9 класс. Русский язык. Основные виды сложных предложений

9 класс. Русский язык. Основные виды сложных предложений

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Слож­ное пред­ло­же­ние  от­ли­ча­ет­ся от про­сто­го ко­ли­че­ством грам­ма­ти­че­ских основ. В про­стом пред­ло­же­нии одна грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва,  в слож­ном - две и более. Но два про­стых пред­ло­же­ния – это не то же, что слож­ное, со­сто­я­щее из этих же про­стых. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в слож­ном воз­ни­ка­ет смыс­ло­вая и ин­то­на­ци­он­ная  связь. В слож­ном пред­ло­же­нии ин­фор­ма­ции боль­ше, чем в  двух про­стых.

Слож­ные пред­ло­же­ния по на­ли­чию / от­сут­ствию со­ю­зов де­лят­ся на со­юз­ные и бес­со­юз­ные (со­еди­ня­ют­ся толь­ко при по­мо­щи ин­то­на­ции).  Со­юз­ные пред­ло­же­ния де­лят­ся на слож­но­со­чи­нен­ные (с со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми) и слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (с под­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми). Есть и дру­гие  при­зна­ки, по ко­то­рым раз­ли­ча­ют слож­но­со­чи­нен­ные и слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния. О них вы узна­е­те на дру­гих уро­ках. 

Виды пред­ло­же­ний

При­знак

Со­юз­ные

Бес­со­юз­ные (БСП)

По на­ли­чию или от­сут­ствию со­ю­зов

Слож­но­со­чи­нен­ные (ССП)

 

По тому, ка­ки­ми сред­ства­ми связи (со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми, под­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми) со­еди­не­ны части

Слож­но­под­чи­нен­ные (СПП)

 

С раз­ны­ми ви­да­ми связи  (со­юз­ной и бес­со­юз­ной)

 

До­маш­нее за­да­ние

Во­про­сы

1.      Какие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся про­сты­ми?

2.      Какие пред­ло­же­ния на­зы­ва­ют­ся слож­ны­ми?

3.      На какие две груп­пы де­лят­ся слож­ные пред­ло­же­ния?

4.      По каким при­зна­кам  раз­ли­ча­ют слож­но­со­чи­нен­ные  (ССП) и слож­но­под­чи­нен­ные (СПП) пред­ло­же­ния?

Упраж­не­ние 1.  Найти грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы в пред­ло­же­ни­ях.

1) Стран­ный ста­ри­чок го­во­рил очень про­тяж­но, и звук его го­ло­са изу­мил меня. 2) Пока сво­бо­дою горим, пока серд­ца для чести живы, мой друг, от­чизне по­свя­тим души пре­крас­ные по­ры­вы. (А. Пуш­кин.). 3) Я хочу, чтобы слы­ша­ла ты, как тос­ку­ет мой голос живой (А. Сур­ков.) 4) Дом, в ко­то­ром я про­вел дет­ство,  сей­час уже сне­сен. 5) Сест­ра за­ни­ма­лась с ре­пе­ти­то­ром, по­это­му  все эк­за­ме­ны  сдала на от­лич­но. 6) Са­мо­вар вски­пел, мать внес­ла его в ком­на­ту.

Упраж­не­ние 2. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Со­чи­ни­тель­ные союзы под­черк­ни­те одной чер­той, а под­чи­ни­тель­ные – двумя.

1) Ему было ве­се­ло а мне очень груст­но. 2) Когда  ему было ве­се­ло мне было очень груст­но.3) Ветер тек ши­ро­кой, ров­ной вол­ной  но ино­гда он точно пры­гал через что-то неви­ди­мое  и  рож­дая силь­ный порыв  раз­ве­вал во­ло­сы жен­щин в фан­та­сти­че­ские гривы  взды­мав­ши­е­ся во­круг их голов. (М. Горь­кий.). 4) Мысль о ско­рой  раз­лу­ке  со  мною  так по­ра­зи­ла ма­туш­ку что она уро­ни­ла ложку в ка­стрюль­ку  и слезы по­тек­ли по ее лицу.  (А. Пуш­кин.). 6) На­ка­нуне ба­тюш­ка объ­явил  что на­ме­рен пи­сать со  мною к бу­ду­ще­му моему на­чаль­ни­ку  и  по­тре­бо­вал  пера  и бу­ма­ги. (А. Пуш­кин.).

Упраж­не­ние 3.  Из про­стых пред­ло­же­ний со­ставь­те слож­ные так, чтобы по­лу­чи­лись ССП, СПП, БСП.

1) На­сту­пи­ла осень. Уле­те­ли птицы.  2) Было уже де­сять часов ве­че­ра. Над садом све­ти­ла пол­ная луна. 3) Вы­со­ко в небе сияло солн­це. Горы зноем ды­ша­ли в небо.

Упраж­не­ние 4.  Най­ди­те в тек­сте пред­ло­же­ния, со­еди­нен­ные бес­со­юз­ной свя­зью.

По типу речи  ре­цен­зия, как пра­ви­ло, бы­ва­ет рас­суж­де­ни­ем: оцен­ка про­из­ве­де­ния (тезис) обя­за­тель­но долж­на быть ар­гу­мен­ти­ро­ва­на (до­ка­за­на) или объ­яс­не­на. Ре­цен­зия по­хо­жа на отзыв и эссе, но от­ли­ча­ет­ся от них как по со­дер­жа­нию, так и по форме.

Более жест­кие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся и к  форме ре­цен­зии: в от­ли­чие от от­зы­ва и эссе, она пи­шет­ся по опре­де­лен­но­му плану, в ней  обыч­но ис­поль­зу­ет­ся книж­ная, часто на­уч­ная речь,  сдер­жан­ная по тону, ли­шен­ная осо­бой экс­прес­сии.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnoe-predlozhenie/osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy?seconds=0&chapter_id=163

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ijg2AHFvclg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8ea4alO1de8

источник презентации - http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/9732-osnovnye-vidy-slozhnyh-predlozheniy.html

Файлы