11 класс. Обществознание. Социальный статус

11 класс. Обществознание. Социальный статус

Комментарии преподавателя

 

Го­во­ря о «со­ци­аль­ном ста­ту­се» и «со­ци­аль­ной роли», стоит ука­зать, что это две сто­ро­ны од­но­го и того же яв­ле­ния. Эти два по­ня­тия, стали ис­поль­зо­вать­ся в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре ещё в XIX веке (К. Маркс, М. Вебер), се­год­ня они по­мо­га­ют нам глуб­же по­ни­мать со­ци­аль­ные про­цес­сы об­ще­ства. Опре­де­лим­ся сразу же: «ста­тус» – это струк­тур­ная ячей­ка об­ще­ства, а «роль» – её ди­на­ми­че­ский ас­пект.

Ста­тус – это по-ла­ты­ни «пра­во­вое по­ло­же­ние». Дру­ги­ми сло­ва­ми, ста­тус че­ло­ве­ка – это со­во­куп­ность его прав и обя­зан­но­стей по от­но­ше­нию к дру­гим людям, об­ла­да­ю­щим дру­ги­ми ста­ту­са­ми. Он ука­зы­ва­ет на про­фес­сию, ква­ли­фи­ка­цию, долж­ность, ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, де­ло­вые связи, воз­раст, се­мей­ное по­ло­же­ние и др. В любом об­ще­стве со­во­куп­ность ста­ту­сов ор­га­ни­зо­ва­на в иерар­хи­че­ские ряды и ста­ту­сы вза­и­мо­дей­ству­ют в по­ня­тии «выше – ниже». При этом ста­ту­сы отоб­ра­жа­ют со­ци­аль­ное нера­вен­ство об­ще­ства. (Рис. 1)

Социальное неравенство

Рис. 1. Со­ци­аль­ное нера­вен­ство (Ис­точ­ник)

Дру­гой важ­ный мо­мент: со­ци­аль­ный ста­тус – яв­ле­ние от­но­си­тель­ное. Че­ло­век, на­хо­дя­щий­ся вне со­ци­аль­ных свя­зей, те­ря­ет ста­тус. От­сю­да, ста­тус воз­мо­жен при вза­и­мо­дей­ствии не менее двух людей с раз­ным по­ло­же­ни­ем. На­при­мер, Ро­бин­зон не имел бы ни­ко­го ста­ту­са на необи­та­е­мом ост­ро­ве, пока не по­явил­ся Пят­ни­ца. (Рис. 2)

Робинзон и Пятница

Рис. 2. Ро­бин­зон и Пят­ни­ца (Ис­точ­ник)

В со­цио­ло­гии су­ще­ству­ет клас­си­фи­ка­ция со­ци­аль­ных ста­ту­сов. Вы­де­ля­ют пред­пи­сан­ный и при­об­ре­тён­ный со­ци­аль­ный ста­тус.

Пред­пи­сан­ным ста­ту­сом опре­де­ля­ет­ся по­зи­ция че­ло­ве­ка в об­ще­стве, за­ни­ма­е­мая им неза­ви­си­мо от лич­ных за­слуг, по рож­де­нию (пол, раса, на­ци­о­наль­ность). В тра­ди­ци­он­ных об­ще­ствах, где по­лу­че­ние ста­ту­са за­ви­сит от про­ис­хож­де­ния че­ло­ве­ка, опре­де­ля­ет­ся его жизнь неза­ви­си­мо от его же­ла­ний и дей­ствий. На­при­мер, при­над­леж­ность к кня­же­ским родам, к выс­шим ка­стам. (Рис. 3)

Князь

Рис. 3. Князь (Ис­точ­ник)

При­об­ре­тён­ный ста­тус – это по­ло­же­ние в об­ще­стве, до­стиг­ну­тое самим че­ло­ве­ком. Во­об­ще, че­ло­век боль­шую часть своих ста­ту­сов, за­во­ё­вы­ва­ет, при­ла­гая опре­де­лён­ные уси­лия. Так, к при­ме­ру, чтобы по­лу­чить ста­тус сту­ден­та, необ­хо­ди­мо сдать ЕГЭ, а чтобы этот ста­тус со­хра­нить в даль­ней­шем, два раза в год нужно его под­твер­ждать, сда­вая сес­сии. (Рис. 4)

Студент

Рис. 4. Сту­дент (Ис­точ­ник)

С по­ня­ти­ем «со­ци­аль­ный ста­тус», тесно свя­за­но по­ня­тие «со­ци­аль­ная роль». По­ве­де­ние че­ло­ве­ка, за­ни­ма­ю­ще­го опре­де­лён­ную по­зи­цию в об­ще­стве, в боль­шей сте­пе­ни опре­де­ля­ет­ся окру­жа­ю­щи­ми его лю­дь­ми. Со­ци­аль­ная роль – это шаб­лон­ный вид по­ве­де­ния, на­прав­лен­ный на вы­пол­не­ние прав и обя­зан­но­стей, пред­пи­сан­ных кон­крет­но­му ста­ту­су. Ис­пол­не­ние роли поз­во­ля­ет об­ще­ству быть пред­ска­зу­е­мым и упо­ря­до­чен­ным. (Рис. 5)

Социальные роли

Рис. 5. Со­ци­аль­ные роли (Ис­точ­ник)

Стоит также учи­ты­вать, что каж­дый ста­тус пред­по­ла­га­ет вы­пол­не­ние несколь­ких ролей. Со­во­куп­ность ролей, пред­пи­сан­ных одним ста­ту­сом, на­зы­ва­ют ро­ле­вым на­бо­ром. Очень труд­но од­но­вре­мен­но ис­пол­нять несколь­ко ролей. Когда про­ис­хо­дит на­пря­же­ние от­но­ше­ний из-за невоз­мож­ной ре­а­ли­за­ции несколь­ких ролей, воз­ни­ка­ет ро­ле­вой кон­фликт. Труд­но быть спра­вед­ли­вым пра­ви­те­лем и при­мер­ным отцом. (Рис. 6)

Царь Иван Грозный и сын его Иван. Фрагмент картины И. Репина.

Рис. 6. Царь Иван Гроз­ный и сын его Иван. Фраг­мент кар­ти­ны И. Ре­пи­на.

Мы за­ни­ма­ем ста­тус, но иг­ра­ем роль – вот одно из от­ли­чи­тель­ных черт, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих со­ци­аль­ные по­ня­тия. «Со­ци­аль­ный ста­тус» по­мо­га­ет опи­сы­вать об­ще­ство в непо­движ­ном со­сто­я­нии. «Со­ци­аль­ная роль» ука­зы­ва­ет на дви­же­ние об­ще­ства, его ди­на­ми­че­скую кар­ти­ну. От­сю­да «ста­тус» – это, как пра­ви­ло, по­зи­ция в об­ще­стве, а «роль» – мо­дель по­ве­де­ния, свя­зан­ная с этой по­зи­ци­ей.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/sotsialnyy-status?seconds=0&chapter_id=773

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5YZD8t3EQAA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=h9PbmjB4gjA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=EGGXtggzypE

источниквидео - http://www.youtube.com/watch?v=oI7jrsCh2Ew

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/3861-socialnye-statusy-i-roli.html

http://www.youtube.com/watch?v=nxOET0ZDlOU

Файлы