Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Комментарии преподавателя

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:


  • дать понятие о причастном обороте;

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

  • рассмотреть условия обособления причастного оборота;

  • показать роль причастного оборота в речи.


Развивающие:


  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

  • развивать умение мыслить самостоятельно;

  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.


Воспитательные:


  • способствовать воспитанию культуры общения;

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

  • воспитывать любовь к русскому языку.


Над доской вывеска: Центр исследований современного русского языка

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Постановка целей и задач.

- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! (слайд 1) Наш отдел работает по проблеме «Причастие» под девизом (слайд 2). И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

- Откройте наши дневники-исследования и запишите число, для темы оставьте, пожалуйста, строку.

- Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!



II. Актуализация знаний.

Орфографический диктант.

Осенний, желтый, дождливый, ветреный, безветренный, багряный, ярко-красный.

- Ребята, слова какой части речи были представлены в диктанте? (прилагательные). А какая другая часть речи очень похожа на прилагательное, но еще и имеет свойства глагола? (причастие).

- Молодцы, посмотрим на экран.

 Запись на экране: (слайд №3)

листва, которая пожелтела

цветы, которые увяли

птицы, которые улетают

листья, которые шуршат

- О каком времени года идет речь? Да, об осени, которая дарит нам яркие краски.



А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.

листва, которая пожелтела - пожелтевшая листва

цветы, которые увяли - увядшие цветы

птицы, которые улетают – улетающие птицы

листья, которые шуршат – шуршащие листья

(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Б. Распространите данные причастия (слайд №4).

листва пожелтевшая (когда?)

цветы увядшие (где?)…

птицы улетающие (куда?)…

листья шуршащие (где?)
- Устно составьте предложения со словами каждой строчки.

Одновременно с устной работой у доски выполняется синтаксический разбор предложения.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов и осин.

(И Соколов-Микитов)



Разберите по составу причастия из разобранного предложения.

Какие морфемы «позаимствовали» причастия у глагола, какие - у прилагательного?



В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

- Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом (слайд №5). Цель нашего исследования сегодня – изучить причастный оборот.

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя: Сегодня мы узнаём, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми.

2. Слово учителя: Ребята, причастный оборот является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

1. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы. Выполните задание, предложенное на слайде. (слайд № 6).

Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.(слайд №7) Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? Как называют человека, любящего свою родину?

2. Работа со словарем иностранных слов.

Патриот – греч. «патри» - родина, Отечество.

 


    1. Человек, горячо любящий родину. 2. Человек, преданный какому – либо делу.


Подберем однокоренные слова к этому слову.

Патриотизм

Патриотический

(слайд №8) Юные исследователи, какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (Некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд №9).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд № 9).

3. Работа с учебником.

- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр....).

Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ на этот вопрос.



Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (Слайды №10).

Раздает памятки.



Физпауза.

- Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Неплохо бы совершить путешествие. Но куда? Природа нашей Отчизны настолько прекрасна, что выбор перед нами поистине велик. Я предлагаю отправиться к морю. Вы не возражаете?

Отдых у моря полезен. М.Пришвин говорил: « Подходишь к большой воде с такой мелкой душонкой, раздробленной еще больше какой-нибудь ссорой, а взглянул на большую воду - и душа стала большой, и все простил великодушно».

- Взгляните и вы на большую воду, чтобы наполнить ее положительными эмоциями и восстановить душевное равновесие (слайд № 11)

Просмотр с использованием мультимедийного проектора фрагмента фильма «Море» (звуковой)- 1 мин.

4. Творческая работа

– Предлагаю индивидуальную творческую работу. Ребята работают по созданию текста, описывая предложенные картины И.К. Айвазовского. (слайд №12) (I группа – “Волна ”, II группа – “Штиль”).

Карточки.

Учащимся предлагается языковой материал, который они могут использовать в своей работе.

Карточка 1.


  1. Спишите текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и запятые.

  3. Озаглавьте.


С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующ... и тихую гладь отдыхающ... моря, блеск солнечных лучей сверкающ... на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубицы и белоснежную пену волн, показать мужество человека вступающ... в схватку с морской стихией.

Карточка 2.

1.Спишите текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и запятые.

3.Озаглавьте.

В тихую погоду море спокойное и ласковое. Солнечные лучи играют на его з..ркальной поверхности, вода переел..вается разными оттенками голубого и зеленого цвета. Но подует ветер и на поверхности возникают волны. И чем с..льнее ветер, тем выше волны. Злое море, ж..лающее пок..зать свою силу, поднимает громады волн, осв..щенных тревожными лучами солнца.

Коллективная работа.

- Вместе мы составляем как можно больше причастных оборотов к определяемому слову волны или обороты, рожденные по ассоциации.

(Учащиеся называют, учитель записывает их на доске.)


  • набегающие на берег рассыпающиеся тысячами брызг

  • разбивающиеся о скалы вздымающиеся к небу

  • сверкающие на солнце мчащие свои воды

  • бьющиеся о берег ударяющиеся с грохотом

  • встающие на дыбы



Проверка индивидуальных заданий.

- Прочитайте полученные тексты.

- Какие трудности вы испытали при выполнении задания?

- Нужно ли продолжить работу с причастными оборотами на следующем уроке?

- Юные исследователи, сейчас, работая над составлением текста с использованием причастных оборотов, не задумались ли вы над ролью их в речи? Как вы думаете, каково их назначение? (Причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной). Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми. Вот, например, строки из стихотворений Сергея Есенина. 3 октября мы будем отмечать важную дату – 115 лет со дня рождения великого поэта. (слайд №13)

- Итак, перед вами строки из стихотворений Сергея Есенина (слайд № 14). Кто окажется самым внимательным и отыщет причастные обороты, употребленные в них.

- А теперь проверьте себя (слайд №15).

А вот еще одно стихотворение молдавского поэта Виктора Краско, которое практически целиком построено на причастных оборотах.



Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в глубь полей,

Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык.

- О чём это стихотворение? Сформулируйте тему данного поэтического текста. (Что такое русский язык в восприятии поэта. )
Игра «Поработай учителем».

- Исправь ошибки, поставив на место запятые.

На доске:

Человек любящий, свою Родину ее природу его язык сумеет, многого добиться.

- Над чем заставила задуматься эта фраза?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодняшнее исследование успешно завершено!

- Какие открытия были совершены?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

V. Домашнее задание

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.