи­ва­лась.  Такие эпохи, более спо­кой­ные в гео­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии,  на­зы­ва­лись эпо­ха­ми морей. Они че­ре­до­ва­лись с более бур­ны­ми в гео­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии и ко­рот­ки­ми по про­дол­жи­тель­но­сти пе­ри­о­да­ми, ко­то­рые на­зы­ва­лись  эпо­ха­ми суши. Эти эпохи со­про­вож­да­лись ак­тив­ным вул­ка­низ­мом и го­ро­об­ра­зо­ва­ни­ем.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/geografy/8-klass/11864219/osobennosti-reliefa-kak-rezultat-geologicheskoy-istorii-formirovaniya-territorii?seconds=0&chapter_id=747

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BvoyiejM0LY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=eSAvCRjv4Ig

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iPaFkJsrKlc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HV2OutaVNpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cNJsVKZsHiw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=RJBA6I_wi4s

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/ 

Файлы