11 класс. Обществознание. Социальные общности и институты

11 класс. Обществознание. Социальные общности и институты

Комментарии преподавателя

Мы часто слы­шим слово «ин­сти­тут» и сразу же пред­став­ля­ем себе выс­шее об­ра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние. На самом деле это по­ня­тие более слож­ное и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное.

В на­уч­ный обо­рот ла­тин­ское слово institutum (устав, учре­жде­ние) ввёл аме­ри­кан­ский со­цио­лог Т. Веб­лен. Одним из самых рас­про­стра­нен­ных опре­де­ле­ний яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щее: со­ци­аль­ный ин­сти­тут – это си­сте­ма цен­но­стей, норм и свя­зей, ко­то­рые ор­га­ни­зу­ют людей для удо­вле­тво­ре­ния их по­треб­но­стей. Ин­сти­ту­ты ока­зы­ва­ют вли­я­ние на по­ве­де­ние людей, опре­де­ляя их ста­тус­но-ро­ле­вые ха­рак­те­ри­сти­ки. Целью со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов яв­ля­ет­ся до­сти­же­ние ста­биль­но­сти в ходе раз­ви­тия об­ще­ства. От­сю­да, мы го­во­рим, что они на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном из­ме­не­нии и раз­ви­тии.

Про­цесс опре­де­ле­ния и за­креп­ле­ния со­ци­аль­ных норм, свя­зей, ста­ту­сов и ролей при­ве­де­ние их в си­сте­му, ко­то­рая спо­соб­на дей­ство­вать в на­прав­ле­нии удо­вле­тво­ре­ния со­ци­аль­ных по­треб­но­стей на­зы­ва­ют ин­сти­ту­а­ли­за­ци­ей. Пред­ска­зу­е­мое по­ве­де­ние, ко­то­рое ожи­да­ет­ся, мо­де­ли­ру­ет­ся, ре­гу­ли­ру­ет­ся в об­ще­стве, – это и есть ре­зуль­та­ты ин­сти­ту­а­ли­за­ции.

В со­цио­ло­гии вы­де­ля­ют несколь­ко ста­дий ин­сти­ту­а­ли­за­ции:

  1. По­яв­ле­ние по­треб­но­стей, ко­то­рые можно удо­вле­тво­рить в ре­зуль­та­те сов­мест­ной де­я­тель­но­сти.
  2. Вы­ра­бот­ка норм и пра­вил, спо­соб­ных удо­вле­тво­рить по­явив­ши­е­ся по­треб­но­сти.
  3. Прак­ти­че­ская ре­а­ли­за­ция при­ня­тых норм и пра­вил.
  4. Со­зда­ние си­сте­мы ста­ту­сов и ролей, охва­ты­ва­ю­щих всех чле­нов ин­сти­ту­та.

Из этого сле­ду­ет, что со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты об­ра­зу­ют на­хо­дя­щи­е­ся во вза­и­мо­дей­ствии ин­ди­ви­ды. (Рис. 1)

Образование социальных институтов

Рис. 1. Об­ра­зо­ва­ние со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов (Ис­точ­ник)

В со­цио­ло­гии вы­де­ля­ют пять глав­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов: по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты, эко­но­ми­че­ские ин­сти­ту­ты, ин­сти­тут семьи, со­ци­аль­но-куль­тур­ные ин­сти­ту­ты, ин­сти­тут ре­ли­гии. Каж­дый из них имеет свои спе­ци­фи­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки и функ­ции.

По­ли­ти­ка как со­ци­аль­ный ин­сти­тут – это со­во­куп­ность опре­де­лен­ных ор­га­ни­за­ций (ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния), ре­гу­ли­ру­ю­щих по­ли­ти­че­ское по­ве­де­ние людей в со­от­вет­ствии с при­ня­ты­ми нор­ма­ми, за­ко­на­ми, пра­ви­ла­ми. Каж­дый из по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов осу­ществ­ля­ет опре­де­лен­ный вид по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти и вклю­ча­ет со­ци­аль­ную общ­ность, слой, груп­пу, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на ре­а­ли­за­ции по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти по управ­ле­нию об­ще­ством. Для этих ин­сти­ту­тов ха­рак­тер­ны:

1. по­ли­ти­че­ские нормы, ре­гу­ли­ру­ю­щие от­но­ше­ния внут­ри по­ли­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та и между ними, и между по­ли­ти­че­ски­ми и непо­ли­ти­че­ски­ми ин­сти­ту­та­ми об­ще­ства;

2. ма­те­ри­аль­ные сред­ства, необ­хо­ди­мые для до­сти­же­ния по­став­лен­ных целей.

По­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты (рис. 2) обес­пе­чи­ва­ют вос­про­из­вод­ство, ста­биль­ность и ре­гу­ли­ро­ва­ние по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, со­хра­не­ние иден­тич­но­сти по­ли­ти­че­ской общ­но­сти даже при смене со­ста­ва, уси­ли­ва­ют со­ци­аль­ные связи и внут­ри­г­руп­по­вую спло­чен­ность, осу­ществ­ля­ют кон­троль за по­ли­ти­че­ским по­ве­де­ни­ем.

В цен­тре вни­ма­ния по­ли­ти­ки – власть и управ­ле­ние в об­ще­стве.

Со­цио­ло­ги­че­ский ха­рак­тер де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства и дру­гих по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций свя­зан с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем об­ще­ства в целом.

Здание Государственной Думы РФ

Рис. 2. Зда­ние Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

Эко­но­ми­че­ский ин­сти­тут пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность ин­сти­ту­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных спо­со­бов де­я­тель­но­сти, об­раз­цов со­ци­аль­ных дей­ствий, об­ра­зу­ю­щих раз­лич­ные типы эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния людей и ор­га­ни­за­ций для удо­вле­тво­ре­ния своих по­треб­но­стей. Ин­сти­ту­ты, от­но­ся­щи­е­ся к эко­но­ми­че­ской сфере: рынок, част­ная соб­ствен­ность, ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство, день­ги и т. д. (Рис. 3)

Биржа обеспечивает регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов

Рис. 3. Биржа обес­пе­чи­ва­ет ре­гу­ляр­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ор­га­ни­зо­ван­но­го рынка то­ва­ров, валют, цен­ных бумаг и про­из­вод­ных фи­нан­со­вых ин­стру­мен­тов

Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты об­ра­зо­ва­ния и науки обес­пе­чи­ва­ют со­ци­а­ли­за­цию ин­ди­ви­дов, по­сред­ством ко­то­рой они раз­ви­ва­ют ка­че­ства, необ­хо­ди­мые для непре­мен­ных жиз­нен­ных про­цес­сов и пре­об­ра­зо­ва­ний. Ин­сти­тут об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой мно­го­уров­не­вую струк­ту­ру (до­школь­ное, школь­ное сред­нее, сред­нее спе­ци­аль­ное, выс­шее об­ра­зо­ва­ние, раз­лич­ные виды под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки кад­ров). (Рис. 4) Глав­ная функ­ция си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния – на­коп­ле­ние и пе­ре­да­ча тео­ре­ти­че­ских зна­ний, прак­ти­че­ских на­вы­ков и опыта, со­ци­аль­ных цен­но­стей новым по­ко­ле­ни­ям.

Лекционная аудитория вуза

Рис. 4. Лек­ци­он­ная ауди­то­рия вуза

Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты семьи и брака, яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми. По­ми­мо этого семья при­зва­на вы­пол­нять сле­ду­ю­щие функ­ции:

  1. Со­ци­аль­но-био­ло­ги­че­скую – удо­вле­тво­ре­ние сек­су­аль­ных по­треб­но­стей и по­треб­но­стей в про­дол­же­нии рода;
  2. Вос­пи­та­ние, со­ци­а­ли­за­ция детей;
  3. Эко­но­ми­че­скую, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в ор­га­ни­за­ции хо­зяй­ствен­но-бы­то­вой жизни всех чле­нов семьи, вклю­чая обес­пе­че­ние жи­льем и необ­хо­ди­мой ин­фра­струк­ту­рой;
  4. По­ли­ти­че­скую, ко­то­рая свя­за­на с вла­стью в семье и управ­ле­ни­ем ее жиз­не­де­я­тель­но­стью;
  5. Со­ци­о­куль­тур­ную – ре­гу­ли­ро­ва­ние всей ду­хов­ной жизни семьи.

Вы­ше­ука­зан­ные функ­ции сви­де­тель­ству­ют о необ­хо­ди­мо­сти семьи для всех ее чле­нов и о неиз­беж­но­сти объ­еди­не­ния людей, жи­ву­щих вне семьи.

Брак – это ис­то­ри­че­ски ме­ня­ю­ща­я­ся со­ци­аль­ная форма от­но­ше­ний между муж­чи­ной и жен­щи­ной, по­сред­ством ко­то­рой об­ще­ство упо­ря­до­чи­ва­ет и санк­ци­о­ни­ру­ет их ин­тим­ные от­но­ше­ния, уста­нав­ли­ва­ет су­пру­же­ские, ро­ди­тель­ские и дру­гие род­ствен­ные права и обя­зан­но­сти. (Рис. 5)

Расширенный тип семьи состоит из супружеской пары с детьми и из родственников, проживающих с ними.

Рис. 5. Рас­ши­рен­ный тип семьи со­сто­ит из су­пру­же­ской пары с детьми и из род­ствен­ни­ков, про­жи­ва­ю­щих с ними.

Таким об­ра­зом, мы от­ме­ча­ем, что со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты ор­га­ни­зу­ют и упо­ря­до­чи­ва­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру, удо­вле­тво­ряя тем самым по­треб­но­сти лич­но­сти и об­ще­ства.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/sotsialnye-obschnosti-i-instituty

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MEsqnMJkY80

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JPye8_GV30A

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2VaVeAa1vNw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=c8NIzpKEsHc

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

 

Файлы