Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Комментарии преподавателя

Цели: повторить изученное о причастии; познакомиться с порядком морфологического разбора причастия; закрепить умение определять морфологические признаки причастия; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; развитие речи учащихся.

Оборудование: проектор, презентация, перфокарты.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

(Слайды 1, 2) Презентацию можно получить у автора статьи.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1) Орфографическая разминка.
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание. (Слайд 3)

2) Тестовая работа

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность

2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.

3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.
А) расколотый пополам
Б) помогавший старикам
В) растущее дерево
Г) увядший цветок
Д) исправленный учителем
Е) несклоняемые существительные

5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:
А) услышать – услышенный
Б) застрелить – застреленный
В) понять – понятый
Г) засеять – засеятый
Д) запаять – запаянный

(Слайды 4-13)

III. Объяснение нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора причастия.

  1. Чтение плана разбора причастия. (Слайд 14)
  2. Синтаксический разбор предложения:
    Нежный запах отогретой кедровой хвои смешанной с запахом оттаявшей земли напоминает весну.
    Расставить знаки препинания, сделать разбор. (Слайды 15–16 )
  3. Сделать устный морфологический разбор нескольких причастий из данного предложения. (Слайд 17)

IV. Физкультминутка.

(Слайд 18)

V. Закрепление.

1) Морфологический разбор причастий (письменно) по перфокартам:
Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни.
С. Аксаков

(Слайд 19)

2) Подбор причастий по морфологическим признакам, составление словосочетаний.

  • Страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, полное, в творительном падеже, единственного числа, мужского рода
  • Действительное, настоящего времени, несовершенного вида, в дательном падеже, множественного числа. (Слайд 20)

4) Творческая работа.

Составление текста-описания по картинке с использованием причастий. (Слайд 21)

VI. Итоги урока.

  • Что называется причастием?
  • На какие группы делятся причастия?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного?

(Слайд 22)

Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.