Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания Не с причастием в предложении:
Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.

Комментарии преподавателя

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: обучающиеся должны:

1.Знать правила написания НЕ с причастиями.

2.Уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ, НЕ -  часть корня, обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении.

3.Уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

Ход урока.

  1. Повторение изученного.

Словарный диктант.

Неправда, невежда; не широкая, а узкая река;  не прочитали книгу, неизвестный автор, нелепая история, необыкновенный человек,  непрочитанная книга, не ответил на вопрос, недруг, несчастье.

 

- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались?

- Встретилась ли в тексте диктанта изучаемая нами часть речи?

- Что такое причастие?

- Что называется причастным оборотом?

      2.   Синтаксическая минутка.

       Диктант с сигнальными карточками, на которых схемы предложений с причастными           оборотами.

  1.  Постановка целей урока.

Обучающиеся   получают распечатанный текст диктанта.

Раскаты грома,  (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

Солнце, ещё (не)закрытое тёмной тучей, ярко светило в окно.

(Не)распечатанное письмо лежало на моём столе.

Сквозь (не)занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо.

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

- Какой будет  цель урока?

        4.      Изучение нового материала.  Работа в группах.

1  группа

А) Проанализируйте примеры и сформулируйте условия слитного написания НЕ с причастиями.

В  (не)проглядной  чаще ты увидишь ель, лесную кормилицу.

Ты выбираешься на опушку и слышишь (не)уловимый шёпот осинок.

У реки ветви ивы склоняются к воде и смотрят в прозрачную, (не)замутнённую гладь.

Б) Приведите собственные примеры, продолжив текст.

2 группа

А) Заполните таблицу примерами.

Слитно

Раздельно

1. НЕ употребляется без  НЕ.

2.Нет противопоставления с союзом   а.

3.Нет зависимого слова.

 

1.Есть противопоставление с союзом  а.

2. Есть зависимые слова.

Б) Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании  НЕ  с причастиями.

(Не)обжитые в лесу пространства. Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой. Лёгкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака. Маленькие, (не)окрепшие ёлочки росли на поляне.

3 группа

        Работа с учителем.

  1. Найти лишнее слово: нелепый, невежда, недоумевать, негодующий, неправда.

- Определить часть речи.

- Чем объединены записанные слова?

        2.   Переписать, раскрыв скобки. Сравнить записанные примеры, сделать вывод  о написании НЕ с причастиями.

(Не)прекращающийся шум ливня.  –( Не) прекращающийся весь день шум ливня.

(Не)просохшая земля.  – ( Не) просохшая после дождя земля.

  1.  Выступление групп: 1  группа даёт связный ответ с примерами, 2 группа приводит алгоритм рассуждения с примерами, 3 группа объясняет записанные примеры.
  2. Закрепление нового материала.

              - чтение  §  .., упр.... (устно).

- Можем ли мы теперь раскрыть скобки в напечатанном тексте? Объясните написание.

-  Выполнение упр... из учебника. Комментированное письмо.

        7.   Подведение итогов урока.

              - Какие цели мы ставили в начале урока?

            -  Что нового узнали?

        8.     Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.