1 класс. Математика. Сложение (слагаемые, сумма) и вычитание (уменьшаемое, вычитание, разность).

1 класс. Математика. Сложение (слагаемые, сумма) и вычитание (уменьшаемое, вычитание, разность).

Комментарии преподавателя

Жил-был очень ма­лень­кий и лю­бо­пыт­ный Мы­шо­нок. Он жил в боль­шой биб­лио­те­ке. Там было много полок и шка­фов с кни­га­ми.  Ме­ста­ми сто­я­ли столы и сту­лья, где люди могли са­дить­ся и чи­тать книги. В биб­лио­те­ке жили еще мыши, но они не пор­ти­ли книги, они про­сто там бе­га­ли, шур­ша­ли, ино­гда ли­ста­ли стра­нич­ки ради ин­те­ре­са. Мы­шо­нок при­ста­вал ко всем мышам, все время за­да­вал им массу самых раз­ных во­про­сов. Они рас­ска­за­ли ему уже все, что толь­ко могли рас­ска­зать, а ему все не хва­та­ло. Тогда Мы­шо­нок решил все спра­ши­вать у людей. Од­на­ж­ды Мы­шо­нок за­брал­ся на книж­ную полку и уви­дел взрос­ло­го се­рьез­но­го ум­но­го Че­ло­ве­ка. Он сидел и читал книгу. Мы­шо­нок за­брал­ся к нему на стол и по­про­сил его рас­ска­зать что-ни­будь ин­те­рес­ное, что он еще не знал. Взрос­лый Че­ло­век за­ду­мал­ся и по­ин­те­ре­со­вал­ся, умеет ли он скла­ды­вать числа. Мы­шо­нок ска­зал, что умеет. Тогда умный Че­ло­век решил ему рас­ска­зать, как на­зы­ва­ют­ся числа при сло­же­нии. Мы­шо­нок уди­вил­ся, так как он знал, что числа нужно брать и скла­ды­вать. Се­рьез­ный Че­ло­век за­сме­ял­ся и ска­зал, что толь­ко мыши и ля­гуш­ки про­сто скла­ды­ва­ют числа. Взрос­лые се­рьез­ные умные люди всему дают се­рьез­ные и умные на­зва­ния. Тогда сразу будет по­нят­но, о чем идет речь. Умный Че­ло­век решил все объ­яс­нить Мы­шон­ку. В биб­лио­те­ке сто­я­ла неболь­шая доска с мелом, и се­рьез­ный взрос­лый умный Че­ло­век взял мел и начал ри­со­вать. Он на­пи­сал про­стой при­мер:

 

Пред­ста­вим дан­ное вы­ра­же­ние в виде зерен. (рис. 1)

Рис. 1

По­счи­та­ем все вме­сте и по­лу­чим  9.

Мы­шо­нок ска­зал, что он это знает. Тогда  умный Че­ло­век стал объ­яс­нять, что число 4 и число 5 на­зы­ва­ют­ся сла­га­е­мы­ми. Число 4 – это пер­вое сла­га­е­мое, а число 5 - вто­рое сла­га­е­мое. Числа сла­га­ют, скла­ды­ва­ют, со­от­вет­ствен­но, они - сла­га­е­мые. А число 9 на­зы­ва­ет­ся сум­мой. Мы­шо­нок уди­вил­ся, по­че­му число 9 – это сумма. Че­ло­век не нашел ответ. Тогда Мы­шо­нок при­ду­мал, что числа сло­жи­ли в сумку. Че­ло­век  за­ду­мал­ся и ска­зал, если так легче за­пом­нить, то можно счи­тать, что  их сло­жи­ли в сумку. Потом Че­ло­век до­ба­вил, что  вы­ра­же­ние  тоже на­зы­ва­ет­ся сум­мой.

 

То есть слово «сумма» имеет два близ­ких зна­че­ния: ре­зуль­тат сло­же­ние и сам при­мер на сло­же­ние.

Мы­шо­нок все за­пом­нил и по­бла­го­да­рил ум­но­го взрос­ло­го се­рьез­но­го Че­ло­ве­ка. Тогда взрос­лый Че­ло­век по­про­сил Мы­шон­ка не ме­шать ему чи­тать умную книгу  и по­гру­зил­ся в чте­ние. Мы­шо­нок еще немно­го по­си­дел на столе, по­вер­тел мор­доч­кой, за­по­ми­ная, как на­зы­ва­ют­ся числа при сло­же­нии: сла­га­е­мое, сла­га­е­мое, сумма. Потом слез со стола и убе­жал в  норку к дру­гим мышам.  С тех пор он все это хо­ро­шо знал и за­пом­нил на­все­гда.

По­вто­рим из­ло­жен­ную ин­фор­ма­цию. Рас­смот­рим несколь­ко при­ме­ров.

Что по­лу­чит­ся, если к числу два при­ба­вить число пять?

Пред­ста­вим дан­ное вы­ра­же­ние с по­мо­щью тре­уголь­ни­ков.

 

По­счи­та­ем все тре­уголь­ни­ки на ри­сун­ке, по­лу­чим семь тре­уголь­ни­ков, то есть число 7.

Вспом­ним, как на­зы­ва­ют­ся числа при сло­же­нии.

Число 2 – это пер­вое сла­га­е­мое, число 5 – вто­рое сла­га­е­мое, число 7 – сумма, вы­ра­же­ние  - это тоже сумма.

Сколь­ко будет, если к вось­ми при­ба­вить два?

Да­вай­те по­счи­та­ем квад­ра­ты. (рис. 4)

 

На дан­ном ри­сун­ке - де­сять квад­ра­тов,  то есть ответ: 10.

Число 8 – это пер­вое сла­га­е­мое, число 2 – вто­рое сла­га­е­мое, число 10 – сумма, вы­ра­же­ние  - это сумма.

Что по­лу­чит­ся, если к числу один при­ба­вить число два?

Пред­ста­вим дан­ное вы­ра­же­ние с по­мо­щью кру­жоч­ков.

 

 

На дан­ном ри­сун­ке - три кру­жоч­ка,  то есть ответ: 3.

Число 1 – это пер­вое сла­га­е­мое, число 2 – вто­рое сла­га­е­мое, число 3 – сумма, вы­ра­же­ние 1+2 - это сумма.

Итак, на этом уроке мы вы­учи­ли на­зва­ние ком­по­нен­тов при сло­же­нии.  Были ре­ше­ны  при­ме­ры для за­креп­ле­ния вы­чис­ли­тель­ных на­вы­ков (сло­же­ние в пре­де­лах 10), а также на­вы­ков счета в пре­де­лах  10, что в бу­ду­щем необ­хо­ди­мо для ре­ше­ния более слож­ных задач.

*******************************************************

 

 ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/bslozhenieb/kak-nazyvaem-chisla-pri-slozhenii?seconds=0&chapter_id=336

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/vychitanie/trenirovka-vychitaniya-v-predelah-ot-1-do-10?seconds=0&chapter_id=337

http://www.youtube.com/watch?v=9gZ6dFbYoEo

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/08/17/tablitsy-nazvaniya-komponentov-deystviy-slozheniya

Файлы