8 класс. Алгебра. Рациональные числа. Понятие квадратного корня. График функции квадратного корня.

8 класс. Алгебра. Рациональные числа. Понятие квадратного корня. График функции квадратного корня.

Комментарии преподавателя

На данном уроке мы познакомимся с таким важным понятием, как квадратный корень из неотрицательного числа. Изучение квадратных корней является ещё одним шагом к пониманию структуры чисел, которая существует в математике. До этого мы уже несколько раз преодолевали «запреты», которые изначально сами же и ставили. Так, вначале мы научились вычитать из меньших чисел большие, в результате чего появились отрицательные числа. Затем мы научились делить числа с остатком, следствием чего стало знакомство с нецелыми или дробными числами. Сегодняшний же урок позволит нам познакомиться с такими числами, которые (как мы выясним позже) нельзя представить в виде обыкновенной дроби. На этом уроке мы введём понятие квадратного корня из неотрицательного числа и научимся применять его при работе с графиками и решении простейших уравнений. 

 

 

Тема: Функ­ция . Свой­ства квад­рат­но­го корня

Урок: По­ня­тие квад­рат­но­го корня из неот­ри­ца­тель­но­го числа. Ос­нов­ные по­ня­тия

 1. Примеры решения простейшего квадратного уравнения

Цель дан­но­го урока – по­нять, что такое квад­рат­ный ко­рень из неот­ри­ца­тель­но­го числа, и в какой си­ту­а­ции воз­ник­ла необ­хо­ди­мость вве­сти это новое по­ня­тие.

Нач­нём из­да­ле­ка. Рас­смот­рим па­ра­бо­лу, то есть гра­фик функ­ции . При изу­че­нии этого гра­фи­ка и его свойств, мы ре­ша­ли две ос­нов­ные за­да­чи: 1) при за­дан­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та () по­лу­чить со­от­вет­ству­ю­щее ему зна­че­ние функ­ции (); 2) при за­дан­ном зна­че­нии функ­ции () по­лу­чить со­от­вет­ству­ю­щие ей зна­че­ния ар­гу­мен­та ().

Вто­рая из этих задач и при­ве­дёт нас к вве­де­нию но­во­го по­ня­тия.

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щую за­да­чу.

При­мер 1

Ре­шить урав­не­ние: .

Ре­ше­ние:

I спо­соб

Пе­ре­не­сём все вы­ра­же­ния в левую часть, по­лу­чим: .

Ответ: .

II спо­соб

Решим дан­ное урав­не­ние гра­фи­че­ски. Для этого на­ри­су­ем гра­фи­ки двух функ­ций:  и . Пе­ре­се­че­ния этих гра­фи­ков (точ­нее, абс­цис­сы точек пе­ре­се­че­ния) и будут кор­ня­ми дан­но­го урав­не­ния.

Рис. 1.

Мы видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в двух точ­ках, абс­цис­сы ко­то­рых равны  и . По­это­му ре­ше­ние урав­не­ния будет сле­ду­ю­щим: .

Ответ: .

 Решим ещё один ана­ло­гич­ный при­мер.

При­мер 2

Ре­шить урав­не­ние: .

Ре­ше­ние:

I спо­соб

Пе­ре­не­сём все вы­ра­же­ния в левую часть, по­лу­чим: .

Ответ: .

II спо­соб

Решим дан­ное урав­не­ние гра­фи­че­ски. Для этого на­ри­су­ем гра­фи­ки двух функ­ций:  и . Пе­ре­се­че­ния этих гра­фи­ков (точ­нее, абс­цис­сы точек пе­ре­се­че­ния) и будут кор­ня­ми дан­но­го урав­не­ния.

Рис. 2.

Мы видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в двух точ­ках, абс­цис­сы ко­то­рых равны  и . По­это­му ре­ше­ние урав­не­ния будет сле­ду­ю­щим: .

Ответ: .

Как видим, пока новый тер­мин нам не по­на­до­бил­ся.

 2. Примеры решения простейшего квадратного уравнения в неотрицательных числах

Те­перь рас­смот­рим немно­го дру­гую функ­цию: .

Гра­фик этой функ­ции изоб­ра­жён на рис. 3. (так как функ­ция опре­де­ле­на толь­ко при по­ло­жи­тель­ных зна­че­ни­ях ).

Те­перь решим сле­ду­ю­щее урав­не­ние (си­сте­му).

 При­мер 3

Ре­шить урав­не­ние (си­сте­му): .

Ре­ше­ние:

I спо­соб

.

Ответ: .

 

Рис. 3.

II спо­соб

Решим дан­ное урав­не­ние (си­сте­му) гра­фи­че­ски. Для этого на­ри­су­ем гра­фи­ки двух функ­ций:  и . Пе­ре­се­че­ние этих гра­фи­ков (точ­нее, абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния) и будет кор­нем дан­но­го урав­не­ния.

Рис. 4.

Мы видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в одной точке, абс­цис­са ко­то­рой равна . По­это­му ре­ше­ние урав­не­ния будет сле­ду­ю­щим: .

Ответ: .

При­мер 4

Ре­шить урав­не­ние (си­сте­му): .

Ре­ше­ние:

I спо­соб

.

Ответ: .

II спо­соб

Решим дан­ное урав­не­ние (си­сте­му) гра­фи­че­ски. Для этого на­ри­су­ем гра­фи­ки двух функ­ций:  и . Пе­ре­се­че­ние этих гра­фи­ков (точ­нее, абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния) и будет кор­нем дан­но­го урав­не­ния.

Рис. 5.

Мы видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в одной точке, абс­цис­са ко­то­рой равна 2. По­это­му ре­ше­ние урав­не­ния будет сле­ду­ю­щим: .

Ответ: .

И снова видим, что новый тер­мин не по­на­до­бил­ся, но за­ме­тим, что ре­ше­ние по­лу­чи­лось един­ствен­ным и неот­ри­ца­тель­ным.

 3. Возникновение понятия квадратного корня из неотрицательного числа

Рас­смот­рим те­перь при­мер, ко­то­рый при­ве­дёт нас к воз­ник­но­ве­нию по­ня­тия квад­рат­но­го корня из неот­ри­ца­тель­но­го числа.

При­мер 5

Ре­шить урав­не­ние (си­сте­му): .

Ре­ше­ние:

I спо­соб

.

Но мы пока не знаем, какое число в квад­ра­те даёт нам . Может быть, та­ко­го числа не су­ще­ству­ет?

Для от­ве­та на этот во­прос по­про­бу­ем ре­шить это урав­не­ние (си­сте­му) вто­рым спо­со­бом.

II спо­соб

Решим дан­ное урав­не­ние (си­сте­му) гра­фи­че­ски. Для этого на­ри­су­ем гра­фи­ки двух функ­ций:  и . Пе­ре­се­че­ние этих гра­фи­ков (точ­нее, абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния) и будет кор­нем дан­но­го урав­не­ния.

Рис. 6.

Мы видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в одной точке. Зна­чит, ре­ше­ние дан­но­го урав­не­ния (си­сте­мы). Ко­рень дан­но­го урав­не­ния (абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния) и на­зва­ли квад­рат­ным кор­нем из . Обо­зна­ча­ет­ся это число сле­ду­ю­щим об­ра­зом: . По­лу­ча­ем, что: . Это и будет ре­ше­ни­ем дан­но­го урав­не­ния.

Ответ: .

Те­перь мы уже го­то­вы сфор­му­ли­ро­вать стро­гое опре­де­ле­ние но­во­го по­ня­тия.

 4. Определение квадратного корня из неотрицательного числа

Опре­де­ле­ние

Квад­рат­ным кор­нем из неот­ри­ца­тель­но­го числа на­зы­ва­ет­ся такое число неот­ри­ца­тель­ное число , квад­рат ко­то­ро­го равен .

Рис. 7.

По­яс­ним дан­ное опре­де­ле­ние на при­ме­ре гра­фи­ка  – см. рис. 6. Точка пе­ре­се­че­ния дан­но­го гра­фи­ка и пря­мой  имеет ко­ор­ди­на­ты  или: .

Рас­смот­рим при­ме­ры на­хож­де­ния квад­рат­ных кор­ней:

;

;

 – не имеет смыс­ла, так как ;

.

 5. Решение примеров и работа с графиками

Ис­поль­зу­ем вновь вве­дён­ное по­ня­тие для ра­бо­ты с гра­фи­ка­ми и ре­ше­ния урав­не­ний.

Снова рас­смот­рим гра­фик функ­ции . Если нам необ­хо­ди­мо найти  – то это будет абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния с дан­ным гра­фи­ком пря­мой . Ана­ло­гич­но:  – абс­цис­са точки пе­ре­се­че­ния с дан­ным гра­фи­ком пря­мой  – пря­мой . (см. рис. 7).

Те­перь рас­смот­рим при­ме­ры ре­ше­ния урав­не­ний (си­стем):

1)  . При этом можно вы­чис­лять это число при­бли­жён­но, поль­зу­ясь тем, что: , по­это­му: . Можно точ­нее: , по­это­му: .

2)  . При этом можно вы­чис­лять это число при­бли­жён­но, поль­зу­ясь тем, что: , по­это­му: .

Рис. 8.

Итак, мы рас­смот­ре­ли по­ня­тие квад­рат­но­го корня из неот­ри­ца­тель­но­го числа, изу­чи­ли за­да­чи, из ко­то­рых оно воз­ни­ка­ет, а также рас­смот­ре­ли ряд при­ме­ров на вы­чис­ле­ние про­стей­ших кор­ней и ра­бо­ту с гра­фи­ка­ми.

На сле­ду­ю­щем уроке мы более де­таль­но изу­чим ра­бо­ту с квад­рат­ны­ми кор­ня­ми из неот­ри­ца­тель­ных чисел.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/funktsiya-y-x-svoystva-kvadratnogo-kornya/ponyatie-kvadratnogo-kornya-iz-neotritsatelnogo-chisla-osnovnye-ponyatiya?konspekt&chapter_id=920

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=TnVp5BrBjS0

Файлы