6 класс. Русский язык. Указательные местоимения

6 класс. Русский язык. Указательные местоимения

Комментарии преподавателя

1. Какие ме­сто­име­ния яв­ля­ют­ся ука­за­тель­ны­ми?

Как можно до­га­дать­ся из на­зва­ния, такие слова на что-то ука­зы­ва­ют.

А ука­зы­вать они могут на опре­де­лён­ное лицо, пред­мет, при­знак или ко­ли­че­ство. «Этот мяч мой!» – го­во­ри­те вы, ука­зы­вая на свой мяч, ко­то­рый при этом дер­жи­те в руках. «Твой – вон тот!» – про­дол­жа­е­те вы, ука­зы­вая на мяч, на­хо­дя­щий­ся чуть даль­ше от вас. Слова этот и тот яв­ля­ют­ся ука­за­тель­ны­ми ме­сто­име­ни­я­ми.

К раз­ря­ду ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие слова: тот, такой, этот, таков, столь­ко; а также уста­рев­шие ме­сто­име­ния сейоныйта­ко­войэта­кий.

Неко­то­рые из них мы ис­поль­зу­ем в устой­чи­вых со­че­та­ни­ях, на­при­мер, ме­сто­име­ние сейдо сих пор, на сей раз. В целом же пе­ре­чис­лен­ные уста­рев­шие ме­сто­име­ния яв­ля­ют­ся ма­ло­упо­тре­би­тель­ны­ми, и се­год­ня мы уде­лим вни­ма­ние ука­за­тель­ным ме­сто­име­ни­ям этот, тот, такой, таков и столь­ко.

2. Роль ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний

Пе­ре­чис­лен­ные слова слу­жат не толь­ко для непо­сред­ствен­но­го ука­за­ния на пред­мет, при­знак или ко­ли­че­ство, как в слу­чае с мячом (Этот мяч мой, а тот – твой.), но и для по­стро­е­ния связ­ной речи. В таких слу­ча­ях ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на то, о чём в пред­ло­же­нии или тек­сте го­во­ри­лось ранее или о чём будет ска­за­но позже.

Рас­смот­ри­те при­ме­ры. Спро­си­те Ваню Ко­ро­лё­ва. Этот маль­чик все­гда всё знает. Ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние этот ука­зы­ва­ет на лицо, о ко­то­ром было ска­за­но ранее, и слу­жит для связи двух пред­ло­же­ний.

Ана­ло­гич­ная си­ту­а­ция в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии: Нужно оста­вить часть иг­ру­шек дома. Столь­ко вещей в сумку не по­ме­стит­ся. Здесь ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние столь­ко ука­зы­ва­ет на ко­ли­че­ство вещей, упо­мя­ну­тых в преды­ду­щем пред­ло­же­нии, и по­мо­га­ет по­стро­ить связ­ный текст.

Сле­ду­ю­щий при­мер. У меня такие хо­ро­шие дру­зья, каких не отыс­кать на всём белом свете! Ме­сто­име­ние такие (н. ф. –такой) в пер­вой части пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет на при­знак, о ко­то­ром го­во­рит­ся во вто­рой, и по­мо­га­ет свя­зать эти две части в одно целое.

…по­да­рю букет той де­вуш­ке, ко­то­рую люблю (Н. Руб­цов). Здесь ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние той (н. ф. – тот) ука­зы­ва­ет на при­знак, ко­то­рый на­зван далее: по­да­рю букет какой «той» де­вуш­ке? – лю­би­мой, или, иначе, «ко­то­рую люблю».

3. Грам­ма­ти­че­ские свой­ства ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний

Грам­ма­ти­че­ские свой­ства ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний этот, тот, такой, таков на­по­ми­на­ют грам­ма­ти­че­ские свой­ства при­ла­га­тель­ных. Все они из­ме­ня­ют­ся по родам и чис­лам. На при­ме­ре слова этот рас­смот­рим все воз­мож­ные формы родов и чисел этого ме­сто­име­ния. Про­чи­тай­те от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния Афа­на­сия Афа­на­сье­ви­ча Фета.

Это утро, ра­дость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и ве­ре­ни­цы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…

А. Фет

В дан­ном от­рыв­ке 8 раз ис­поль­зу­ет­ся ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние этот. В за­ви­си­мо­сти от числа и рода су­ще­стви­тель­но­го, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся, ме­сто­име­ние имеет раз­ные формы: ед. ч. ср. р. это, ед. ч. ж. р. эта, ед. ч. м. р. этот и форма мн. ч.эти.

Ана­ло­гич­но из­ме­ня­ют­ся ука­за­тель­ные ме­сто­име­ния тот, такой, таков.

По­ми­мо из­ме­не­ния по чис­лам и родам, ука­за­тель­ные ме­сто­име­ния этот, тот и такой из­ме­ня­ют­ся по па­де­жам, по­доб­но при­ла­га­тель­ным. Неболь­шую осо­бен­ность упо­треб­ле­ния в пред­лож­ном па­де­же имеет слово этот. С ним упо­треб­ля­ет­ся пред­лог об, а не о, как с дру­ги­ми ука­за­тель­ны­ми ме­сто­име­ни­я­ми, на­при­мер:

Я ни­че­го не знаю об этом пи­са­те­ле. Срав­ни­те это пред­ло­же­ние со сле­ду­ю­щим:

Я ни­че­го не знаю о таком пи­са­те­ле. Здесь упо­треб­лён пред­лог о.

Сек­рет за­клю­ча­ет­ся в том, что ме­сто­име­ние этот на­чи­на­ет­ся с глас­ной, а в таких слу­ча­ях на смену пред­ло­гу о все­гда при­хо­дит его по­мощ­ник – пред­лог об.

Ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние таков в со­вре­мен­ном рус­ском языке упо­треб­ля­ет­ся неча­сто и имеет форму име­ни­тель­но­го па­де­жа. При­ве­дём при­ме­ры.

Каков во­прос, таков ответ.

Та­ко­ва жизнь.

Су­ще­ству­ет также устой­чи­вое вы­ра­же­ние и был таков в зна­че­нии исчез, скрыл­ся. Перед этим вы­ра­же­ни­ем обыч­но ста­вит­ся тире:

Во­риш­ка мигом сунул яб­ло­ки в сумку, спрыг­нул с за­бо­ра – и был таков.

Те­перь рас­смот­рим осо­бен­но­сти скло­не­ния ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния столь­ко, ука­зы­ва­ю­ще­го на ко­ли­че­ство. По своим мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам оно по­хо­же на ко­ли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное. Дан­ное ме­сто­име­ние не имеет форм рода и числа и из­ме­ня­ет­ся толь­ко по па­де­жам. Скло­не­ние его немно­го необыч­но, по­это­му мы рас­смот­рим ме­сто­име­ние столь­ково всех воз­мож­ных па­деж­ных фор­мах.

И. п.: стόлько книг

Р. п.: стόльких книг

Д. п:. стόльким кни­гам

В. п.: стόлько книг

Т. п.: стόльки­ми кни­га­ми

П. п.: о стόльких кни­гах

4. Син­так­си­че­ские функ­ции ука­за­тель­ных ме­сто­име­ний

Чаще всего ука­за­тель­ные ме­сто­име­ния этот, тот, такой яв­ля­ют­ся в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ни­я­ми, на­при­мер: Вы зна­ко­мы с этим че­ло­ве­ком? На таких людей, как он, можно по­ло­жить­ся. В этих пред­ло­же­ни­ях ме­сто­име­ния этот и такой в раз­ных фор­мах вы­пол­ня­ют функ­цию опре­де­ле­ния.

Од­на­ко ме­сто­име­ния этот и тот могут вы­сту­пать в роли под­ле­жа­ще­го и до­пол­не­ния.

Глав­ный приз по­лу­чит тот, кто от­ве­тит на все во­про­сы. По­ду­май об этом!

Ме­сто­име­ния такой и таков могут иг­рать син­так­си­че­скую роль ска­зу­е­мо­го, а имен­но части ска­зу­е­мо­го. Для ма­ло­упо­тре­би­тель­но­го слова таков функ­ция ска­зу­е­мо­го яв­ля­ет­ся един­ствен­ной.

Да, я такая!

Сыр выпал – с ним была плу­тов­ка та­ко­ва.

Ме­сто­име­ние столь­ко обыч­но имеет ту же син­так­си­че­скую функ­цию, что и су­ще­стви­тель­ное, с ко­то­рым оно упо­треб­ля­ет­ся, на­при­мер, функ­цию до­пол­не­ния:

Я ни­ко­гда не видел столь­ко книг.

ИСТОЧНИКИ

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/07/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-ukazatelnye

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-dlya-klassa-ukazatelnie-mestoimen.html

http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bmestoimenieb/ukazatelnye-mestoimeniya?seconds=0&chapter_id=142

http://infourok.ru/prezentaciya_po_teme_ukazatelnye_mestoimeniya__6_klass-335138.htm

Файлы