Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )

Русский язык. Союз. 7 класс ( урок 100-113 )

Комментарии преподавателя

Цели: 

углубить знания учащихся о сочинительных союзах; знать, на какие группы по значению делятся сочинительные союзы; учить находить сочинительные союзы в предложениях и определять, какие части в предложении связывают данные союзы; дать понятие составных союзов  и повторяющихся;

воспитывать любовь учащихся к родному языку, желание углубить свои знания по русскому языку; на примере музыки, текста о музыке воспитывать эстетический вкус учеников, приобщать к миру прекрасного;

развивать интерес к русскому языку, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умение находить сочинительные союзы в тексте, различать их по значению; умение различать простые предложения с однородными членами предложения, связанными сочинительными союзами, и сложные предложения с этими же союзами; правильно ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении; развивать навык лингвистического анализа текста; повторить разные виды разборов.

 

Оборудование урока

1. Учебники русского языка.

2. Диск с записью музыки.

3. Компьютер.

4. На столах учащихся напечатанный текст «Музыку слушают сердцем».

5. Доска. Написанный текст «Музыку слушают сердцем» с пропущенными    

    орфограммами и пунктограммами.

6. Переносная доска.

7. Таблица «Сочинительные союзы».

8. Карточки с индивидуальными заданиями.

 

 

 

План урока

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Повторение – 7 мин.

3. Новая тема:

    а) работа с текстом -12 мин.

   б) работа с таблицей – 1 мин.

4. Закрепление:

   а) самостоятельная работа и проверка её -8 мин.

   б) проверка индивидуальной работы учащихся – 4 мин.

   в) работа с упражнением учебника – 4 мин.

   г) графический диктант – 4 мин.

5. Обобщение – 1 мин.

6. Домашнее задание, оценки – 2 мин.

 

                                              Ход урока

 

I. Организационный момент.

(Звучит музыка)Слайд 1(Тема урока)

- (Приветствие.) Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Сочинительные союзы». Подумайте и скажите, что мы должны будем узнать на уроке, с чем подробнее познакомимся? (Предполагаемый ответ: подробнее узнаем о сочинительных союзах, новый материал об этих союзах.)

Слайд 2 (Цели урока)

- Действительно, мы расширим свои знания о сочинительных союзах, узнаем, на какие группы по значению они делятся, какие союзы считаются составными и повторяющимися. Усвоение темы нынешнего урока поможет вам в 9-ом классе легче одолеть материал по синтаксису сложносочиненного предложения. Подпишите в тетрадях дату сегодняшнего урока, классную работу и тему урока.

 

II. Повторение.

( Музыка выключена)

 

1. Раздача карточек с  индивидуальным заданием.

-Начнем работу с индивидуального задания: 1-ый ученик – синтаксический разбор предложения Остановитесь, отложите ваши дела и прислушайтесь; 2-ой ученик – морфологический разбор глагола отложите; 3-ий ученик – фонетический разбор слова рояль; 4-ый – рассказать о союзах, предварительно начертив схему.

 

2. Словарный диктант у доски (подчеркнуть орфограммы).

-Я для словарного диктанта взяла слова, которые мы часто употребляем в речи на уроках русского языка, но редко пишем.

Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация

- Какое обобщающее определение можно подобрать к записанным словам?

(Ответ: Разделы науки о русском языке.)

грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения

- При каком разборе мы употребляем в своей речи эти термины?

( Ответ: При синтаксическом разборе предложения.)

союз, простой, составной, повторяющийся, подчинительный, сочинительный.

- Записанные слова часто будут звучать сегодня у нас на уроке.

 

3. Проверка выполнения индивидуальной работы 4-ым учеником.

Слайд 3 (Схема)

-Расскажите по схеме, что вы уже знаете о союзах из предыдущих уроков.  

Примерная схема на слайде:

                                            Союзы

                        сочинительные          подчинительные

                                           соединяют

                        однор.члены                    прост. предл.

                                                                  в составе спп

                         прост. предл.                    [  ] , ( если ).

                         в составе ссп

                          [  ] , и [  ].    

III. Новая тема.

- Сегодня нам предстоит расширить свои знания о сочинительных союзах.

 

1. Работа с текстом:

 а) обратимся к тексту, который написан на доске и лежит на партах перед вами.

 Задание: один ученик выразительно читает текст (предварительно подготовленный),

2- ой в тексте на доске расставит пропущенные знаки препинания и объяснит их постановку,

3-ий – на доске в тексте вставит пропущенные орфограммы и объяснит их.

- Послушайте текст «Музыку слушают сердцем» и подумайте, о чем он.

                                                         

                               Музыку слушают сердцем

  Вы пришли домой из школы и включили радио. Зазвучала музыка   а вы занялись своими д..лами в ожидани.. интересной передачи. Вы то пр..слушиваетесь к музык.., то отвлекаетесь на телевизор. Вы прекрасно слыш..те музыку  но это и всё. На самом деле музыки вы (не) слышите.

  Остановитесь  отл..жите ваши дела и прислушайтесь. Нежная  тихая м..лодия к..снулась вас. Грустит не только р..яль  но и вы тоже.

  Музыка помогает как вашим думам, так и воспоминаниям. Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши   а сейчас вы услышали её сердцем. Она трогает вас и волнует. Вот то бурная, то порывистая, то стремительная музыка. Вы словно слышите страс..ную или яркую реч.. .

  Музыку надо слушать сердцем   и тогда она станет вашим верным другом и помощ(?)ником в жизни.

                                                                                По О. Туберовской

Слайд 4 (Вопросы для анализа текста)

б) элементы лингвистического анализа текста.

- Ребята, о чем услышанный вами текст?

- Как бы вы определили идею, основную мысль этого текста?

- К какому стилю языка вы отнесли бы прочитанный текст?

- Найдите во вступлении и заключении текста признаки рассуждения, то есть тезис и вывод.

- А какую роль играет музыка в вашей жизни?

 

в) проверка индивидуальной работы (объяснение вставленных орфограмм и пунктограмм). (Учащиеся на листках с напечатанным текстом тоже вставляют буквы, ставят запятые).

 

г) работа по теме урока.

-  Запишем в тетрадь первое предложение

Вы пришли домой из школы и включили радио.

- Найдите союз, определите, что он соединяет? ( Ответ: сочинительный союз и соединяет однородные сказуемые.)

- Подумайте, действия происходят одновременно или следуют одно за другим?

- Это соединительный союз.

- Запишем второе предложение. Найдем союз и определим, что он соединяет.

Зазвучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи.

 ( Ответ: сочинительный союз а соединяет два простых предложения в составе сложного.)

- Если союз соединяет предложение, которое, как в данном случае,  противопоставлено другому, или устанавливается различие между явлениями, такой союз относится к противительным союзам.

- Запишем третье предложение. Та же самая работа.

Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.

( Ответ: сочинительный союз то – то соединяет однородные сказуемые.)

- В подобных предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких. Такие союзы являются разделительными. Союз то – то – повторяющийся.

- Ребята, сделайте вывод, на какие три группы по значению делятся сочинительные союзы?

2. Работа с таблицей.

- Обратите внимание на таблицу. Итак, сочинительные союзы по значению делятся на три группы:

1) соединительные (прочитайте, какие союзы относятся к этой группе);

2) разделительные (прочитайте разделительные союзы);

3) противительные (назовите эти союзы).

(Обратить внимание на составные и повторяющиеся союзы)

 

IV. Закрепление.

Слайд 5 (Задания по рядам для самостоятельной работы)

1. Задание по рядам. Самостоятельная работа.

- Найдите в тексте предложения с сочинительными союзами и выпишите их. Определите,  что соединяют союзы. Первому ряду два примера с соединительными союзами (кроме и),

второму – два примера с противительными союзами,

третьему ряду – два примера с разделительными союзами.

Во время самостоятельной работы обращайте своё внимание на таблицу. На работу отводится 3 минуты.

 

2. Проверка самостоятельной работы.

( 1-ый ряд. Грустит не только рояль, но и вы тоже. Союз не только – но и – соединительный, составной, соединяет два простых предложения.)

Музыка помогает как вашим думам, так и воспоминаниям. Сочинительный союз как – так и – соединительный, составной, соединяет однородные дополнения.)

2-ой ряд. Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. Сочинительный союз но – противительный, соединяет два простых предложения. (В случае затруднения учитель подсказывает)

- Обратите внимание на слово и в этом предложении. Союз ли это? Можете ли доказать?

( Ответ учащихся или подсказка учителя: не соединяет ни однородные члены предложения, ни простые предложения в составе сложного, значит, это не союз. Это частица. О ней будем говорить на других уроках русского языка.)

Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали её сердцем. Сочинительный союз а – противительный, соединяет простые предложения.

3-ий ряд. Вот то бурная, то порывистая, то стремительная музыка. Сочинительный союз то – то – разделительный, повторяющийся, при однородных определениях.

Вы словно слышите страстную или яркую речь. Союз или – сочинительный, разделительный, при однородных определениях.)

 

3. Проверка выполнения индивидуальной работы учащихся.(Устно)

- Завершим работу с текстом проверкой индивидуальной работы, которая была      

   дана учащимся в начале урока.

Остановитесь, отложите ваши дела и прислушайтесь. ( Побудит., невосклиц., прост., односоставн., распростр., осложн. однородн. сказуем., полное).

             [ = , = и = ].

 

Отложите – глагол.

I. Что сделайте? отложите.

 Н. ф. – отложить.

II. Морф. призн.: пост. – сов. вид, II спр., перех.; непост. – в повел. накл., во мн. ч.,

     во 2-ом л.

III. Что сделайте? отложите ( сказуем.)

                                                       

                                                                                                ,  /      ,

Рояль – 2 слога (ро – яль) [ р а й а л ]

р –  [р] – согл., парн. тв., непарн. зв., сонорн.;

о –  [а] – гласн., безударн.;

               , 

       [й] – согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорн.;

я           /

       [а] – гласн., ударн.;

                  ,

л -   [л] – согл., парн. мягк., непарн. зв., сонорн.

ь-      -

--------------------------------

5 б.,5 зв.

 

4. Работа с учебником.

- Откройте упражнение .... учебника. Запишите 2-ое и 6-ое предложения. Обратите внимание, какими союзами можно заменить союз да в одном и другом предложениях.  Попутное объяснение вставляемых орфограмм.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Без нитки да иголки шубы не пошить.

- Какую особенность союза да вы заметили? ( Ответ: союз да может быть заменен союзом но (противительным) или союзом и (соединительным). При однородных членах в первом случае необходима постановка запятой, а во втором случае запятая не ставится.)

- Обратите внимание, в каких предложениях чаще всего употребляются союзы да?

( Ответ: в пословицах.)

- В каком стиле языка уместны пословицы? ( Ответ: в разговорном.)

 

5. Графический диктант. Работа у доски вместе с классом.

- В схемах над союзами надпишите буквы с, п, р, обозначающие группу, к которой относится союз.

                                        Частушки

Я прислушался, но не смог разобрать слов. [ - = , но =].

Только сильный голос, то отставая, то нагоняя мотив, разливался по улице, повторяя все затейливые колена гармошки. [__, то /    / , то /      / , = , /     / ].

Частушка оборвалась внезапно, но гармонист все играл да играл.

    [ - = ], но [ - = да =].

Он ни на что не обращал внимания и терпеливо дожидался следующей певицы. [ - = и = ].

                                                                                       По С. Антонову

V. Обобщение.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О каких союзах  говорили подробнее?    

   Довольны ли уроком и своей работой?

- Знание этого материала, наряду с другими темами, поможет вам в 9-ом и 11 - ом классах успешно выдержать ГИА и ЕГЭ.

- Спасибо за урок.

 

VI. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.