9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Комментарии преподавателя

 1. Введение

При­да­точ­ные места обо­зна­ча­ют место или про­стран­ство, где на­хо­дит­ся пред­мет или про­ис­хо­дит что-ли­бо, и от­ве­ча­ют на во­прос где?, куда?, от­ку­да?. Обыч­но при­да­точ­ные места  стоят после глав­ной части: «Иди, куда вле­чет тебя сво­бод­ный ум…» (А. Пуш­кин.) В глав­ной части могут быть ука­за­тель­ные слова там, туда, от­ту­да – это на­ре­чия, ко­то­рые в пред­ло­же­нии яв­ля­ют­ся об­сто­я­тель­ством места: «Я от­пра­вил­ся туда, куда пошли все од­но­класс­ни­ки».  При­да­точ­ное пред­ло­же­ние может  на­хо­дить­ся и перед глав­ным. Такой прием ис­поль­зу­ет­ся для уси­ле­ния смыс­ло­во­го зна­че­ния при­да­точ­но­го. Чаще всего  это на­блю­да­ет­ся в по­сло­ви­цах, по­го­вор­ках афо­риз­мах: «Куда ни кинь, всюду клин». (По­сло­ви­ца) При­да­точ­ные места при­креп­ля­ют­ся со­юз­ны­ми сло­ва­ми где, куда, от­ку­да. Чтобы опре­де­лить вид при­да­точ­но­го, надо по­смот­реть, к чему оно от­но­сит­ся и на какой во­прос от­ве­ча­ет. Срав­ни­те:  Везде (где везде?), где необ­хо­ди­мо, по­стро­и­ли  дет­ские пло­щад­ки. - Де­рев­ня (какая де­рев­ня?),  где ску­чал  Ев­ге­ний, была пре­лест­ный уго­лок. (А. Пуш­кин). В пер­вом слу­чае перед нами при­да­точ­ное места, а во вто­ром – при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное.

При­да­точ­ные  пред­ло­же­ния вре­ме­ни  от­ве­ча­ют на во­про­сы когда?  как долго?  с каких пор? до каких пор? и др.  При­да­точ­ные вре­ме­ни при­креп­ля­ют­ся  к глав­но­му пред­ло­же­нию со­ю­за­ми когда, пока, лишь толь­ко, как толь­ко, едва, в то время как. Глав­ные пред­ло­же­ния  могут иметь ука­за­тель­ные слова  тогда, до тех пор. При на­ли­чии в глав­ной части на­ре­чия со зна­че­ни­ем вре­ме­ни, в том числе ука­за­тель­но­го слова тогда, при­да­точ­ное при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му со­юз­ным сло­вом когда: «Мы встре­ти­лись тогда, когда я го­то­вил­ся к по­ступ­ле­нию».

Дей­ствия, о ко­то­рых го­во­рит­ся в глав­ном и при­да­точ­ном пред­ло­же­ни­ях, могут про­ис­хо­дить од­но­вре­мен­но или по­сле­до­ва­тель­но. При од­но­вре­мен­но­сти дей­ствий ис­поль­зу­ют­ся союзы когда, пока, по­ку­да, как, в то время как.  При по­сле­до­ва­тель­но­сти дей­ствий упо­треб­ля­ют­ся   про­стые союзы когда, едва, как толь­ко, лишь, чуть и др.  Это сти­ли­сти­че­ски  ней­траль­ные союзы.  Союзы по­ку­да и чуть имеют от­те­нок раз­го­вор­но­сти. Все со­став­ные союзы (в то время как, пре­жде чем, перед тем каки т.д.) имеют от­те­нок  книж­но­сти. Союзы  по­ка­мест, как скоро, пре­жде,  неже­ли  уста­рев­шие. Союз как может в одних слу­ча­ях  при­да­вать речи ар­ха­и­че­ский от­те­нок, в дру­гих – про­сто­реч­ный.  

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-mesta-i-vremeni

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=y-PE5zd4zUg

источник презентации - http://900igr.net/zip/russkij-jazyk/Slozhnopodchinjonnye-predlozhenija-s-pridatochnymi.html

Файлы