Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Морфология и орфография. Деепричастие. 7 класс ( урок 47-58 )

Комментарии преподавателя

Цели:

1) ознакомить обучающихся со способами образования

деепричастий совершенного и несовершенного видов;

2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;

4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Записи на экране:

 

Этикет, поведение, мораль, комплимент.

Эпиграф урока: «Поступай с другими

так, как ты хотел, чтобы поступали

с тобой».

(Золотое правило этики.)

Ход урока.

1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.

Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».

(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)

Индивидуальные задания на карточках.

1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

(Не) привыкайте к чудесам,-

Д.витесь им, д.витесь!

(Не) привыкайте к небесам,

Глазами к ним т.нитесь.

Пр.глядывайтесь к облакам,

Пр.слушивайтесь к птицам,

Пр.клад.вайтесь к родникам,-

(Ни)что (не) повторится!

За мигом миг. за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье!

(В. Шефнер.)

А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.

- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)

(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)

- Молодцы, ребята!

  1. Изучение новой темы.

Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

 

Перед вами таблица по теме урока.

Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

быть – будут - будучи

прочитать - прочтя

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)

Делаем выводы.

- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.

- Наши выводы совпадают с материалом учебника?

- Молодцы!

  1. Закрепление.

- Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)

Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.

Образуйте деепричастия совершенного вида.

Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.

С двумя деепричастиями устно составьте предложения.

- Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?

Осторожно: слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.

«Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…

Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»

Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

( С. Львов)

- Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.

Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

- Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.

(Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)

Групповая работа.

- Сейчас будем выполнять задания по группам.

1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

1-я карточка.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)

1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.

2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)

- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.

- Как живёшь?

- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)

- Как идёшь?

- Вот так! (По ладони два пальца.)

- Как бежишь?

- Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)

- Как даёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)

- Как берёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)

- Как шалишь?

- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)

- Как грозишь?

- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)

 

- Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.

- Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время;

б) вид;

в) лицо.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)

  1. положив документы в стол;

  2. положив руку на пульт управления;

  3. положив руку на сердце;

  4. положив вещи в чемодан.

- Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:

а) спешат;

б) жуют;

в) балуются;

г) ждут;

д) глядят;

е) кричат.

- Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).

- Умеем ли мы говорить?

- Как мы говорим?

- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)

Заповеди речевого поведения.

  1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

  2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

  3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.

  4. Избегай многословия.

  5. Говори просто, понятно, чётко.

  6. Избегай речевого однообразия.

  7. Владей культурой языка.

  8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

  9. Умей не только говорить, но и слушать.

Творческий диктант.

- Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.

Образец: Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)

Итоги.

- Итак, ребята, подведём итоги.

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Как образуются деепричастия совершенного вида?

( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)

Домашнее задание.

- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.

- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.