9 класс. Русский язык. Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

9 класс. Русский язык. Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Комментарии преподавателя

Слож­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми бы­ва­ют двух видов: пер­вый слу­чай – все при­да­точ­ные при­креп­ля­ют­ся непо­сред­ствен­но к  глав­но­му;  вто­рой – когда пер­вое при­да­точ­ное при­креп­ля­ет­ся к глав­но­му, а вто­рое при­да­точ­ное – к пер­во­му и т.д.

При­да­точ­ные, ко­то­рые при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му, бы­ва­ют од­но­род­ные и неод­но­род­ные. Од­но­род­ные при­да­точ­ные, так же как од­но­род­ные члены, имеют оди­на­ко­вое зна­че­ние, от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и за­ви­сят от од­но­го слова в глав­ном пред­ло­же­нии. Между собой од­но­род­ные при­да­точ­ные могут быть свя­за­ны со­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной свя­зью (толь­ко с по­мо­щью ин­то­на­ции).

[Но груст­но ду­мать], что (на­прас­но была нам мо­ло­дость дана), что (из­ме­ня­ли ей все­час­но), что (об­ма­ну­ла нас она).

Со­ста­вим схему  пред­ло­же­ния. За­да­ем во­прос от глав­ной части: груст­но ду­мать о чем? что на­прас­но была нам мо­ло­дость дана. 1-е при­да­точ­ное – изъ­яс­ни­тель­ное. За­да­ем во­прос ко вто­ро­му при­да­точ­но­му: груст­но ду­мать о чем? что из­ме­ня­ли ей все­час­но. 2-е при­да­точ­ное – изъ­яс­ни­тель­ное. За­да­ем во­прос  к тре­тье­му при­да­точ­но­му: груст­но ду­мать о чем? что об­ма­ну­ла нас она. Мы видим три при­да­точ­ных од­но­го вида, к ко­то­рым за­да­ет­ся во­прос от од­но­го  и того же слова в глав­ном пред­ло­же­нии – перед нами  пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем (или со­под­чи­не­ни­ем – см. учеб­ник М. Ра­з­умов­ской).

Дерсу ска­зал, что это не тучи, а туман и что зав­тра день будет сол­неч­ный и даже жар­кий. Два при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му слову в  глав­ном и между собой со­еди­ня­ют­ся при по­мо­щи со­чи­ни­тель­ной связи (союз и).  Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что опять за­да­ет­ся один и тот же во­прос от од­но­го и того же слова в глав­ном.

При од­но­род­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ных воз­мо­жен про­пуск союза и со­юз­но­го слова: Где бод­рый  серп гулял и падал колос, те­перь уж пусто все. За­да­дим во­прос от глав­но­го: пусто где? где бод­рый  серп гулял,  пусто где? (где) падал колос. Во вто­ром при­да­точ­ном  пред­ло­же­нии  где опу­ще­но, а между собой  при­да­точ­ные места со­еди­не­ны со­чи­ни­тель­ным со­ю­зом и.

Под­чи­не­ние  может быть од­но­род­ным  и па­рал­лель­ным (неод­но­род­ным). Неод­но­род­ные при­да­точ­ные имеют раз­ное зна­че­ние,  от­ве­ча­ют на раз­ные во­про­сы и / или  за­ви­сят от  раз­ных слов в глав­ной части, но от­но­сят­ся к од­но­му и тому же глав­но­му пред­ло­же­нию.

Если бы мне иметь сто жиз­ней, они не на­сы­ти­ли бы всей жажды по­зна­ния, ко­то­рая  сжи­га­ет меня (В. Брю­сов). Глав­ное пред­ло­же­ние: они не на­сы­ти­ли бы всей жажды по­зна­ния. За­да­ем во­прос: при каком усло­вии? Если бы мне иметь сто жиз­ней –при­да­точ­ное усло­вия.  Еще один во­прос от глав­но­го: жажды какой? ко­то­рая сжи­га­ет меня – при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное.Мы  за­да­ли  раз­ные во­про­сы к раз­ным при­да­точ­ным  от глав­но­го пред­ло­же­ния и от слова в глав­ном пред­ло­же­нии. Такая связь  на­зы­ва­ет­ся па­рал­лель­ным (неод­но­род­ным) под­чи­не­ни­ем.

Ко вто­ро­му типу слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с двумя или несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми  от­но­сят­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­да­точ­ные об­ра­зу­ют как бы це­поч­ку. Во­прос за­да­ет­ся от глав­но­го к пер­во­му при­да­точ­но­му, затем от пер­во­го при­да­точ­но­го ко вто­ро­му и т.д. 

Она при­ш­ла в ужас, когда  узна­ла, что пись­мо нес отец (Ф. До­сто­ев­ский). Глав­ное пред­ло­же­ние – Она при­ш­ла в ужас, от него за­да­ем во­прос: при­ш­ла в ужас когда? когда узна­ла – при­да­точ­ное вре­ме­ни.Пер­вое при­да­точ­ное на­зы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пер­вой сте­пе­ниЗа­да­ем во­прос ко вто­ро­му при­да­точ­но­му. Узна­ла о чем? что пись­мо нес отец –  при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. Такое при­да­точ­ное (к ко­то­ро­му за­да­ет­ся во­прос от пер­во­го)  на­зы­ва­ет­ся при­да­точ­ным вто­рой сте­пе­ни. А  связь на­зы­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние.

В за­ви­си­мо­сти от того, сколь­ко будет при­да­точ­ных, столь­ко сте­пе­ней и будет. Ино­гда при по­сле­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии одно при­да­точ­ное на­хо­дит­ся  внут­ри дру­го­го при­да­точ­но­го. В этом слу­чае могут ока­зать­ся радом два под­чи­ни­тель­ных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др.  Эти при­да­точ­ные надо ви­деть и раз­ли­чать. О зна­ках мы по­го­во­рим на сле­ду­ю­щем уроке.

Вода об­ру­ши­лась так страш­но, что, когда сол­да­ты бе­жа­ли внизу, им вдо­гон­ку уже ле­те­ли  бу­шу­ю­щие по­то­ки. Глав­ное пред­ло­же­ние: Вода об­ру­ши­лась так страш­но. За­да­ем во­прос: так страш­но в какой сте­пе­ни? что  им вдо­гон­ку уже ле­те­ли  бу­шу­ю­щие по­то­ки – при­да­точ­ное меры и сте­пе­ни. Ле­те­ли когда? когда сол­да­ты бе­жа­ли внизу – при­да­точ­ное вре­ме­ниНо во­прос уже за­да­ем от при­да­точ­но­го меры и сте­пе­ни. Это слу­чай по­сле­до­ва­тель­но­го под­чи­не­ния.  Важно по­ни­мать, что из чего сле­ду­ет.

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с тремя и более при­да­точ­ны­ми могут быть и более слож­ные ком­би­на­ции: Кто в мо­ло­до­сти не свя­зал себя проч­ны­ми свя­зя­ми с внеш­ним  и пре­крас­ным делом или, по край­ней мере, с чест­ным и по­лез­ным тру­дом, тот может счи­тать свою мо­ло­дость бес­след­но по­те­рян­ной, как бы ве­се­ло она ни про­шла, сколь­ко бы при­ят­ных вос­по­ми­на­ний  она ни оста­ви­ла. Глав­ное пред­ло­же­ние: тот может счи­тать свою мо­ло­дость бес­след­но по­те­рян­ной. За­да­ем во­про­сы:какой тот? кто в мо­ло­до­сти не свя­зал себя проч­ны­ми свя­зя­ми с внеш­ним  и пре­крас­ным делом или, по край­ней мере, с чест­ным и по­лез­ным тру­дом – при­да­точ­ное ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ное. Сле­ду­ю­щий во­прос: может счи­тать свою мо­ло­дость  бес­след­но по­те­рян­ной  несмот­ря на что? как бы ве­се­ло она ни про­шла – при­да­точ­ное уступ­ки. Во­прос снова задан от глав­но­го пред­ло­же­ния – связь между при­да­точ­ны­ми па­рал­лель­ная (раз­ные во­про­сы от од­но­го глав­но­го к раз­ным при­да­точ­ным). Тот может счи­тать свою мо­ло­дость  бес­след­но по­те­рян­ной  несмот­ря на что? - сколь­ко бы при­ят­ных вос­по­ми­на­ний  она ни оста­ви­ла – при­да­точ­ное уступ­ки, во­прос задан от того же глав­но­го и тот же, что и к преды­ду­ще­му пред­ло­же­нию (од­но­род­ное под­чи­не­ние). Таким об­ра­зом, в  этом пред­ло­же­нии  мы имеем  и па­рал­лель­ное, и од­но­род­ное под­чи­не­ние.

Пи­са­рев писал, что че­ло­ве­че­ская при­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на и эла­стич­на, что может со­хра­нить свою све­жесть и кра­со­ту по­сре­ди  са­мо­го гне­ту­ще­го без­об­ра­зия окру­жа­ю­щей об­ста­нов­киПи­са­рев писал о чем? что че­ло­ве­че­ская при­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на и эла­стич­на – при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. При­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та, силь­на  и эла­стич­на  в какой сте­пе­ни? что может со­хра­нить свою све­жесть и кра­со­ту по­сре­ди  са­мо­го гне­ту­ще­го без­об­ра­зия окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки – при­да­точ­ное меры и сте­пе­ни. В этом пред­ло­же­нии по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние.

Доб­рый че­ло­век не  тот, кто умеет де­лать добро, а тот, кто не умеет де­лать зла (В. Клю­чев­ский). Доб­рый че­ло­век не  тот какой тот? кто умеет де­лать добро. Доб­рый че­ло­век не тот, а тот  какой тот? кто не умеет де­лать зла. У нас по­лу­чи­лось одно глав­ное, в нем при­да­точ­ное кто умеет де­лать добро, а после глав­но­го еще одно при­да­точ­ное. Это па­рал­лель­ное под­чи­не­ние.

Слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в  на­уч­ном стиле, такие пред­ло­же­ния по­мо­га­ют пе­ре­дать слож­ные связи между фак­та­ми, что яв­ля­ет­ся целью на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/osnovnye-vidy-slozhnopodchinyonnyh-predlozheniy-s-neskolkimi-pridatochnymi?seconds=0&chapter_id=166

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-oeCvr4BcVw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=l4FWIGdfoOo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=K2iee1BXQK4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы