Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Комментарии преподавателя

Урок русского языка в 7 классе.

Тема. Повторение изученного о деепричастии.

Цели:

  • обобщить и систематизировать теоретические сведения о деепричастиях и деепричастных оборотах;

  • умение находить деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них;

  • повторить правописание не с деепричастиями и другими частями речи;

  • развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи;

  • воспитывать интерес к родному языку.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Вы, наверно, читали книгу Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Сегодня мы с вами отправимся искать приключения в Страну изученных деепричастий, вспомним, обобщим все то, что узнали о Его Величестве Деепричастии.


  1. Послушайте сказку «Отцы и дети».


Вырастая, все дети стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.

- Я вполне самостоятельная часть речи. Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи,- громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.

- Что ты, что ты. Ты всего лишь одна из моих форм, наряду с причастием, - настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь.

Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего.

- О чём говорится в этой сказке?

- В чём суть этого спора?

- Что доказывает Деепричастие?

- Покажите схематично в тетради, какие признаки глагола и наречия имеет деепричастие.

(Один ученик это делает на доске).

Деепричастия имеют признаки

Глагола наречия

вид – сов., несов. неизменяемость

возвратность – част. ся. в предложении -

управление падежом существительного обстоятельство.

вопросы: что делая?, что сделав?


  1. – Что такое деепричастие? Для чего оно нужно в языке?

  2. Давайте в небольшом отрывке из стихотворения Э. Асадова попробуем найти основной глагол и деепричастия и посмотрим, для чего они употребляются в художественном тексте.


Ёжась от свежего ветерка

Чуть посинев крепыши-маслята

Взявшись за руки как ребята

Топают греясь возле пенька.

(Знаки не расставлены)

- Назовите глагол и деепричастия.

-Для чего употребляются деепричастия в этом тексте?

-Прочитайте текст без деепричастий. Что изменилось?

- Как называется этот художественный прием в литературе?

(олицетворение)

- Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастия как члены предложения. (Ученик это делает на доске).

Игра. Заменив одну букву, получите деепричастие: гиря, фея, идея, соя.

5.Работа с текстом.

На планете много чудес, созданных природой, одно из них – водопад. Перед вами текст, куда нужно вставить деепричастия и деепричастные обороты. Вам поможет в этом репродукция с картины И. К. Айвазовского.

Перед вами водопад. Мощные потоки , …………………………………………….., , устремляются вниз с огромной высоты. Они , ---------------------------, бегут наперегонки,------------------------------------. . Вот они,------------------------ , переливаются под лучами солнца, а вот, , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая , ……………………….. , веками удивляет человека?

-Прочитайте получившийся текст.

А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать Роберту Саути в стихотворении «Лодорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая ,шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь ,грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь ,меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь ,извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

-Расставьте знаки препинания (печатная тетрадь упр. ), выделите суффиксы деепричастий.

6. –Проведите словообразовательный анализ деепричастий:

1ряд – сливаясь, 2ряд – клокоча, 3ряд – вырастая.

- Какого вида употребляются деепричастия в данном тексте?

- Как образуются деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?

7. – Вставьте пропущенную букву в слово и докажите правильность вашего решения.

Увид …в, услыш…в, расста…в, засе..в, постро…в, завис..в, раскле…в.

8.Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ кричала: «Не пишите нас вместе». Смиряла она свою гордость только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться без не. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть.

- А теперь давайте посмотрим , сможете ли вы укротить гордую Не.

- Распределите слова в два столбика: 1 – не слитно; 2 – слитно.

Недомогаю, недолетев, не прочитана, недочитав, не прочитав, негодуя, неистовствовал, незасеянный, не засеяв, не засеяно. , неизученный, но важный вопрос, не изучив, еще не изученный, не был.

9.- Знаете, кто самый великий шутник в королевстве Морфология? Деепричастие. Как часто смеется оно над незадачливыми школьниками, которые не знают законов употребления деепричастий в предложении.

- Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда посмотрим.

- Да что тут особенного,- думают школьники.

- Да я, деепричастие, все особенное, необыкновенное, вот решите задачку, а я посмотрю.

- Найдите ошибки и исправьте их.

1 Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

2 Подходя к лесу, мне стало холодно.

3 Увидев ее, она показалась ему еще лучше.

10. Из двух предложений выберите то, в котором можно заменить один глагол деепричастием. – Кто быстрее с этим справится?

1Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.

2Сестренка беспрерывно болтала, не слышала даже своих слов.

- Почему в первом предложении нельзя произвести замену?

11. – Как на письме выделяются деепричастия?

- Запишите предложения, выделив деепричастия и деепричастные обороты.

Затаив дыхание сидели дети на холодном камне. Тишину леса они слушали молча. Вдруг Митраша вскочил и сломя голову помчался вглубь.

- Прочитайте предложения со знаками препинания. - Почему в этих предложениях нет запятых?

12. Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли у вас во время путешествия. Я думаю, что вам понравилось деепричастие.

Домашнее задание.

Составьте рассказ о деепричастии, используя опорные выражения: любя друзей, прощая врагов, заботясь друг о друге, беспокоясь о близких, живя в мире и согласии.

Файлы