9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия

Комментарии преподавателя

 1. Введение

При­да­точ­ные пред­ло­же­ния об­ра­за дей­ствия, меры  и сте­пе­ни ха­рак­те­ри­зу­ют образ, спо­соб  со­вер­ше­ния дей­ствия  или  сте­пень про­яв­ле­ния ка­че­ствен­но­го при­зна­ка,  на­зван­но­го в глав­ной части. От­ве­ча­ют на во­про­сы как? каким  об­ра­зом? в какой сте­пе­ни? на­сколь­ко?. Они за­ви­сят от слова, ко­то­рое вы­пол­ня­ет в глав­ном пред­ло­же­нии функ­цию об­сто­я­тель­ства об­ра­за дей­ствия и сте­пе­ни (это может быть гла­гол, при­ла­га­тель­ное или на­ре­чие), и,  как  пра­ви­ло, стоят после глав­ной части. К глав­но­му пред­ло­же­нию при­со­еди­ня­ют­ся двумя спо­со­ба­ми: со­юз­ны­ми сло­ва­ми как, сколь­ко, на­сколь­ко или со­ю­за­ми  что, чтобы, слов­но, точно, будто, как будтоНа­ступ­ле­ние шло так (как, каким об­ра­зом?), как было преду­смот­ре­но в штабе.

В глав­ной части обя­за­тель­но со­дер­жат­ся ука­за­тель­ные слова такой, таков (ме­сто­име­ние),  на­столь­ко, на­сколь­ко, так (на­ре­чия).Ука­за­тель­ные слова об­ра­зу­ют с со­ю­за­ми со­от­но­си­тель­ные пары: так - что, такой – что, до того – что, на­столь­ко – что. Если нет ука­за­тель­но­го слова, то это не при­да­точ­ное об­ра­за дей­ствия, меры и сте­пе­ни.

В схеме ука­за­тель­ное слово  вклю­ча­ем в квад­рат­ные скоб­ки (глав­ная часть), со­юз­ное слово  –  в круг­лые скоб­ки ( при­да­точ­ная часть), союз – перед круг­лы­ми скоб­ка­ми.

Ста­руш­ке столь­ко же хо­те­лось по­вто­рить свой рас­сказ, сколь­ко мне его слу­шать.[ столь­ко же],  ( сколь­ко   ). Сколь­ко – со­юз­ное слово.

При­да­точ­ные об­ра­за дей­ствия, меры  и сте­пе­ни могут быть од­но­знач­ны­ми и мно­го­знач­ны­ми. Од­но­знач­ные обыч­но  при­креп­ля­ют­ся при по­мо­щи со­юз­ных слов как, сколь­ко, на­сколь­ко. Дву­знач­ные – при­со­еди­ня­ют­ся со­ю­за­ми, и эти союзы вно­сит до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние: союз что – зна­че­ние след­ствия,  союз чтобы – зна­че­ние цели.

Белые ака­ции пахли так силь­но, что их слад­кий, при­тор­ный, кон­фет­ный запах чув­ство­вал­ся на губах и во рту (при­да­точ­ное об­ра­за дей­ствия и сте­пе­ни имеет  вто­рое зна­че­ние след­ствия, ко­то­рое вно­сит союз что).

Кра­си­вая де­вуш­ка долж­на быть одета так, чтобы вы­де­лять­ся из окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки (К. Па­у­стов­ский.) (при­да­точ­ное об­ра­за дей­ствия и сте­пе­ни  со зна­че­ни­ем цели, его вно­сит союз чтобы).

Все это ма­лень­кое рас­те­ние так свер­ка­ло у наших ног, будто оно было дей­стви­тель­но сде­ла­но из хру­ста­ля (при­да­точ­ное дву­знач­ное, от­ве­ча­ет на во­прос каким об­ра­зом? А союз будто вно­сит от­те­нок срав­не­ния).

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-stepeni-obraza-deystviya?seconds=0&chapter_id=166

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=odTtMSyY5DE

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=k6qgirWpaHE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=CDbi_WMzzSk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=fKbiwbwU1b8

Файлы